Хвала Аллаху Господу миров, Одному Единому, Царю Судного дня, Самодостаточному Всевышнему, Который не родил и не был рождён, и не было Ему равных никого.

Книга о голоде

Имам аль-Хафиз Абу Бакр ибн Абу ад-Дунья

Под редакцией и с толкованиями Мусида Абдуль-Хамида Мухаммада ас-Саадани

Предисловие редакции

Хвала Аллаху Господу миров, Одному Единому, Царю Судного дня, Самодостаточному Всевышнему, Который не родил и не был рождён, и не было Ему равных никого.

Я свидетельствую, что Мухаммад посланник Господа миров, посланный с истинной и стойкой религией как руководство для творений, которых он вывел с дозволения Господа из тьмы невежества и многобожия к свету веры и убеждённости. Да благословит его Аллах, а также его жён и сподвижников и всех, кто последовал за ним до Судного дня.

Мы до сих пор продолжаем брать наставления из книг имама ибн Абу ад-Дунья. Мы извлекаем из них пользу, они направляют нас к прямому пути. На самом деле этот человек был настоящей энциклопедией, содержащей много, много полезных религиозных знаний.

Настоящее его имя: имам аль-Хафиз проповедник Абу Бакр Абдулла ибн Мухаммад ибн Убайд ибн Суфьян ибн Кайс аль-кураши аль-Багдади, известный как ибн Абу ад-Дунья.

Он родился в 208-м году по хиджре (823 год н.э.). его учителями были: его отец, Ахмад ибн Ханбал, Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Бирджали, Абу Убайд аль-Касим ибн Салам, ибн Са’д и другие. Его наставниками были: ибн Абу Хатим, аль-Хусейн ибн Сафван аль-Барза’и, аль-Кады Ваки’ и другие.

Когда у ибн Абу Хатима спросили о нём, он назвал его правдивым багдадцем. Ибн аль-Джаузи также доверял его трудам.

После деятельной жизни он скончался в 281 году по хиджре. Да смилуется над ним Аллах и введёт его и нас в райские кущи.

Его биографию можно почитать в книге имама аз-Захаби «Знакомство с достойными» (13/397-404).

Наихудший сосуд!

1). Сообщается, что Абу Карима аль-Микдам бин Ма`дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть - для питья, а ещё треть - для (лёгкости) дыхания[1].

2). Абу Али аль-Хасан Арафа передаёт от Абдур-Рахмана ибн аль-Муракки’а, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не сотворил наихудшего сосуда (если он наполнится), чем желудок, если уж неизбежно (его наполнить), то сделайте треть его для еды, треть – для питья, и треть – для воздуха[2]».

Они будут голодать дольше всех в Судный день

3). Зайд ибн Уахб передаёт, что как-то Салмана уговаривали поесть, на что он ответил: «Мне достаточно, мне достаточно, я слышал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наиболее насытившиеся люди в этом мире будут подвергнуты самому продолжительному голоду в мире последнем. О, Салман, ведь поистине, эта жизнь является темницей верующего и раем неверного[3]».

Из пророческих проповедей

4). Аль-Хасан передаёт от Абу Джахиф, что он как тот рыгнул на одном собрании посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тот сказал ему:

«Перестань отрыгивать, ведь поистине, самому длительному голоду в Судный день подвергнутся люди, которые были самыми насытившимися при жизни». Абу Джахифа добавил: «после этого я не ел до сыта тридцать лет[4]».

5). Халид ибн Хаддаш передаёт от Масрука, что он сказал: «Как-то я зашёл к Аише, и она пригласила меня на трапезу со словами: «Кушай, я очень редко ем досыта, и если бы могла плакать, то заплакала бы». Я спросил: «Отчего это?» Она ответила: «Я вспоминаю в каком положении покинул этот мир посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ведь он не ел ячменного хлеба досыта в течение двух дней подряд, пока не встретил Аллаха[5]».

Аскетизм господина человечества

20). Сообщают со слов Анаса ибн Малика, что он сказал: «Как-то я пошёл к посланнику Аллаха с ржаным хлебом и с несвежим топлёным маслом. В то время он отдал под залог свою кольчугу одному иудею. Я слышал много раз как он говорил: «Клянусь Аллахом, у домочадцев Мухаммада нет ни са’а фиников, ни са’а зерна». Тогда у него было девять жён[21].

Красноречивые высказывания

23). Передают, что Абу Джафар сказал: «Если наполнился желудок, тело начинает буйствовать».

24). Али ибн Абу Талиб сказал Умару ибн аль-Хаттабу: «Если ты хочешь встретиться со своими двумя товарищами (Мухаммадом и Абу Бакром после смерти), то поубавь свои мечты, ешь не наедаясь, латай свою рубашку, одевай наизнанку изар и стопчи свои сандалии. Тогда ты встретишься с ними».

