Христианское учение о сотворении мира в сравнении с иными концепциями происхождения мира
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Форма аттестации: ЭКЗАМЕН
Срок: сессия (06.11.2017 – 30.11.2017)
ЦПУ Богословский факультет (заочники; набор 2014г.):
4 курс, 2017 / 2018 уч.год
Преподаватель: кандидат богословия, иерей Владимир Аврамов
Вопросы
1. Христианское учение о сотворении мира в сравнении с иными концепциями происхождения мира
2. Иерархия бытия
3. Бог как Промыслитель мира
4. Христианское учение об ангелах
5. Христианское учение о злых духах
6. Православная антропология: сотворение человека, состав человеческой природы, происхождение человеческих душ, свойства человеческой души
7. Православная антропология: образ и подобие Божие в человеке, назначение человека, состояние человека до грехопадения
8. Православное учение о грехопадении: сущность и последствия грехопадения, понятие зла
9. Православная христология: Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек, отличия Иисуса Христа от нас по человечеству
10. Православная христология: образ соединения двух природ во Христе
11. Православное учение о почитании Божией Матери
12. Понятие о спасении и искуплении, теории искупления
13. Дело искупления и его составляющие
14. Православное учение о благодати и ее отношении к свободе
15. Православное учение о Церкви: понятие и свойства Церкви
16. Православное учение о Церкви: христологический и пневматологический аспекты Церкви
17. Церковная иерархия
18. Союз между Церковью земной и Церковью небесной
19. Православное учение о таинствах: понятие о таинствах, действительность и действенность таинств
20. Таинства Крещения и Миропомазания
21. Таинство Евхаристии
22. Таинства Покаяния, Священства, Брака, Елеосвящения
23. Учение о Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека
24. Учение о Боге как Судии и Мздовоздаятеле для всего человеческого рода
Основные сокращения:
Давыденков О. «Догмат. богословие–2013» | Давыденков О., прот. Догматическое богословие: уч. пособ. / Протоиерей Олег Давыденков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 622 с. |
Христианское учение о сотворении мира в сравнении с иными концепциями происхождения мира
Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 3, Раздел 1, Глава 1, §§ 1.1; 1.2
Дуализм
(латин. Dualis – двойственный). Дуалистические учения предполагают существование двух равноправных начал: «дух и материя», «идеальное и материальное», «бог добра и бога зла», «познающий субъект и познаваемый объект» и т.д. Существуют различные формы этих учений, по-разному раскрывающих картину происхождения мира. |
Дуализм греческой античной философии
Признается совечность двух иноприродных начал (Божественное начало и бесформенная материя). Мир мыслится как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю, извечно существующую наряду с этим началом.
У Платона (428–348 гг. до P. X.) мироздание состоит из двух уровней:
1) высший неизменный мир божественных идей.
2) Демиург – создатель низших богов, мировой души, вселенной и человека.
В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим. Он не может творить все, что хочет, не может творить мановением своей воли, ему приходится преодолевать сопротивление косной материи – бесформенной, вечно находящейся в хаотичном движении. Материя, по Платону, есть «не сущее» (τὸ μὴ ὄν), однако не абсолютно «не сущее»: она называется таковой только по сравнению с истинно существующим, т.е. с миром идей. Вещи, возникающие в результате деятельности Демиурга, возделывающего материю по образцам вечных божественных идей, представляют собой тени, несовершенные копии этих идей, или эйдосов (εἶδος).
В основе учения Аристотеля (384–322 гг. до P. X.) лежит различие между бесформенной материей и формами, в которых она существует. Эти формы, по Аристотелю, представляют собой иерархическую структуру, которую венчает высшая, чистая, неизменная и неподвижная форма. Эту форму – форму форм – Аристотель называет перводвигателем, или богом. Очевидно, что с библейским представлением о Боге этот «бог» Аристотеля имеет мало общего. Бог Аристотеля не есть личный Бог, это лишь условие мирового движения, мирового бытия, первопричина вселенной.
Таким образом, для дуализма античной греческой философии характерен взгляд на совечные начала мира как на неравные по своему достоинству: одно начало понимается как высшее, активное, а другое – как низшее и пассивное.
Дуализм в восточных учениях
В отличие от греческой философии, в дуалистических восточных учениях доброе и злое начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как равносильные и противоборствующие. Так, в древнеиранской религии – зороастризме – вся мировая история рассматривается как борьба двух враждебных начал – светлого и темного. Материальное бытие в таких учениях – область, принадлежащая злому началу, и религиозная цель представляется как избавление от уз материи.
Подобные идеи в первые века христианской эры были восприняты гностиками, причем некоторые гностические секты одновременно переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, то Демиурга, как создателя материальных вещей, полагали источником зла. Известный гностик Маркион (сер. II в.), учил о различии между злым богом Ветхого Завета (Демиургом), и благим Богом Отцом, пославшим на землю Своего Сына для спасения людей от власти Демиурга и материи. По этой причине Маркион вообще отрицал Ветхий Завет.
