Давайте будем последовательны
Было бы хорошо, если бы апостолы оставили нам ясные примеры конкретных видов служения. Но когда таких примеров нет, нам не следует необдуманно отвергать эти виды служений. Если «принцип герменевтики на "апостольском" примере» — правильный принцип, его следует применять со всей неукоснительностью. Этим я не хочу сказать, что никогда не следует допускать никаких исключений в этом правиле, но я действительно имею в виду, что такие исключения не должны встречаться слишком часто.
Принцип христианского служения станет чрезвычайно слабым, если будет базироваться на выборочном применении. Если его сторонники решают применять какое-то служение при одних обстоятельствах, а затем решают не применять при других сходных обстоятельствах, тогда обоснованность самого принципа находится под вопросом.
Я хочу исследовать ряд христианских учений и практики, с которыми сегодня соглашаются многие христианские лидеры, хотя в каждом отдельном случае я укажу на тех, кто с ними не согласен. Практически все критики духовной войны стратегического уровня, с которыми я общался, принимают все пункты моего списка, применяя их в своем учении и на практике. Как ни странно, никто из них не прошел бы испытания на «принцип герменевтики на "апостольском" примере». Может быть, те, кто составляет правила, не всегда играют по этим правилам?
• Использование понятия «Троица» при ссылке на Бога. За этим стоит доктринальное учение о том, что Бог объединяет в Себе «три личности в одной сущности». Я сам учил этому в течение более чем сорока лет в качестве рукоположенного священнослужителя и продолжаю учить, но не потому, что об этом ясно учили сами апостолы. Позже я укажу некоторые наводящие соображения, которые подтверждают для меня тот факт, что Бог — это Троица. Тем не менее, я испытываю глубокое уважение к моим друзьям из Объединенной пятидесятнической церкви, например, которые придерживаются так называемого «образного» взгляда, веруя, что Бог — это всего лишь одна личность, но иногда Он выбирает действовать как Отец, иногда как Сын и иногда как Святой Дух — три различных «образа».
• Освобождение рабов. Во времена апостолов рабство было глубоко укоренившимся общественным порядком. В своих трудах апостолы время от времени упоминают рабов, но их учение не предполагает, что следует отказаться от самого института рабства или что хозяева должны освободить своих рабов. Я лично соглашаюсь с этическим принципом, согласно которому рабство — это зло и христиане не должны быть его сторонниками, однако мои убеждения основаны не на примере апостолов.
• Канон шестидесяти шести книг. Как вы знаете, Библия состоит из шестидесяти шести книг, не больше и не меньше. Я не согласен с римскими католиками, которые считают, что мы должны включить в наш канон Писаний апокрифические книги. Для меня это важный и серьезный вопрос, влияющий на христианскую жизнь и свидетельство. Но получил ли я это от апостолов? Комментариев не требуется.
• Воскресенье как день богопоклонения. Спросите мессианских евреев или адвентистов седьмого дня, является ли вопрос воскресного богослужения закрытым на сегодняшний день. Они вам напомнят, что в традиции апостолов, которые были практикующими иудеями, нет никаких свидетельств о поклонении в воскресенье. Многие из нас поклоняются в воскресенье, однако мы делаем это не потому, что следуем «принципу герменевтики на "апостольском" примере».
Не буду продолжать этот список, хотя он может быть продлен до бесконечности перечислением менее важных событий, таких, как празднование Рождества и Пасхи, организация воскресных школ и разделение Церкви на различные деноминации, обращение к Святому Духу в молитве и множество других аспектов, которые не были упомянуты ни Иисусом, ни апостолами.
Однако мне бы все же хотелось добавить еще один пункт, который напрямую относится к теме духовной войны стратегического уровня и который, как я знаю, практикуется обоими моими критиками, А и Б.
• Христиане могут быть одержимы бесами. Я согласен с критиками А и Б и многими другими христианами в том, что христиане не только могут быть, но и часто действительно одержимы бесами. По этому вопросу у нас имеются грозные противники, и среди них, к примеру, деноминация Божьих ассамблей, никак не менее. Несколько лет назад они обнародовали такое заявление: «Могут ли возрожденные верующие быть одержимыми нечистой силой?» В этом заявлении они советовали своим пасторам не заниматься изгнанием бесов из христиан. Совсем недавно десять ведущих ученых этой деноминации выпустили книгу о столкновении сил с точки зрения пятидесятников («Power Encounter: A Pentecostal Perspective») Один из ученых, Морис Уильяме, говорит: «Мы ни на минуту не поверим в то, что верующий человек может быть одержим бесами».
Несмотря на то что существует значительное расхождение в оттенках значения таких терминов, как «одержимость», «влияние», «вторжение» или «угнетение», следует сказать, что служение освобождения от нечистой силы христиан в этой среде не рекомендуется. В итоге выдвигаются два аргумента в пользуэтой позиции:
1. В Писании нет примеров тому, чтобы апостолы изгоняли нечистую силу из христиан.
2. Никто из апостолов не учил верующих в церквях изгонять демонов друг из друга. «По этой причине, — пишет Морис Уильяме, — возложение рук на верующих с целью изгнания бесов не является библейским принципом».
Здесь мы сталкиваемся со следующим вопросом: откуда мне получить информацию вместе с моими критиками А и Б о том, что христиане действительно могут быть одержимы бесами и что мы должны изгонять из христиан нечистую силу? Наш ответ будет схож с ответом Джека Велкеля в предыдущей главе:
• Наш собственный опыт служения привел нас к убеждению в том, что христиане могут быть одержимы бесами.
• Нас поддержали в этом многие другие служители, служившие в области освобождения.
• Мы видели много положительных и драматических результатов в жизни тех христиан, которые были освобождены от нечистой силы. Могу начать с описания собственного случая избавления от духа головной боли, о котором я рассказал в предыдущей главе.
• Ни одно из предыдущих трех утверждений не противоречит ясному библейскому учению.