25). Сообщают, что Убада ибн Саммит говорил: «Желудок всегда говорит: Дай, дай. Вам же достаточно того, что успокоит его».

26). Сообщают, что Кайс ибн Рафии говорил: «Горе тому, чьей религией была эта жизнь, а его стремлением – желудок».

27). Сообщают, что Умар ибн аль-Хаттаб как-то расчёсывал от паразитов верблюдиц, предназначенных для закята, и его начал одолевать голод. Он зашёл домой и спросил: «У вас есть что-нибудь?» Его жена сказала: Под постелью». Он там нашёл мешочек с финиками. Он поел и запил водой, а затем погладил живот и сказал: Горе тому, чей живот заведёт его в ад».

28). Сообщают, что Умару ибн аль-Хаттабу как-то принесли хлеб и оливковое масло. Он поел это и стал поглаживать живот, при этом говоря: «Клянусь Аллахом, о, живот, тебе придётся привыкать к хлебу и маслу, пока жир продают за серебро».

29). Сообщают со слов Абу аль-Бахтари, что как-то Умар ибн аль-Хаттаб сказал своим товарищам: «Если бы не страх перед отчётом (в Судный день) завтра, я приказал бы принести барашка и поджарить в печи».

30). Сообщается, что однажды Сахль бин Са'д, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не видел белого хлеба с тех пор, как Аллах Всевышний направил его (к людям), и до тех пор, пока Аллах Всевышний не забрал его к Себе». Его спросили: «А были ли у вас сита при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он сказал; «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (даже) не видел сита с тех пор, как Аллах Всевышний направил его (к людям), и до тех пор, пока Аллах Всевышний не забрал его к Себе». Его спросили: «Как же вы ели непросеянный ячмень?» Он сказал: «Мы размалывали его, а потом дули на него, и что улетало, то улетало, а к оставшемуся мы добавляли воду и замешивали тесто».

Описание еды аль-Фарука (Умара ибн аль-Хаттаба)

31).Передают, что ибн Умар присутствовал при трапезе своего отца Умара. Ибн Умар сообщает: «Каждый день у него было одиннадцать кусочков хлеба, иногда они оставались и на следующий день».

32). Сообщают со слов Сабита, что как-то Умар ибн аль-Хаттаб захотел пить, и ему принесли напиток из мёда. Он повертел сосуд в ладони и сказал: «Если я выпью его, то сладость его кончится, а горечь останется». Он отдал его другому человеку, и тот выпил его.

33). Абу Умама сообщает, что как-то Али принесли утку, наполненную сладостями, и он сказал: «За это курайшиты и воевали».

34). Сообщается, что когда Мусаб ибн аз-Зубайр убил аль-Мухтара, Амр ибн Харрис приготовил ему еду. Когда тот со своими товарищами поел, Амр принёс ему сладости из муки и мёда на дорогой посуде. Мусаб сказал своим товарищам: «Идите ешьте. Клянусь Аллахом, религия – это не молодая красивая верблюдица, и никогда не будет такой, пока за неё сражаются.».

35). Передают со слов Укбы аль-Асади, что как-то Ибрахиму принесли сладости, и он сказал: «Это еда для детей», и не стал их есть.

36). Аль-Ахнаф ибн Кайс сообщает: «Как-то мы пошли с Абу Мусой аль-Аш’ари во глве делегации к Умару ибн аль-Хаттабу. Обычно у Умара было три хлеба, которые он ел с молоком и топлённым маслом в один день, другой день он их ел с пресным мясом, третий день с растительным маслом. Люди стали есть с ним и испытывать неудобство от этого. Умар сказал: «Я вижу, что вам неудобно, но я лучше вас знаю как жить. И если бы я захотел, то я бы повелел приготовить грудинки, много жира, жаренного мяса, сладостей из горчицы и изюма, но я хочу оставить эти блага на потом (на Судный день). Ведь Всевышний Аллах сказал:

أَذْهَبْتُمْ طَيِّبَاتِكُمْ فِي حَيَاتِكُمُ الدُّنْيَا وَاسْتَمْتَعْتُمْ بِهَا

Вы растратили свои блага в свой мирской жизни и попользовались ими… (46:20)»

