Святой Дух дает нам преимущества

Когда все успокоились, Иисус дал ученикам долгое и под­робное объяснение того, почему Ему необходимо покинуть их Он сказал: «Но Я истину говорю вам:лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан.1б:7, курсив мой). По­жалуй, ученикам показалось очень странным то, что они ус­лышали. Что же может быть лучше личного присутствия Сына Божьего? Очень просто. Иисус сказал: «Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам» (Иоан.1б:7). Утешитель, конечно же, это Святой Дух. В двух словах Иисус объяснил, что нам, верующим, будет намного лучше с третьей ипостасью Трои­цы, чем со второй личностью, которая пребывает здесь, на земле, в человеческом обличии.

Время от времени некоторые мои критики предполага­ют, что я слишком много внимания уделяю Святому Духу. Один из них считает, что моя доктрина о Святом Духе осла­била мою христологию. Однако я всегда верил, что моя док­трина о Святом Духе совершенно корректна в той степени, в какой она соответствует тому, что Христос учил о Святом Духе. Во-первых, все, что делал Иисус в Своем силовом слу­жении, Он делал силой Святого Духа. Более того, Он ясно дал понять Своим ученикам, что они будут успешны в своем служении, если будут пользоваться силой Святого Духа. Хо­рошая христология всегда приводит к доктрине о Святом Духе и наоборот.

Ученики получили наилучшую подготовку. За три года Иисус преподал им благовесте, исцеления,святость, этику, водительство, избавление, или освобождение, проповедь, богословие, мораль, Ветхий Завет, миссиологию и все ос­тальное, что должно входить в хорошую богословскую про­грамму обучения. Он не только учил их выполнять хорошее служение, но Он стал для них практической моделью и лич­но руководил их практической деятельностью. К тому вре­мени, когда Иисус покинул их, ученики были хорошо подго­товлены и могли подхватить Его дела там, где Он оставил их, чтобы приблизить Царство Божье. Тогда Иисус сообщил им, что одной только их подготовки недостаточно.

Они не могли сразу отправиться на служение, потому что Иисус сказал им: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук24:49)- Они сдела­ли, как было сказано, и в день Пятидесятницы получили силу Святого Духа, точно ту же силу, которой Иисус служил все дни Своей жизни на земле.

Если духовная война, как я считаю, представляется серд­цевиной служения Иисуса ради установления Царства Божь­его, то ученики ничего другого и не ожидали. Сатана был обречен на гибель и уничтожение, но война все еще продол­жается. И у нас есть все основания верить, что все последую­щие поколения верующих в Иисуса во все века должны под­хватить ту же эстафету.

Ограничена ли эта сила?

Сколько силы Дал Иисус Своим ученикам? Мы уже говорили о том, что никто из нас не является единородным Сыном Божьим, а потому мы не можем ожидать тех же беспрепят­ственных и безграничных взаимоотношений с Отцом или Святым Духом. На практике мы не можем ожидать постоян­ного действия Божественной силы в нашем служении, но потенциально мы можем иметь ту же степень силы, что имел Иисус. Не меньше.

Это очень важный вопрос, потому что некоторые крити­ки духовной войны стратегического уровня утверждают, что Иисус установил некие границы той силе, которую Он дал ученикам через Святого Духа. Они предполагают, что у нас нег власти над высшими силами зла, а только лишь над демо­нами низшего порядка, которые могут контролировать че­ловеческие существа. Поэтому нам следует оставаться в сто­роне от стратегического уровня духовных битв, чтобы не переступить границы законной своей власти.

Когда я перечитывал Евангелия, в которых Иисус оснаща­ет и посылает Своих учеников на служение, я не нашел ника­кого упоминания об ограничениях. Верно, как указывают мои критики, что примеры служения Иисуса, приведенные в Еван­гелиях, касаются в основном наземного уровня духовной борьбы или изгнания из людей нечистой силы. Возможные варианты столкновения Иисуса с высокопоставленными ду­хами могут включать в себя встречу с духом по имени Легион (см. Map. 5:9) и обращение к духу, который вызвал бурю на Га­лилейском море (см. Мар.4:39), но таких примеров немного.

Однако когда мы продолжаем исследовать далее служе­ние проповеди Евангелия и насаждение церквей апостолами в Книге Деяния, мы находим дополнительные примеры ду­ховной войны стратегического уровня. Мы видим, как Петр поступил с Симоном-волхвом в восьмой главе Деяний, как Павел одержал победу над Елимой, или Вариисусом, в три­надцатой, над духом прорицательным, или духом Питона, — в шестнадцатой, над Артемидой Эфесской — в девятнадца­той главе. Осознавая, что мое определение этих случаев в ка­честве стратегического уровня духовной борьбы вызовет у некоторых возражения, я рассмотрю эти случаи в следую­щих главах несколько подробнее.

Следует напомнить, что те термины, которыми мы пользуемся в последние годы, — наземный уровень, оккульт­ный и стратегический (или космический) уровни духовной войны, — несколько искусственные. Они удобны для вос­приятия и понимания, однако это не значит, что существует три отдельных мира, есть только один — невидимый мир тьмы. Когда Иисус отправил Своих учеников на борьбу про­тив этого духовного мира, повелев им «изгонять бесов», Он, возможно, имел в виду, а может, и не имел в виду, что они должны изгонять духов только из людей, оставив в покое территориальных духов. Но поскольку нам ничего не гово­рят о возможных ограничениях, это умолчание можно ис­пользовать в качестве аргумента для обеих сторон.

Однако существует одно утверждение Иисуса, которое позволяет нам предположить, что наше право противодей­ствия силам тьмы ничем не ограничено. Оно раскрывается в контексте той истории, когда Иисус послал семьдесят учени­ков проповедовать и служить установлению Божьего Цар­ства. Они отправились в путь и среди прочего изгнали массу бесов из одержимых нечистой силой. Это освобождение было настолько мощным, что единственной отчетной фразой всего служения, записанной в Писании, были слова: «Гос­поди! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лук 10:17).

Позже в короткой встрече с учениками Иисус делает два важных замечания, одно, относящееся к приоритетам, а дру­гое, относящееся к власти. Говоря о приоритетах, Иисус повелел: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повину­ются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небе­сах» (Лук 10:20). Духовную войну не следует рассматривать как основную цель, но только как средство спасения заблуд­ших душ и введения из тьмы в свет, от власти сатаны к Богу. Спасение — вечно, а духовная война в лучшем случае дает нам лишь временные результаты.

Наши рекомендации