Несовместимость дуалистических учений с библейским Откровением обнаруживается прежде всего в том, что дуализм предполагает несовершенство Творца, отказывает Ему в обладании всей полнотой бытия и совершенства.
Пантеизм
(греч. πᾶν – все и θεός – Бог). Отождествление мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также имеют различные оттенки.
Учение об эманации
(лат. emanatio – истечение). Подробно представлено в неоплатонизме. У виднейшего представителя неоплатонизма Плотина (III в. по P. X.) это учение выглядит следующим образом. Основа бытия – это некое сверхсущее Единое, которое отождествляется с верховным Благом (это Единое непостижимо рассудком, невыразимо словом, и только в экстатическом восхищении, выйдя из себя, человек может опытно с ним соприкоснуться). Единое от переизбытка своей полноты, подобно переполненной, переливающейся через край чаше, исходит за пределы самого себя и порождает Ум (с присущими ему идеями) и Мировую Душу. Мировая Душа мыслится как посредник между Умом и чувственным космосом. Душа порождает вещи тварного мира по образцам тех идей, которые содержатся в Уме.
Идея эманации лежит в основе восточных пантеистических учений: индуизма, даосизма и др. Как пантеистические могут быть определены некоторые философские системы, появившиеся в Новое время: система Бенедикта Спинозы (XVII в.). В других философских учениях мир рассматривается как саморазвитие некоторого божественного начала (оно может называться по-разному, например абсолютная идея). Развиваясь, оно переходит от низших форм к высшим: немецкая идеалистическая философия Шеллинга и Гегеля.
Очевидно, что пантеизм фактически утверждает изменчивость Божественной сущности и поэтому несовместим с библейским Откровением. Кроме того, в рамках пантеистического мировоззрения невозможно разрешить проблему происхождения зла и обосновать реальность человеческой свободы.
Наконец, как пантеизм, так и дуализм обесценивают значение Божественного творческого акта.
Иерархия бытия
Сайт Азбука: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/... (08.10.2015г)
Бог как Промыслитель мира
Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 3, Раздел 1, Глава 2, §§ 2.1 – 2.9
«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». [Пространный катихизис]
Ложные учения о Промысле
Действия Промысла Божия
1) мирохранение – поддержание всего существующего в бытии. 2) мироправление – направление всех событий в мире к предназначенным Творцом целям. Такое различение двух действий имеет только методологический характер. На самом деле действие Божие едино – единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но мы, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимаем как два различных действия.
Ангелы в Священном Писании
«Ангел» (греч. ἄγγελος) – «вестник». Значение слова указывает не на природу ангелов, а на исполняемое ими служение. В Священном Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи: у врат рая был поставлен Херувим с огненным мечом (Быт.3); патриарх Иаков в видении видел лестницу, по которой восходили и нисходили ангелы (Быт.28); пророк Исайя имел видение серафимов в храме (Ис.6); в псалмах неоднократно говорится об ангелах (Пс.90:11).
В Новом Завете: ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть; во время искушений Господа Иисуса Христа в пустыне ангелы служили Ему; Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил. В истории ранней Церкви мы также видим действия ангелов (Деян.); в Апокалипсисе многократно говорится об ангелах. (Откр.).
Сотворение ангелов Богом
В Священном Писании несколько раз прямо говорится о сотворении ангелов: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (Неем.9:6). Ты творишь ангелами Твоими духов... (Пс.103:4, Евр.1:7). Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано (Кол.1:16). О сотворении ангелов Богом свидетельствуют и свв. отцы.
Время сотворения ангелов
Точных указаний на время сотворения ангелов Священное Писание не дает. В святоотеческих текстах встречаются различные мнения о времени сотворения ангелов:
1) прежде вещественного мира. Это широко распространенное мнение разделяли свтт. Василий Великий, Григорий Богослов,. Иоанн Златоуст и др. 2) одновременно с сотворением видимого мира. Так полагал блаж. Феодорит Киррский. (Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а место предполагает наличие пространства, как формы существования тварного бытия. Ангелы не могли появиться прежде чем сотворен мир с пространством и временем.). 3) после человека. (Поскольку мир развивается эволюционным путем – от простого к сложному, ангел более совершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после человека.). Это мнение противоречит Откровению. Бог основывал землю при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов.38:4-7). Сыны Божии – ангелы, основание земли – в четвертый день творения; отсюда в четвертый день ангелы уже существовали.
Таким образом, вопрос о времени сотворения ангелов относится к области богословских мнений. Однозначно можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее четвертого дня, а следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него.
Природа ангелов
В Священном Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа. «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей» (Преп. Иоанн Дамаскин). Природа ангельского мира для нас непостижима. Нам даже неизвестно, единосущны ли ангелы между собой или нет. Мы не знаем, являются ли все ангелы, подобно людям, единосущными друг другу, или же ангелы составляют некоторое множество различных родов и внутри рода они единосущны, а между родами – нет, или же каждый ангел обладает особой сущностью.