37). Мухаммад ибн Кайс сообщает, что как-то люди пришли к Хафсе бинт Умар (дочь Умара) и сказали ей: «Поистине, у повелителя правоверных проявились жилы на шее от истощения. Если бы ты сказала ему, чтобы он кушал еду нежнее, чем его еда, чтобы надевал одежду нежнее его одежды, ведь мы видели на его одежде заплаты цветом, отличающимся от цвета одежды. Если бы он ложился на постель мягче его постели. Ведь Аллах даровал мусульманам богатства. Это бы помогло ему управлять делами мусульман. Они послали Хафсу к нему, и она рассказала ему всё это. Он сказал ей: «Расскажи мне про самую мягкую постель, которую ты стелила посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Она ответила: «Накидку, которую я скрадывала вдвое для мягкости, если ему было жёстко, то я складывала её четыре раза». Он спросил: «Расскажи мне про самую лучшую одежду, которую он одевал?» она сказала: полосатая рубашка, которую мы сшили для него. Как-то один человек увидел его в ней и попросил отдать ему ей». Тогда Умар сказал: «Принесите мне Са’ фиников». Он приказал очистить финики от косточек и сделать из них месиво. Они так и сделали. Он съел всё это, а затем сказал: «Клянусь Аллахом, я конечно (как и вы) же хочу есть. Но я могу поесть топленое масло, и у меня ещё есть мясо. Могу поесть растительное масло, хотя у меня есть и топленое масло. Могу поесть с солью, а у меня есть и масло. Могу поесть еду без приправ, но у меня ещё есть и соль. Но мои два друга (Посланник Аллаха и Абу Бакр) прошли путь, который я не хотел бы сменить, и тогда сменят меня».

Друзья Аллаха в Судный день

38). Йусуф ибн Йакуб сказал: «До нас дошло, что Аллах скажет своим друзьям в Судный день: «О, Мои сторонники! За то, что ваша доля при жизни была небольшой, ваши глаза бодрствовали по ночам, ваши губы высыхали от жажды, а ваши желудки были пустыми от голода, разделите чашу между собой и ешьте сегодня:

كُلُوا وَاشْرَبُوا هَنِيئًا بِمَا أَسْلَفْتُمْ فِي الْأَيَّامِ الْخَالِيَةِ

Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни! (69:24)

39). Саид ибн Башир передаёт, что аль-Хасан сказал: «Когда друг Аллаха будет возлежать на ложе с гурией возле реки из мёда, она скажет ему, подавая кубок: «Какая прекрасная жизнь. А знаешь ли ты, о любимец Аллаха, когда Аллах выдал меня за тебя за муж?» Он ответит: «Нет, я не знаю». Она продолжит: «В тот день, когда ты был одиноким, жаждущим и голодным в жару. Тогда обрадовались тебе ангелы, а Аллах сказал: «Посмотрите на моего раба. Он оставил свою жену, свою похоть, еду и питьё ради Меня, желая получить Мою награду. Я призываю вас в свидетели, что я простил ему». Он простил тебе и выдал меня за тебя замуж.

Красноречивые проповеди

40). Халид ибн МиДан сказал: «Я читал в некоторых книгах следующее: «Испытывай голодом свою душу и оголяй её[23]. Может быть, ты увидишь Аллаха (в Судный день)».

41). Малик ибн Динар сказал: «Я смешал мою муку с пеплом. После этого[24] мне стало затруднительно совершать молитву. Если бы я могу совершать молитву, потребляя эту пищу, то я не ел бы ничего другого».

Твоя погибель от сытости

42). Абу Убайда аль-Хаууас сказал: «Твоя погибель от сытости, а твоя удача от голодания. Ведь если ты насытишься, ты заснёшь, и твой враг застигнет тебя врасплох. Когда ты голодный, ты всегда начеку».

43). Малик ибн Динар сказал: «Я питался жмыхом сорок дней, если бы я не опасался, что это меня высушит, то я бы продолжал есть это».

44). Сообщают, что Малик ибн Динар говорил: «Если бы пепел проходил в моё горло, я бы ел его».

45). Усман Абу Ибрахим (один из товарищей Малика ибн Динара) сказал: «Я слышал как Малик ибн Динар сказал одному из своих братьев: «Я возжелал лепёшку горячего хлеба с парным молоком». Тот принёс ему всё это, и Малик ибн Динар стал смотреть на эту еду и сказал: «Я желал тебя сорок лет, и смог подавить это желание. Ты хочешь победить меня сейчас? Уберите её от меня». И он не стал есть её.

46). Хазим ибн Хусейн сообщает, что он слышал, как Малик ибн Динар говорит: «Твой желудок дороже тебе твоей религии? Твой желудок дороже тебе твоей души? Ты наполняешь его вкуснейшей едой и напитками, а что выходит оттуда?»

47). Джафар сообщает, что он слышал, как Малик ибн Динар сказал: «Кто в вашем обществе? Клянусь Аллахом, я не получил в нём ни незрелых фиников, ни спелых. И что убавилось от меня, и что прибавилось вам?»

48). Ибн Зияд сообщает, что он слышал, как Малик ибн Динар говорил Хушабу: «О, Абу Башир, прими два совета от меня: не спи на полный желудок, и не ешь еду, которую ты страстно желаешь». Хушаб сказал ему: «О, Абу Яхья, это описание хороших людей в этом мире». Мухаммад ибн Уаси’ слушал эту речь и добавил: «Это описание пути приверженцев жизни последней». Малик добавил: «Да, да, приверженцев этой и последней жизни».

