Можем ли мы игнорировать дьявола?
Некоторые пасторы предупреждают своих прихожан не говорить о дьяволе, не думать о дьяволе, но сосредоточить свой взгляд на Господе. Это хороший совет для того, чтобы сотворить воображаемый мир. Но в реальном мире Иисус говорил о дьяволе, думал о дьяволе, учил о дьяволе и постоянно противостоял ему и подчиненным ему демонам. Сразу после Его столкновения с сатаной в пустыне, «ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мат.4:23). Слово о Нем распространялось повсюду. К Нему стали стекаться больные, чтобы получить исцеление. Что это были за люди? Эти толпы больных состояли из «немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мат.4:24, курсив мой).
Глупо игнорировать или недооценивать злобного и агрессивного врага. Некоторые мировые лидеры решили, что будет лучше, если они станут умиротворять Адольфа Гйтле- ра, когда он только начал свою экспансию в Европе, однако таким своим отношением они лишь помогли разжечь пламя Второй мировой войны. Несколько лет назад в Лос-Анджелесе появился маньяк-убийца, который убивал женщин. Полиция Лос-Анджелеса немедленно стала вкладывать огромное количество времени, энергии и денег не в игнорирование этого маньяка, а в борьбу против него. Они сосредоточились на нем, сконцентрировали все свои силы, стали изучать его манеру поведения и привычки, пока наконец не поймали его.
Иисус столкнулся с врагом, намного более грозным, чем этот маньяк. По меньшей мере три раза Иисус называет сатану «князем мира сего» (Иоан.12:31; 14:30; 16:11). Нельзя легко- Мысленно относиться к такому определению. Библейский Ученый из Йелльского университета Сюзан Гаретт, автор от личной книги о переходе власти из рук сатаны («The Demise of the Devil»), исследует Евангелие от Луки и приходит к следующему выводу: «Замечания о сатане в Евангелии от Луки и Деяниях немногочисленны, но грандиозны по своему значению... невозможно недооценивать важность сатаны в истории спасения, рассказанной Лукой. Именно яростное сопротивление сатаны целям Божьим позволяет Иисусу эффективно завершить Свое спасение, такое необходимое и такое многотрудное, что делает Его победу особенно великой». Эд Мерфи насчитал в Евангелиях сто пятьдесят ссылок на конфликт в духовном мире. Он комментирует это так: «Нет сомнений в том, что авторы Евангелий видели духовный мир как конкретный контекст, в котором они жили и служили вместе с Иисусом».
Вторжение Иисуса
Совсем нетрудно сравнить пришествие Иисуса на землю с военным вторжением. Он пришел с Божьим Царством и проповедовал Евангелие Царства (см. Мат.3:2). Иисус велел Своим ученикам также проповедовать Божье Царство (см. Мат. 10:7). Этот момент стал поворотным в истории всего человечества. Мы отсчитываем годы со времени пришествия Иисуса в наш мир и появления Царства Божьего. Иисус вторгся в наш мир. Он высадился десантом на наших берегах!
Но на кого обрушился Иисус Своей мощью? На сатану, князя и правителя мира сего, на него и была направлена атака. До прихода Иисуса в течение многих тысячелетий правлению сатаны никто и никогда не бросал вызов. Интересно отметить, когда сатана предложил Иисусу «все царства мира и славу их» (Мат.4:8), Иисус не стал оспаривать господство сатаны над миром. Если бы сатана не владел царствами мира, искушение его было бы фарсом. Сатана обладал и до сих пор обладает огромной властью.
Мы отсчитываем годы со времени пришествия Иисуса в наш мир и появления Царства Божьего. Иисус вторгся в наш мир. Он высадился десантом на наших берегах!
Но все сказанное ни в коей мере не должно увести нас в сторону от понимания того, что абсолютным Владыкой всего сущего мира, включая планету Земля, является Бог. Бог сотворил весь мир, и все принадлежит только Ему. «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс.23:1). Сатана никогда не владел и никогда не будет владеть планетой Земля. Его правление заключается в его контроле над людьми, которые населяют землю, и он сохраняет этот контроль над людьми тем, что стремится закрепить их верность ему всеми возможными способами, известными как «козни диавольские» (Еф.6:11). Таким же образом Царство Божье, которое Иисус принес на землю, это не участок земли и не конкретная территория с определенными границами, но правление Иисуса Христа в человеческих существах. Когда люди провозглашают свою верность Иисусу Христу, в них пребывает Царство Божье. Битва между Царством Божьим и царством сатаны — в основе своей это битва за людей и их лояльность.
