Православное учение о таинствах: понятие о таинствах, действительность и действенность таинств
Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 4, Раздел 3, Глава 1.
Понятие о таинствах
В православном догматическом учении понятие «таинство» (греч. μυστήριον, лат. sacramentum) относится не ко всем священнодействиям, но только к основным семи, которые Церковь выделяет из числа всех прочих и усваивает им особый статус: крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, священство, брак и елеосвящение.
Критерии, по которым эти семь священнодействий выделены из числа прочих.
1) Таинства являются богоустановленными. Их появление в жизни Церкви относится непосредственно ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов. Все остальные священнодействия появились позже, или о них нет определенного учения в Божественном Откровении.
2) В обычных священнодействиях преподаваемая благодать имеет общий, «неопределенный» характер. Через них человеку преподается спасительная благодать, и призывается благословение Божие на те или иные виды деятельности (молебны о путешествующих) или на некоторые материальные предметы (освящение жилища). Однако при этом невозможно с определенностью сказать, как именно эта благодать действует в человеке, какие изменения в его жизни, в состоянии его природы она вызывает.
В таинствах же действие благодати носит конкретный характер. Участвуя в таинствах, человек приобретает новые, и при этом вполне определенные, свойства, возводится на качественно иной уровень христианского бытия. В крещении человек духовно возрождается; в миропомазании получает необходимые для христианской жизни дары Святого Духа; в таинстве покаяния получает прощение грехов и воссоединяется с Церковью и т.д. Таким образом, в таинствах человеку преподаются все благодатные дары, необходимые для спасения. С точки зрения конечной цели христианской жизни все остальные священнодействия, при всей своей значимости и полезности для духовной жизни, имеют вспомогательный характер.
Действительность таинств
Таинство называется действительным, если в нем реально преподается верующим Божественная благодать; если выполняются определенные требования как со стороны совершителя таинства, так и со стороны способа его совершения.
Совершители таинств.Всякое церковное священнодействие совершается Самим Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Священник в подлинном смысле слова.
Священнодействия в Церкви – совершаются в соответствии с определенными правилами. Священнослужитель может совершать таинства только при том условии, что находится в единстве с Церковью. Церковь с древнейших времен тщательно следила за тем, чтобы священнодействия совершали только правильно рукоположенные клирики. Если священнослужитель противопоставляет себя Церкви и его деятельность наносит вред церковной жизни, то Церковь в лице священноначалия может либо лишить такого священнослужителя священного сана, либо запретить его в священнослужении на более или менее продолжительный срок.
Способ совершения таинств.Это соответствующее чинопоследование (структурированная последовательность молитвословий и символических действий).
Не всё в чинопоследованиях имеет одинаковую важность. Например, главной частью литургии является литургия верных, внутри нее выделяется Евхаристический канон, а в нем, в свою очередь, эпиклеза (т.е. призывание Святого Духа на предложенные Дары).
В чинопоследовании каждого таинства есть некая основная часть, без которой способ совершения таинства не может быть реализован. В этой основной части выделяются:
а) материя таинства (в крещении – вода, в миропомазании – миро, в Евхаристии – хлеб и смешанное с водой вино), и/или видимый знак (в крещении – троекратное погружение крещаемого в воду, в миропомазании и елеосвящении – крестообразное помазание различных частей тела миром или елеем соответственно, в покаянии – крестообразное благословение кающегося);
б) форма таинства (т.е. «призывание Святого Духа и «тайносовершительная формула», посредством которой священник освящает таинство силою Святого Духа...»).
Для того чтобы таинство являлось действительным, необходимо выполнение трех условий:
1) Правильность со стороны совершителя таинства. Таинство должно быть совершено лицом, имеющим на то законное право и власть: правильно рукоположенным священнослужителем, действующим в согласии со священноначалием и имеющим намерение совершить таинство.
2) Правильность со стороны материи таинства. Должно быть употреблено определенное вещество и/или видимый знак. 3) Правильность со стороны формы таинства. Должны быть правильно произнесены совершительные слова таинства.
Эти условия являются необходимыми, но не исчерпывающими. Таинство не есть некая самостоятельная реальность, но одно из проявлений жизни Церкви, и только Церковь может вынести окончательное суждение относительно его действительности. Жизнь же Церкви сложна и не может быть полностью описана какими-либо формальными схемами. Могут возникать ситуации, при которых данные условия оказываются недостаточными для решения спорных вопросов относительно действительности таинств.
Так, недействительным может быть признано таинство, совершенное священнослужителем, который не был запрещен на момент его совершения, но совершение которого сопряжено с нарушением церковных канонов (например, самочинные действия епископа за пределами вверенной его управлению епархии).
Действенность таинств
Действенность – это субъективная сторона таинства. Под действенностью таинства понимается то, каким образом полученная в таинстве благодать воздействует на человека.
Действительное таинство не может быть полностью недейственным, ибо таинства «суть орудия, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к оным». Однако Бог и в таинственной жизни Церкви не упраздняет свободы человека. Плодотворность принятия таинств верующим зависит от его веры и от того внутреннего расположения, с которым он приступает к таинствам. Поэтому действенность таинств может быть двоякой: таинство может быть принято человеком не только во спасение, но и во осуждение.
Необходимыми условиями спасительного воздействия благодати таинств на человека являются: 1) вера во Христа и в спасительную силу таинств; 2) искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь в соответствии с евангельским нравственным учением.