49). Сообщают, что Мухаммад ибн Уаси’ говорил: «Тот, кто мало ест, больше разумеет и вразумляет, очищается и очищает других. Ведь много еды отягощает человека и не даёт осуществить многое из того, что он хочет».

Сафия бин Аби Убайд

Мухаммад ибн Абдур-Рахман ибн Науфаль аль-Асади сообщает, что Сафия бинт Абу Убайд сказала: «Я никогда не видела, что ибн Умар наелся вдоволь. У него было два сироты (под его опекой). Как-то я что-то готовила, он позвал их и они покушали с ним. Когда они заснули, я принесла ему ещё кое-что, он сказал мне: «Позови мне того-то и того-то (т.е. сирот)». Я ответила, что я накормила их, и они заснули. Тогда он повелел привести кого-нибудь из жителей под навесом (мечети пророка), ему привели несколько бедняков и они поели с ним.

54). Усман ибн Сулайт сообщает, что ибн Умар звал прокажённых ел вместе с ними и при этом говорил: «Возможно кто-нибудь из них будет царём в Судный день».

Аль-Хасан передаёт, что когда ибн Умар собирался пообедать или поужинать, то звал всех сирот в округе. Как-то он собрался отобедать и послал за одним сиротой, но его не нашли. После обеда инб Умар обычно пил напиток из фиников. И вот этот сирота пришёл, но еда была уже съедена. Ибн Умар дал ему напиток и сказал: «Возьми, дабы я не видел тебя обделённым».

Малик ибн Маглюль передаёт, что как-то они приготовили еду ибн Умару и принесли ему её с хлебом. Он захотел раздать её беднякам, они увели его от них. Тогда он сказал: «Вы лишили меня возможности накормить им и хотите, чтобы я бросил всё это в отхожее место. Нет, клянусь Аллахом, я даже не притронусь к ней[27]».

56). Мухаммад ибн Яхья сообщает со слов Абу Бакра ибн Хафса, что ибн Умар по дороге из Мекки в Медину не препятствовал трапезничать с ним ни одного прокажённого или больного, все они садились с ним за трапезу. И вот как-то когда он сидел за накрытой скатертью подошли два господина из господ Медины. Люди поприветствовали их и уступили им место. Тогда Абдулла засмеялся. Этим двум не понравился его смех, и они спросили его: «О, Абу Абдур-Рахман, что заставило тебя смеяться, да обрадует Аллах тебя твоими годами?» Он ответил: «Я удивился, что у моих сынов (прокажённых) разинуты рты от голода, но люди отталкивают их доставляют им неприятности. Если бы кто-то из этих людей смог бы занять место двух человек, он так и сделал бы, дабы притеснить этих несчастных. Вы же пришли с запасами пищи, но они поприветствовали вас и пригласили к трапезе. Они приглашают к еде тех, кто её не хочет и отталкивают тех, кто хочет есть!»

57). Мухаммад ибн Яхья сообщает со слов Малика ибн Маглюля, что как-то ибн Умару принесли некую заморскую сладость «Кабаль» из крупы и он спросил: «Что это?» люди ответили: «Это способствует пищеварению». Тогда ибн Умар сказал: «Мне приносят такие-то (сладости), а я вообще не доедаю и простой еды».

58). Абдуль-Азиз сообщает со слов Нафи’а, что ибн Умар не доедал с того момента как принял Ислам.

59). Саридж сообщает со слов ибн Сирина, что один человек пришёл к ибн Умару и спросил: «Не приготовить ли мне для тебя сладости из крупы (джаваришна)? Тот спросил: «А что это такое?» Человек ответил: «Если ты испытывает запоры, то это подействует как слабительное». Ибн Умар сказал: «Я не доедаю уже четыре месяца, какие запоры я могу испытывать? Но я жил при людях, которые наедаются досыта через раз и недоедают через раз».

60). Исхак ибн Исмаил сообщает со слов Нафиа, что ибн Умар пожаловался на голод и Сафия послала (невольницу) купить ему гроздь винограда за дирхам. Её заметил попрошайка и последовал за ней. Когда невольница зашла домой, стала говорить: «Бедняк, бедняк!» ибн Умар сказал: «Отдайте ему эту гроздь» и они отдали ему. Сафия снова послала (невольницу) купить ему гроздь винограда за дирхам. Её снова заметил попрошайка и последовал за ней. Когда невольница зашла домой, стала говорить: «Бедняк, бедняк!» ибн Умар сказал: «Отдайте ему эту гроздь» и они отдали ему. Сафия сказала попрошайке: «Если ты ещё раз вернёшься, то не увидишь больше добра от меня». Тот воздержался, и ибн Умару снова купили гроздь винограда.

61). Халид ибн Хаддаш сообщает со слов ибн Сирина, что человек из числа сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не находил пищу более трёх дней, тогда он брал кожу, жарил её и ел. А если не находил вообще ничего, то привязывал к поясу камень.