До пришествия Иисуса практически каждый человек на земле провозглашал свою преданность сатане. Исключение составляла относительно небольшая группа людей, потомков Авраама, евреев, названных «народом Божьим», но даже они не были застрахованы от серьезных проблем с духовной верностью, особенно до своего вавилонского пленения.
Новое вместо старого
Когда Иисус пришел в наш мир, ситуация изменилась коренным образом, и сатана первым постиг полное значение Его пришествия. Иисус противопоставил ветхозаветную эру новой, когда сказал Своим ученикам, что они обладают уникальной привилегией видеть то, что они видели в то время. Иисус сказал: «Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лук. 10:24). Но что имел в виду Иисус? Он подразумевал тот опыт, который приобрели Его Ученики, когда докладывали Ему: «Господи! и бесы повинуется нам о имени Твоем» (Лук 10:17).
В Ветхом Завете нет ничего подобного. До прихода Иисуса правлению сатаны никто не угрожал так прямо и открыто. Именно поэтому Иисус сказал об Иоанне Крестителе, что нет большего пророка, чем он, однако «меньший в Царствии Божием больше его» (Лук7:28). Разница между ними огромная.
Не стоит удивляться в таком случае, что сатана делал и будет делать все возможное, чтобы предотвратить распространение Божьего Царства. Он домогается верности людей и их поклонения, но он потерпел поражение и продолжает терять свою власть. Сатана обладает огромной силой, но она никогда не сравнится с силой Божьей. В течение двух тысяч лет царство сатаны сокращалось, а вместо него устанавливалось Божье Царство, так что теперь, образно говоря, сатана прижат спиной к стене Окна 10/40. Но каким образом это произошло? Начиная со времен Иисуса и до сих пор каждый значительный шаг вперед в христианском движении выигрывался через духовную битву. Первый береговой плацдарм при высадке Иисуса стал началом беспрерывной массированной атаки, которая будет продолжена до конца!
Когда Иисус умер на кресте, сатана потерпел не только свое самое серьезное поражение. Начиная с этого времени и далее его окончательное уничтожение было гарантировано. Павел позже напишет о распятии Иисуса и скажет, что Он, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15). Здесь Павел использует метафору, сравнив происшедшее с возвращением римских легионеров, которые торжественно вводили в город обнаженных пленников, проводя их по улицам, где публика оскорбляла, проклинала и забрасывала их самыми разными отбросами.
Война не закончилась
Война не закончилась. Мне нравится, как говорит об этом Эд Мерфи: «Хотя наши враги уже побеждены, они не мертвы и даже не болеют». Даже после смерти и воскресения Иисуса апостол Павел говорил о сатане как о «боге века сего» (2Кор.4:4). Петр предупреждал, что дьявол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5:8). Сегодняшние духовные воины вместе с Павлом и Петром хотят избежать ошибки, заключающейся в наивной недооценке силы дьявола. Дьявол обладает огромной силой.
Именно из-за реальной преданности дьяволу огромного количества людей, трех миллиардов по последним подсчетам, Иисус сегодня посылает Свое воинство биться в духовных боях так, как Он бился во время Своего служения здесь, на земле. Самый первый раз, когда Иисус позволил Своим двенадцати ученикам отправиться на самостоятельное служение, Он сделал две важные вещи, связанные с духовной войной, в поддержку их евангелизационной миссии:
• «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мат. 10:1).
• Он повелел им: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте»(Мат. 10:7,8, курсив мой).
Точно так же, когда позже Иисус подготовил и отправил семьдесят учеников, их проповедь Царства Божьего сопровождалась той же моделью служения, установленной сначала Иисусом и продолженной двенадцатью. Их открытое наступление на невидимый мир высвободило столько духовной силы, что Иисус сказал по их возвращении: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук 10:18).
Эта модель служения благовестия не остановилась на Кресте или Воскресении. После воскресения Иисус поручил Своим ученикам делать учеников из всех людей и народов, крестить их, «уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мат.28:20). Совершенно очевидно, что в качестве одной из главных задач Иисус повелел Своим ученикам изгонять бесов. А позже, когда Он лично встретил Павла на Дамасской Дороге, Он послал его в качестве миссионера к народам «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян.2б:18, курсив мой). Поскольку сатана никого не выпускает из-под своего контроля без борьбы, Павел нисколько не сомневался, что ему придется вступить в тяжелую духовную битву.
