Билет 12. Особенности лютеранской сакраментологии. Понятие о таинствах и их совершителях в лютеранстве. Количество таинств

Отказав Церкви в непрерывном видимом существовании, лю­теране должны были бы объявить ненужными и таинства церковные как несовместимые с учением о невидимости Церкви. Это было бы логично. Но отвергнуть водное Крещение или таинство Тела и Крови Христовой значило вступить в рез­кий очевидный конфликт со Свящ. Писанием. Лютеране оказались вынужденными оставить нек-рые таинства и дать им какое-то место в своей догматич. систе­ме, провозгласившей принципы невидимости Церкви и спасения 1 верой. Решить эту задачу, не впадая в противоречие, не­возможно.

Символич. книги лютеран определяют таинства как "не­обходимые для христиан источники благодати".

По лютеран. учению, таинства совершаются для того, чтобы постоянным напоминанием о прощении "утешать совесть" грешников.

Но что дают таинства христианину, почему они не­обходимы спасающемуся "1 верой" и какой смысл дол­жны иметь эти видимые священнодействия при отсутствии видимой Церкви? На все эти вопросы протестантам отвечать трудно. Символич. книги лютеран называют таинства еще и печатями , "знаками" обетований Божиих. Для чего нужны эти "печати" и "знаки"? Символич. книги отвечают: для усиления веры. Если лишь таково назначение этих "знаков", то они не столь обязательны, ибо вера возбуждается словом и без них.

Отвергнув римско-католич. учение об ex opere operatum и вооружившись против представлений о ме­ханическом воздействии таинств на человека, протестанты не могли противопоставить этим взглядам чего-либо убедительного и глубокого. Одна из причин этого состоит в том, что вопрос о таинствах они пытались решать в отрыве от веры в Церковь.

О числе таинств в "Апологии" говорится, что 4 из 7 обрядов - Миропомазание, Брак, Священство и Елеосвящение не установлены Богом и не могут называться таинствами, хотя и могут быть употребляемы для напоминания о Боге пред простеца­ми". "Истинными таинствами являются только 3: Крещение, Причащение и Разрешение от грехов". В последнем лютеране не находят существенного для таинства элемента - внешнего знака. В "Апологии" далее говорится лишь о 2 настоящих таинствах: Крещении и Причащении". То же и в "Большом катехизисе".

В символич. книгах лютеран ничего не говорится об облеченных особыми полномочиями совершителях таинств. По мнению лютеран, полномочиями на совершение таинств обладают все члены Церкви.

В свете лютеран. положений о спасении 1 верой непос­ледовательным выглядит и учение лютеран об отдельных таинствах.

Что касается Исповеди, то Лютер поначалу считал ее необходимой и признавал таинством. Но вместе с тем у Лютера проявляется тенденция к умалению значения исповеди.

Лютер не захотел признать за покаянием силы благодатного та­инства, способного оказывать реальное воздействие на нравств. состояние человека. По Лютеру, свящ-к на исповеди лишь объявляет о прощении грехов, совершившемся ранее по заслугам Христа. Казалось бы, верующий лютеранин должен об этом знать и без свящ-ка.

"Шмалькальд. члены" считают исповедь нужной "ради простого грубого народа". Впоследствии в лютеранстве утвердил­ся взгляд на исповедь как на нечто необязательное.

Они смотрят на Таинства (в противоположность католич. взгляду ex opere operatum) как на знаки общения человека со Христом, напоминающие ему о его спасении, раз и навсегда совершенном Христом. Лютеране считают, что вера, к-рая 1 только спасает, слабеет без внешних напоминаний. Таковыми и явл-ся Таинства - эти символич. действия и знаки, возгревающие веру. Они не имеют сакраментального значения. Вся сила их заключается в субъективных качествах воспринимающего, точнее - в личной вере, в уверенности принимающего Таинства. Поэтому если оно не возбуждает в христианине сообразных с ним мыслей и чувствований и если в момент принятия Таинства у него нет веры в Искупителя и Его дело, то для него нет и никакого Таинства. Оно вводит человека в благодатное общение со Христом, но только через его же, человека, собств. мысль, через его только личные чувства и воспоминания о заслугах Христа, т.е. через его веру.

Учение лютеран о Таинствах нельзя признать правильным:

1. оно не согласуется с их основным догматом - об оправдании верою. Если человек спасается 1 верой, к-рой научает его непосредственно Сам Бог, то ясно, что всякое внешнее посредство вроде символич. знаков, воспоминаний и напоминаний совершенно излишне.

2. учению этому не чуждо и внутрен. логическое противоречие: если Таинства - только знаки, через к-рые возбуждается в человеке вера, подающая ему оправдывающую благодать, то они сами по себе очевидно ничто, а между тем, по лютеран. учению, они хоть и не сами по себе, но все же приносят благодать. Значит, они не знаки только, но и средства, орудия благодати.

3. такое учение о Таинствах стоит в явном противоречии со Свящ. Писанием, напр.: если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царствие Божие (Ин 3, 5) - о крещении; Тогда апостолы возложили руки на них, и они приняли Духа Св. (Деян 8, 17) - о миропомазании; Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день (Ин б, 54) - о причащении; Не неради о пребывающем в тебе даровании, к-рое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим 4, 14) - о священстве.

Из этого видно, что Таинства - не просто видимые знаки, а средства сообщения верующим благодатной помощи, без к-рой невозможно достичь спасения.

Одной из неотъемлемых Видимых форм правосл. церковности явл-ся непрерывность богоучрежденного пастырства - священства. Символич. Книги Лютера признают необходимость священства и даже необходимость его постоянного существования для совершения Таинств, в частности для «отпущения грехов через слово и символы для утешения и ободрения нашей совести» (Большой катехизис). Но, по учению Лютера, такое утешение совести и отпущение грехов со ссылкой на Слово Божие в случае нужды может осуществить каждый христианин.

«Аугсбург. исповедание» упоминает о епископах, а «Апология» - об их праве совершать Таинства и управлять, категорически отрицая при этом «особые благодатные дары, отличающие свящ-ка от мирян».

В символич. книгах лютеран нет ни слова о преемственности пастыр. служения, об особом посланничестве свыше на это служение. Право рукоположения лютеране признают за любым членом Церкви (так назыв-е посланничество снизу). В «Шмалькальд. членах» говорится: «Вследствие недостойного поведения католич. епископов и невозможности для Церкви оставаться без свящ-ков... мы, по примеру Древней Церкви и отцов (каких отцов? — М.К.), хотим и должны сами посвящать в свящ-ки способных людей». Оставшись без епископа, протестанты вынуждены были создать такое учение о пастырстве без преемства. Но мы знаем, что в Церкви всегда действовал принцип преемственного посланничества свыше. В избрании могли участвовать и рядовые члены Церкви, но самое рукоположение избранный получал от того, кто уже был законным пастырем, кто сам дверью вошел во двор овчий. Как послал Меня Отец, [так] и я посылаю вас, - сказал Христос Своим ученикам (Ин 20, 21). Как может посылать др. тот, кто сам не послан?

Из 7 Таинств церковн. лютеране признают только 2 - крещение и причащение и при этом ссылаются на то, что ни в Свящ. Писании, ни в святоотеч. творениях нет указаний на седмеричное число Таинств, что такое их количество определилось не ранее 12 в.

Наши рекомендации