Из проповедей праведников

62). Халид ибн Хаддаш сообщает со слов аль-Ма’ли ибн аль-Варрака, что Абу Убайда аль-Хаввас говорил: «Самый несчастный человек тот, кто войдёт в ад не за себя. Твой желудок – твоя собака, так заткни же её кусочком (еды)».

63). Мухаммад ибн Али аль-Мукаддими сообщает со слов Атыйи ибн Баба, что Малик ибн Динар говорил: «Клянусь Аллахом, я хотел бы обходиться мелким камушком вместо еды и воды, я бы просто посасывал его».

64). Исхак ибн Ибрахим сообщает, что аль-Хасан сказал: «Я застал людей, которые ели и желали, чтобы эта пища была камнем в их желудке».

65).Ибрахим ибн Абдулла аль-Харави сообщает со слов Джафара ибн Судеймана, что Малик ибн Динар говорил: «Поистине желудок каждого из вас это собака, бросьте чёрствый ломоть этой собаке, чтобы она не беспокоила вас. И не делайте ваши желудки мешками для шайтана, дабы он складывал туда, что захочет».

66). Саридж сообщает со слов Хишама, что аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом, мы застали людей и разделяли с ними дружбу, ни один из них ни разу не повелели готовить пищу у себя дома и не наедался досыта до смерти. Если он начинал насыщаться, то сразу прекращал трапезу».

67). Саридж сообщает со слов Али ибн Базимиы, что Абу Убайда сказал: «Апостолы спросили у Исы ибн Марьям: «Что нам следует есть?» он ответил: «Ржаной хлеб». Они спросили: «А что нам следует пить?» он ответил: «Чистую воду». Они спросили: «А что нам стелить под себя?» он ответил: «Стелите землю». Они сказали: «Но почему ты повелеваешь нам вести суровую жизнь?» он ответил: «Никто не войдёт в царство небесное, пока не станет потреблять это с аппетитом». Они спросили: «А как это возможно». Он ответил: «Разве вы не знаете, что если человек проголодается, то для него нет ничего милее ломтя хлеба, даже ржаного. А если он испытает жажду, то для него нет ничего милее чистой воды, а если он будет долго стоять на ногах, то для него не будет постели милее, чем земля?!!»

Абу Бакр ас-Сыддык

73). Джабир сказал: «Я как-то совершил предвечернюю молитву с Абу Бакром, а затем последовал за ним к нему домой. Он тогда сказал своей жене Асме бинт Амис: «У тебя есть что-нибудь из еды?» она ответила: «Нет, клянусь Аллахом, ничего нет». Он сказал ей: «Посмотри повнимательнее». Она ещё раз ответила: ««Нет, клянусь Аллахом, ничего нет». Тогда он поймал овцу, которая разродилась в этот день. Он подоил её в посуду, затем отдал невольнице и она приготовила и принесла нам пищу. Мы поели, а затем помолились, не возобновляя омовение».

74). Саридж сообщает со слов ибн Сирина, что один человек пришёл к ибн Умару и спросил: «Не приготовить ли мне для тебя сладости из крупы (джаваришна)? Тот спросил: «А что это такое?» Человек ответил: «Если ты испытывает запоры, то это подействует как слабительное». Ибн Умар сказал: «Я не доедаю уже четыре месяца, какие запоры я могу испытывать? Но я жил при людях, которые наедаются досыта через раз и недоедают через раз».

Пятый праведный халиф

87). Сообщают, что один человек предложил Умару ибн Абдуль-Азизу: «А не приготовить ли тебе лекарство для увеличения аппетита?» он ответил: «И что я буду с ним делать? Все, что я съел, приносит мне неприятность, когда выходит из меня». Тогда ему предложили: «А не приготовить ли тебе лекарство, которое увеличило бы твое желание к женщинам?» Он ответил: «И что мне с ним делать? Иной раз у меня пробуждается интерес к женщинам, но с этим также приходит небрежность и недостойное поведение».

88). Суфйан ибн Уйайна сообщает, что Али сказал: «Когда человек наедается, его тело становится неуправляемым».

89). Мухаммад ибн Кудама сообщает, что Малик ибн Анас сказал: «До нас дошло, что как-то Умару предложили: «Может быть, приготовить тебе сладости из крупы?» Тот спросил: «Что это за сладости?» те ответили: «Эти сладости способствуют пищеварению при запоре». Тот ответил: «Я не наедался досыта после убийства Усмана».

Голод смягчает сердце

90). Сообщают, что Йусуф ибн Асбат говорил: «Голод смягчает сердце».

91). Сообщают, что что Йусуф ибн Асбат говорил: «Голод это вершина добродетели».

92). Сари ибн Янам сказал: «Любому голодающему рабу за его голодание Аллах дарует мудрость и аскетизм. Говорят, что голод это девиз всех пророков и праведников».

