Послание к Ефесянам: брань против начальств и властей
Послание, которое Павел написал церкви в Эфесе, содержит в себе наиболее обширный отрывок в Новом Завете на тему духовной войны. Читатели Книги Деяние, глава 19, могут не сомневаться, что во время написания этого послания у Павла из памяти не выходила Артемида Эфесская, территориальный дух, власти которой был нанесен серьезный ущерб через служение Павла в этом городе. Очень немногие верующие в Эфесе могли не увидеть едва прикрытый смысл ссылок на Артемиду и ее воинство в отрывке Послания:
«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (Ефес.6:12).
В предшествующем же, одиннадцатом стихе Павел написал:
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских».
Как видно, шестая глава этого послания представляет грозный вызов тем, кто стремится утверждать, что в Новом Завете нет никаких указаний для Божьего народа на ведение духовной войны стратегического уровня. Прочтение только лишь этих стихов и оставшейся части главы производит противоположное впечатление. Павел говорит, что все христиане должны облечься во всеоружие Божье, потому что мы все находимся на полях сражений.
Для литературного стиля Павла вполне типично смешение метафор. И здесь он сравнивает нас с борцами и воинами.
Борьба была очень популярным видом спорта в греко-римской культуре. Во время боев борцы вступали в близкий контакт друг с другом. Цель борца заключалась не в том, чтобы защитить себя, хотя и это было очень важно. Борец стремился к победе над соперником в физическом поединке. Хорошая оборона была важна в победе, но только хороший натиск мог обеспечить полную победу в матче.
Но кто является нашим соперником в этом духовном поединке? В двенадцатом стихе Павел употребляет не совсем обычный язык: «начальства», «власти», «мироправители» — это термины, очевидно, предназначенные показать нечто большее, чем обычного демона. Бесы на наземном уровне, я думаю, включены в понятие «духов злобы поднебесных». Хотя библейские ученые не в состоянии определить конкретную иерархическую структуру, подразумеваемую под этими словами, они все же соглашаются в том, что борьба против перечисленных здесь сил имеет в виду стратегический уровень в дополнение к освобождению на наземном уровне. Очевидно, нас не считают зрителями, мы — настоящие участники в космическом борцовском матче.
Другая аналогия Павла — римский легион. Римский легионер имел, как и мы теперь имеем, и оборонительное, и наступательное военное снаряжение. Те, кто полагает, что нам не следует активно выступать против сил тьмы, пытаются объяснить свои взгляды тем, что в Послании к Ефесянам (6:12) Божье всеоружие носит оборонительный характер. Они утверждают, что мы должны защищаться только в том случае, если начальства и власти сил зла предпримут против нас атаку. Мы же якобы никогда не должны проявлять инициативу и ни в коем случае не должны вступать на их территорию и бросать им вызов.
Однако римские легионеры видели свой долг в ином. Они не строили высоких стен вокруг Рима, чтобы защитить себя в случае нападения на них врага. Напротив, они постоянно выступали за пределы своих границ, вторгаясь на территорию врага, ставя перед собой цель отнять у врага как можно больше. Эта мысль содержится как в практике, так и в учении Павла. Иисус посылает нас с Евангелием Царства в стан врага, чтобы захватить его духовную территорию и присоединить ее к Божьему Царству. Павел никогда не забывал своего «небесного видения» и поручения — обратить людей «от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян.2б:18). Его активным образом действия был переход в наступление и захват царства сатаны, и, я верю, он ожидает, что мы станем действовать так же.
В другом месте Послания к Ефесянам Павел пишет:
«Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10).
Долг Церкви — свидетельствовать о Божьей мудрости тем существам, которые населяют невидимый мир, и словом, и делом. Нашим посланием в мир является чистота Церкви, Невесты Христовой, плоды Духа в жизни верующих, сила Божья, явленная в исцелении и спасении, и другие элементы христианской жизни и поведения. Точно таким же посланием становятся марши прославления, молитвенные обходы, пророческие акции и духовная борьба на стратегическом уровне, являющая собой лобовое столкновение с начальствами и властями, как это и происходило, по словам Рамсея Макмаллена, в первые века христианства.
В попытке избежать неприглядного триумфализма некоторые робкие верующие стараются вовсе не применять такой язык. («Триумфализм» — термин, иногда употребляемый незападными христианами для описания высокомерной самоуверенности и отсутствия смирения, который демонстрируют некоторые западные христианские лидеры.) Делая так, они отдаляют себя от апостола Павла, у которого была уверенность в том, что Христос и Его последователи одержат победу. Павел сказал: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2Кор.2:14, курсив мой). Павел верил, что Евангелие будет распространяться и силы тьмы потерпят поражение на любом уровне.