Если кто-нибудь думает, что сегодня задача евангелизации мира сильно отличается от благовестия во времена Иисуса и апостолов, ему следует изменить свое мнение. Царство Божье по-прежнему наступает на царство сатаны на всех континентах Земного шара. Борьба за преданность и верность мужчин, женщин и детей в городах и странах, за группы населения во всем мире все та же. Поэтому тем представителям Божьего народа, которые призваны на передний край борьбы ради того, чтобы вывести неверующих из тьмы в свет, понадобится то же духовное снаряжение и оснащение, которое имел Сам Иисус.
Но как мы, обычные люди, сможем повторить то, что делал Иисус, Сын Божий?
Мы пьем из того же колодца
Иисус сказал: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14:12). Единственный способ сделать это обетование возможным состоит в нашем использовании того же источника, из которого пил Иисус. Водой в этом колодце является Святой Дух. Иисус также сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан.7:38), что Иоанн объяснил следующим образом: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан.7:39).
Не все признают это, но если вы задумаетесь, вы увидите, что Иисус творил все Свои чудесные дела не потому, что был второй ипостасью Троицы, а скорее потому, что позволял Святому Духу, третьей личности Троицы, действовать через Него. Колин Браун, богослов, называет это «христологией Духа». Браун говорит: «Чудесам, которые творил Иисус, уделяется важное место, но они не приписываются Самому Иисусу как второй личности Троицы. Они не представлены как проявление Его личной Божественности».
Это утверждение настолько важно для силовых служений сегодня, включая духовную войну на стратегическом уровне, что я хочу еще раз пояснить то, что Колин Браун и я имеем в виду. Вот более точное определение этой богословской гипотезы:
Святой Дух был источником всей силы Иисуса во время Его земного служения. Иисус не применял никакой силы от Себя лично. Мы можем делать такие же и даже более великие дела, чем то, что делал Иисус, потому что мы имеем доступ к тому же источнику силы.
Иисус — единственный, кто обладал или будет когда- либо обладать двумя видами природы в одной сущности — Божественной природой и человеческой природой. Обе эти природы в Нем нашли свое полное выражение. Иисус не наполовину Бог и не наполовину человек Он на все сто процентов Бог и на все сто процентов человек. Для ортодоксальных верующих это утверждение неопровержимо.
Почему Иисус не знал?
Как соотносятся эти две природы? Однажды ученики Иисуса спросили Его, когда наступит конец, и Иисус ответил им: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Map. 13:32, курсив мой). Очевидно, Иисус не знал по крайней мере одного, но как же такое могло случиться, если Он был на все сто процентов Богом? Бог всеведущ, Он знает все.
Богословы предложили несколько вариантов ответов. Некоторые говорят, что это тайна и мы никогда не получим на нее ответа. Другие прежде всего не верят, что Иисус был Богом, поэтому они используют этот текст, чтобы доказать свою точку зрения. Более частым объяснением является «теория двух источников», как я ее называю. Согласно этой теории, Иисус какое-то время Своего служения пользовался Своей Божественной натурой, а в другое время Он переключался на человеческую природу Эта теория гласит, что когда Иисус насытил пять тысяч человек, Он действовал Своей Божественной натурой, но когда Сам испытывал голод — то была Его человеческая природа.
На мой взгляд, «теория двух источников» — неубедительное объяснение. Она полностью разрушается объяснением Иисуса, данным Его ученикам в Евангелии от Марка 13:32 о наступлении конца. Сторонники «теории двух источников» утверждают, что когда Иисус сказал «ни Сын», то было проявление Его человеческой натуры. Но откуда же тогда Он получил информацию о том, что«ни Ангелы небесные» не знают? Люди не могут знать ничего подобного. По-моему, нет оснований предполагать, что Иисус переключался с одной природы на другую не только в разные дни, но и посреди какого-то высказывания. Это плоды слишком богатого воображения. На наш вопрос существует более убедительный ответ.
Как я уже говорил, я верю, что все, что Иисус ни делал на земле, Он делал, пребывая в Своей человеческой природе. Он всегда сохранял Свою Божественную природу, и Он всегда был на все сто процентов Богом. Но во второй главе Послания к Филиппийцам подробно говорится о том, что произошло. Там сказано, что Иисус всегда был Богом, но что Он «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил.2:6). Это значит, что Иисус полностью подчинил Себя Богу. После Своего воплощения Иисус сильно отличался от Своей прежней сущности. Но как Он подчинил Себя? Очевидно, не тем, что отказался от Своей Божественности, потому что Он всегда был Богом. Иисус подчинил Себя тем, что взял на Себя нечто новое, а именно Свою человеческую натуру «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:7). Начиная с этого момента Иисус сильно отличался как от Отца, так и от Святого Духа, поскольку у обеих ипостасей Троицы имеется только одна природа, а не две, как у Иисуса.