93). Сообщают, что Абу Сафван аль-Абид сказал: «Говорят, что голод оставляет человеку взгляд через свет Аллаха на степени величия среди творений. Говорят, что основы величия в воздержании, упование это достаточность, полагаться на Аллаха – отдых. Поклонение ведёт к взору на Аллаха. Самой меньшей по вреду потерей у человека может быть еда, от которой он воздержался ради Аллаха. Более того, конец для богобоязненных будет красивым».

Аль-А’маш

94). Аль-А’маш как-то сказал одному человеку: «О, глупец, разве ты не знаешь, что, если ты будешь унижать свой живот, то он возвысит тебя, а если ты будешь почитать свой живот, он унизит тебя».

95). Сообщают, что аль-Хасан и другие говорили: «Первым испытание вашего предка Адама (мир ему) была еда, и это также ваше испытание до Судного дня».

Жизнь людей

109). Аль-Хасан передаёт, что Амир ибн Абд Кайс сказал: «Я заметил, что люди поддерживают жизнь посредством четырёх вещей: одежды, женщин, сна и еды. Насчёт одежды, то я не придаю значения, чем я прикрываю свой и что я накидываю на плечо – шерсть или ещё что-нибудь. По поводу женщин, то мне без разницы, вижу ли я женщину или стену. По поводу сна и еды, то они одолели меня, ведь я нуждаюсь в них. Клянусь Аллахом, я буду продолжать бороться с этими потребностями». И он боролся с ними до самой своей смерти».

О Малике ибн Динаре

110). Сообщают, что Малик ибн Динар как-то сказал: «Вы помните что-нибудь о моём уме? Как-то мне принесли фрукты, а ушёл, так и не попробовав их, и мне это не повредило».

111). Сообщают, что Малик ибн Динар как-то сказал: «Знаете ли вы о моём уме и теле что-нибудь?» люди ответили: «Нет». Тот сказал: «Мне принесли свежие финики, а я не стал их кушать, и мне это не повредило».

112). Хузейфа сообщает, что как-то перед Маликом ибн Динаром положили лепёшку, и его душа возжелала что-нибудь ещё к этой лепёшке. Он воскликнул: «Ах ты так?». Тут мимо проходил нищий бедуин, и он сказал ему: «Возьми это». На следующую ночь его душа уже была довольна чёрствым хлебом и ничего к нему больше не хотела.

Хузейфа аль-Мар’аши

113). Хузефа сказал: «Как-то я спросил у одного человека: «Даёшь ли ты душе своей то, что она желает?» Тот ответил: «На свете для меня нет ничего ненавистнее моей души, с какой стати я должен давать ей то, что она желает?»

Истории о праведниках

114). Аль-А’маш сообщает, что Ибрахима ат-Тайми сказал: «На протяжении тридцати дней я не вкусил еды и не испил воды, кроме виноградинки, которую заставила съесть моя жена. От неё у меня разболелся живот» и тогда он сказал: «Я не смог воздержаться ни от чего!»

116). Как-то у аль-А’маша спросили: «Можно ли ему верить (т.е. Ибрахиму)» и тот ответил: «Если бы он мне сказал, что спустился с неба, я бы поверил ему».

117). Аль-А’маш сообщает о том, что на протяжении двух месяцев Ибрахим ничего не ел, но он пил набиз (сладкий напиток)».

118). Исхак ибн Мансур сообщает, что Абдус-Салям сказал: «По дороге в Мекку мы встретили Худжаджа ибн Фарафиса. Мы предложили ему сладости, он поел, а затем мы спросили у него: «Когда ты ел в последний раз?» он ответил: «Три дня назад».

118). Сообщают со слов ан-Надыра ибн Шамиля, что Худжадж ибн Фарафиса не пил воду на протяжении четырнадцати дней».

119). Суфьян ас-Саури сказал: «Я жил у аль-Худжаджа ибн Фарафиса четырнадцать дней, и я не видел, чтобы он ел, пил или спал».

120). Бакир ибн Амир сообщает, что Абдур-Рахман ибн Аби На’м ничего не ел на протяжении четырнадцати дней, пока его не стали навещать по причине слабости.

121). Ибн Абу Ляйли сказал: «Как-то я разделил трапезу с Абу Джафаром – повелителем правоверных, и он спросил у меня: «Знаешь, что это за блюдо?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Это белый костный мозг в сахарной глазури».

122). Аль-Ашджа’ сообщает, что видел ибн Абу Ляли во сне после его смерти и спросил его: «Что с тобой сделали?» он ответил: «За каждую трапезу с ними я получил несварение желудка».

Голод изгоняет гордыню

125). Айан Абу аль-Ахвас сообщает, что слышал как Малик ибн Динар говорил: «разумный человек не должен позволять своим страстям по еде и одежде овладеть им». Затем он сказал: «Как-то один раз я отведал пищу, от которой я испытывал гордыню долгое время».