Иисус также согласился полностью повиноваться Отцу во время Своей жизни на земле. Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). Послушание Иисуса было добровольным и временным. Оно проявилось в величайшем смирении, когда-либо виденном — согласием полностью сдержать в Себе и не использовать Свои Божественные качества и свойства, так что Иисус на земле пользовался только своей земной натурой.
«Второй Адам»
Вот почему Иисуса называли «вторым Адамом» (см. 1 Кор. 15:45-47). И Адам, и Иисус были совершенно особыми созданиями: Адам был создан из праха земного, а Иисус появился на земле через рождение от Девы. Оба заключили завет послушания с Отцом. Ни один из них не был осквернен первородным грехом. Оба были искушаемы сатаной, причем одними и теми же методами — обоим было предложено нарушить завет повиновения. Адаму предложили съесть запретный плод, что он и сделал. Искушение Иисуса состояло в том, чтобы нарушить Его соглашение о повиновении использованием Своей Божественной природы. Давайте внимательнее всмотримся в это.
Как я сказал ранее, Иисус победил дьявола во время столкновения сил самого высочайшего уровня, во время искушения в пустыне. Нам очень важно помнить, что Иисус выиграл эту самую жестокую духовную битву не потому, что был Богом. Он пребывал в Своей человеческой природе, природе, подобной нашей. Иисус мог бы воспользоваться Своей Божественной природой и обратить камень в хлеб, Он мог позвать ангелов, чтобы те подхватили Его, если бы Он прыгнул с крыши храма, но Он не стал этого делать. Он мог бы захватить царства сатаны, не поклоняясь сатане, но и этого не сделал. Если бы Он это сделал, Он бы ослушался Отца. Искушение закончилось, и завет послушания Иисуса остался в силе, а дьявол потерпел поражение.
После этого Иисус все Свое служение исполнял как обычный человек. Он полностью полагался на познание воли Отца: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Иоан.5:19). Он полностью полагался на силу Святого Духа: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян. 10:38). Иисус сказал: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мат. 12:28). Он судил только потому, что Отец дал ему эту власть (см. Иоан.5:22). Единственное, что Иисус делал и на что ни один человек не имеет права, — Он принимал поклонение. Поскольку Иисус всегда был Богом, Он всегда мог принимать поклонение, что Он, конечно же, и делал.
Делая дела Иисуса
Именно это я и имел в виду, говоря, что мы все можем пить из того же колодца, из которого пил Иисус, и получать силу Святого Духа. Мы можем творить те же дела, что творил Иисус, ибо Он сказал, что мы сможем это делать. Конечно, при условии, что мы, как Иисус, будем полностью полагаться на познание воли Отца и на силу Святого Духа. Естественно, что мы никогда не сможем творить дела так же хорошо, как это делал Иисус, потому что у Него было несколько преимуществ, которых мы не имеем. У Иисуса не было греха, ни первородного, ни приобретенного. Иисус имел совершенный канал общения с Отцом, и никто не мог помешать Ему в этом общении, а также Он обладал совершенной верой и совершенным послушанием. Естественно, что мы никогда не достигнем совершенства Иисуса, но чем больше мы приближаемся к Нему, тем мощнее будет наше служение.
Сможем ли мы выстоять в напряженном столкновении сил с дьяволом, как выстоял Иисус? Сможем ли изгонять демонов, как изгонял Иисус? Можем ли мы жить святой жизнью, какой жил Иисус, и проявлять праведность, как Он? Почему нет? Иисус сказал, что мы можем. Наша человеческая природа не является переменной величиной. Переменными величинами являются наши характеры, наше послушание, наша вера и наша наполненность силой Святого Духа.
Ученикам понадобилось какое-то время, чтобы понять значение силы Святого Духа в выполнении их служения ради приближения Царства Божьего. Ученики были вместе с Иисусом почти три года. Их внимание, их послушание и их любовь были сконцентрированы на второй личности Троицы. Они надеялись, что так будет продолжаться всегда, но однажды Иисус сказал им, что Он намерен их покинуть. Естественно, они опечалились. Петр стал протестовать так эмоционально, что Иисусу пришлось сказать ему: «Отойди от Меня, сатана!» (Мат.1б:21-23).