Он также говорил: «Голод изгоняет гордыню, а сытность взращивает её и оживляет».

Достоинство голода и жажды

129). Мухаммад ибн Шабур (один из муджтахидов) сказал: «До нас дошло, что голодные и жаждущие будут женихами райских женщин после пророков».

130). Абу Абдулла ас-Сури сообщает, что слышал со слов своего отца: «Какой бы раб не насытился, его обязательно покинет часть его разума, которая никогда не вернётся к нему».

131). Абдулла ибн Марзук говорил: «Небрежным к своим грехам будет тот, кто ест жир с сахаром».

Сытость и сон

149). Сообщают, что Абу Сулейман говорил: «От желудка к глазам идут две артерии: если отяжелел желудок, смыкаются глаза, а если желудок облегчал, то глаза открываются».

Голодание – здоровье тела

150). Усман ибн Заид сказал: «Как-то мне написал Суфьян ас-Саури (да смилуется над ним Аллах): «Если хочешь, чтобы твоё тело оставалось здоровым, а сон твой непродолжительным, то употребляй поменьше еды».

151). Абдулла ибн ас-Сари сообщает, что один молодой человек активно занимался поклонением в аль-Басре, и его тётя в это время посылала ему еду. Однажды она не прислала ему еды целых три дня, и он воззвал: «О, Господь, неужели ты лишил меня моего удела?» и тогда в углу мечети упал мешок с савиком[28], и он услышал голос: «О, нетерпеливый!». Тогда он сказал: «Клянусь Твоим величием, если Ты порицаешь меня за это, то я не притронусь к этой еде».

Ибрахим ибн Адхам

152). Ата ибн Муслим сообщает, что как-то у Ибрахима ибн Адхама пропали деньги, и он на протяжении пятнадцати дней клал песок в рот.

153). Сообщают со слов Та’ма ибн Амра, что однажды, когда Ибрахим ибн Адхам проголодался, он взял в руки глину и скушал из неё три кусочка.

154). Фудайль ибн Ияд сообщает, что Малик ибн Динар сказал: «Я сказал Мухаммаду ибн Уаси’у: «Блажены те, у кого есть участок земли в ренте». И тогда Мухаммад ответил мне: «Блажен тот, кто проснулся утром голодным, но всё же доволен Аллахом!»

Последствие переедания

156). Ибад ибн Ибад ар-Рамли сказал, что раньше поговаривали: «Большое количество еды лишает способности к пониманию и порождает жестокость и сонливость».

157). Сообщают, что Макхуль сказал: «Лучшее поклонение после предписаний – голод и жажда».

Абу Бакр ибн Хунайс: «Голодный и жаждущий больше внемлет наставлению, а его сердце ближе к кротости. Раньше поговаривали, что переедание лишает многого добра».

Предупреждение

158). Абу Сулейман ад-Дарани сообщает, что слышал как Абу аль-Ашхаб аль-Хасан Бибидан говорил: «Аллах ниспослал откровение Дауду (мир ему): «О, Дауд, предостерегай и увещевай твоих товарищей от похотливого прожорства. Ведь сердца, привязанные к страстям в этой жизни – закрыты от Меня».

159). Сообщают, что Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Для меня лучше воздержаться от кусочка еды на ужине, чем съесть его и простоять всю ночь в молитве».

160). Абдур-Рахман ибн Хани сообщает, что Мус’ир сказал:

Я понял, что голод лепёшкой можно прогнать

И пригоршней воды из Евфрата

Мало еды – помощь молящемуся

А много еды способствует к дремоте

161). Сообщают, что Суфьян ас-Саури говорил:

Тебе достаточно того, что закроет двери голода

Краюшку хлеба, посыпанную солью,

Запить её водой Евфрата,

Чем ты хуже тех, кто есть мягкий сарид?

Ты икаешь, так же как они икают,

Будто бы испробовал разных сладостей!

Права человека

172). Аль-Хасан сообщает со слов Усмана, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сын Адама имеет права лишь на это: «Дом, который прикроет его от ненастья, одежда, которая скроет его срам и кусок чёрствого хлеба с водой[30]».

173). Абдулла ибн аль-Хасан сообщает со слов его матери, а та со слов Фатимы – дочери посланника Аллаха, что он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наихудшие из моей Уммы те, кто купается в роскоши: они едят различные виды пищи, одеваются в разные цвета одежд и излишествуют в речах».

174). Ханс сообщает, что Умм Айман как-то просеивала муку через сито, дабы испечь лепёшку для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и мимо неё проходил посланник Аллаха, который заметил это. Он спросил: «Что это?» она ответила: «Это блюдо, которое мы готовим у себя на родине, я хочу приготовить тебе лепёшку из этого». Он сказал: «Верни (муку) в прежнее состояние и замеси тесто».

Аль-Фарук Умар

175). Абдулла ибн Уахб сообщает со слов Бакира ибн аль-Ашаджа, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб увидел как человек просеивает муку через сито. Он сказал ему: «Перемешай его, тёмную муку не следует просеивать».

176). Аш-Шааби сообщает, что когда Умар ибн аль-Хаттаб нанимал работника, ставил ему три условия: не ездить на скакунах, не одевать плащ и не просеивать ему муку.

177). Суфйан сообщает, что Йасар ибн Нумайр сказал: «Я никогда не просеивал муку для Умар ибн аль-Хаттаба, разве что только ослушавшись его».

Абдур-Рахман ибн Ауф

178). Сообщают, что однажды Абдур-Рахману ибн Ауфу принесли еду, а он в то время был в посте. Он сказал: «Мусаб ибн Умайр погиб, он был лучше меня. Его похоронили в его плаще, когда накрывали лицо, торчали ноги, а когда накрывали нога, торчало лицо. Погиб Хамза, а он был лучше меня. Затем нам были дарованы все эти мирские блага, и открылся перед нами этот мирской удел. А я боюсь, что все эти блага мы уже заранее получили при жизни». и он не стал есть эту еду.

179). Науфаль ибн Ияс сообщает: «Однажды мы сидели с Абдур-Рахманом ибн Ауфом, а он был наилучшим собеседником. Он позвал нас к себе домой, и нам принесли пшеничную кашу с хлебом и мясом. Когда это поставили перед нами, Абдур-Рахман вдруг заплакал. Мы спросили: «Почему ты плачешь, о, Абу Мухаммад?» он ответил: «Я плачу потому, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скончался так и не наевшись досыта ржаного хлеба».

180). Сообщают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха привязывал к спине камень от голода.

181). Анас ибн Малик сообщает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине одним из проявлений расточительства является то, что ты ешь, как только пожелаешь[31]».

182). Сообщают, что Абу Хурайра сказал: «Однажды посланник Аллаха посетовал на голод, и тогда один человек из числа его сподвижников, полил финиковые пальмы двадцатью вёдрами воды и принёс посланнику Аллаха фиников, а тот поел их».

183). Сообщают со слов аль-Аузаи, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Я не придаю значения тому, чем я утолю свой голод».

184). Сообщают со слов Анаса ибн Малика, что перед посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не ставили жаренные блюда, и никогда не стелили парчовых подушек.

185). Мусаб ибн Саад сообщает, что однажды Хафса дочь Умара сказала: «О, повелитель правоверных, может быть тебе стоит сменить твою одежду на более мягкую, а еду на более вкусную, ведь Аллах открыл тебе землю и даровал блага». Он ответил: «Я противопоставлю твоим словам тебя саму же. Разве ты не помнишь, какой суровой жизнью жил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» и так он продолжал напоминать ей, пока она не заплакала. Потом он сказал: «Клянусь Аллахом, я тогда сказал себе, что если я смогу, то буду разделять с вами эти невзгоды, дабы потом (после смерти) жить в благоденствии».

186). Аль-Хасан сообщает, что Умар ибн аль-Хаттаб не ел ничего кроме ржаного хлеба пока не встретил Аллаха. Когда его живот урчал, он ударял по нему и говорил: «Терпи, ведь, клянусь Аллахом, я тебе не дам ничего, кроме того, что ты видишь, пока не встретишь Аллаха».

187). Яхья ибн Васаб сообщает, что однажды Умар повелел своему невольнику приготовить ему кашу с маслом, и сказал ему при этом: «Прожарь так, чтобы масло испарилось, ведь некоторые люди спешат получить блага взамен на благие дела уже при жизни».

188). Хумайд ибн Хиляль сообщает, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, я бы разделил с вами роскошную жизнь, если бы это не убавило мои благие дела».

189). Абу Имран аль-Джувайни сообщает, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Мы знаем о вкусной еде больше чем едоки, мы оставляем её для дня:

تَذْهَلُ كُلُّ مُرْضِعَةٍ عَمَّا أَرْضَعَتْ وَتَضَعُ كُلُّ ذَاتِ حَمْلٍ حَمْلَهَا

Когда вы увидите его, каждая кормящая мать забудет того, кого она кормила, а каждая беременная женщина выкинет свой плод. (22:2) Абу Имран добавил: «Клянусь Аллахом, что ни он, ни его семья не приближалась к еде кроме как по необходимости».

190). Аль-Хасан сообщает, что однажды Умар зашёл к своему сыну и увидел у него свежее мясо. Он спросил: «Что это?» Тот ответил: «Нам захотелось мяса, и мы купили мяса на дирхем». Умар воскликнул: «Каждый раз когда ты хочешь мяса, ты покупаешь его? Человеку достаточно расточительства, что он есть всё, что пожелает!»

Голод – очищение тела

195). Со

Наши рекомендации