Свойства ангельской природы
1. Духовность и бестелесность.Ангелы имеют духовную природу. (Евр.1:6-7). Ангелы – невидимы, поскольку им не свойственна грубая телесность (Кол.1:16). По толкованию свв. отцов, чувственные образы, в которых являются ангелы, – это их временное состояние, а не выражение их существа. Ангельская бесплотность относительна. (Тертуллиан, сщмч. Иустин Философ, блаж. Августин). Ангельская сущность по сравнению с человеком – бестелесна, по сравнению с Богом оказывается грубой и вещественной, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно. ( Преп. Иоанн Дамаскин). На VII Вселенском соборе был одобрен фрагмент «Слова» еп. Иоанна Фессалонитского, в котором отмечается, что ангелы не являются совершенно бестелесными, но имеют тела «воздухообразные и огнеобразные».
2. Отношение ангелов к пространству и времени.Ангелы, как существа тварные и, следовательно, ограниченные, в определенной степени зависят от этих категорий тварного бытия. С одной стороны, по отношению к свойствам пространства и времени ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди (перемещаются с огромной скоростью, не удерживаются ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями... и пребывают в местах, постигаемых только умом: на небе небес (3 Цар.8:27), на третьем небе (2 Кор.12:2)). С другой стороны, они не вездесущи: когда они находятся на небе, их нет на земле, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе. Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной: ангельский мир имеет начало. Ангельский мир подвержен изменению: часть ангелов пала.
3. Бессмертие.Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк.20:36). Существует два святоотеческих мнения. Ангелы бессмертны: 1) по благодати (преп. Иоанн Дамаскин); 2) по природе (Свят. Григорий Палама). Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата.
Число ангелов
1) Конечно или бесконечно число ангелов? Пророк Даниил говорит о тысячах тысяч (о миллионах), о тьмах тем (сотнях миллионов) ангелов (Дан.7:10). Свт. Кирилл Иерусалимский писал об этом так: «Их (ангелов) девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца». В Священном Писании нигде не утверждается, что число ангелов бесконечно, называются большие, но все-таки конечные числа. Однозначно утверждать, что число ангелов бесконечно, невозможно.
2) Является ли постоянным число ангелов или каким-то образом изменяется? Можно утверждать, что число ангелов не уменьшается (ангелы бессмертны). Но может ли оно увеличиваться? Блаж. Феодорит (как и большинство свв. отцов) считал, что не может. Свят. Григорий Нисский считал, что может.
Небесная иерархия
В Священном Писании упоминается девять ангельских чинов. В окончательном виде классификация ангельских сил появляется в произведениях Дионисия Ареопагита: 1) Епархия: серафимы, херувимы, престолы; 2) Метархия: господства, силы, власти; 3) (Без названия): начала, архангелы, ангелы. Доподлинно неизвестно, исчерпываются ли все ангельские чины этими 9 чинами.
Свят. Иоанн Златоуст высказывал уверенность в том, что те девять ангельских чинов, о которых говорит Священное Писание, не исчерпывают собой все чины ангельского мира.
Хотя схема Псевдо-Дионисия была принята Церковью, но его учение об ангельской иерархии всегда принималось с определенными оговорками. (В Дионисиевой иерархии низшие ангелы могут общаться с Богом, получать от Него просвещение только посредством вышестоящих).
Архангелы
Наименование «архангелы» употребляется в Предании Церкви двояким образом: 1) один из ликов низшей иерархии; 2) высшие ангелы, которые вообще не входят в Дионисиеву иерархию (наиболее приближенные к Богу; Архистратиги небесных воинств).
По Преданию архангелов – восемь: Михаил (евр. «кто как Бог»), Гавриил (евр. «сила Божия»), Рафаил (евр. «помощь Божия»), Уриил (евр. «огонь Божий»), Иеремиил (евр. «высота Божия»), Селафиил (евр. «молитва к Богу»), Иегудиил (евр. «хвала Божия»), Варахиил (евр. «благословение Божие»).
Падение злых духов
Священное Писание ограничивается некоторыми общими указаниями, вполне достаточными, чтобы увериться в том, что первоначально злые духи были существами добрыми, а затем по собственной воле отпали от Бога.
Падение части ангелов совершилось не одновременно, сначала, согласно отцам Церкви, пал один – главный (диавол или денница), а потом увлек за собой прочих (преп. Иоанн Дамаскин). Именно диавол является начальником зла и греха в мире: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин.3:8).
Существует два святоотеческих мнения относительно изначального иерархического статуса денницы: 1) денница – был высшим из всех бесплотных духов (Свят. Григорий Богослов; причина падения – гордость); 2) денница – был ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли (Свят. Василий Великий; причина падения – зависть).
Однако жесткой зависимости между мнением об изначальном месте диавола в ангельской иерархии и сущностью его падения у свв. отцов нет. Некоторые из свв. отцов совмещали обе точки зрения.
Место обитания злых духов
В Священном Писании оно обычно называется словами «ад», «преисподняя», «бездна».
Есть другие места их обитания: «поднебесная», «воздух» (Еф.6:12, 2:2). «Духи витают между небом и землей – в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте» (свят. Феофан Затворник).
Отрицание бытия злых духов как личностных существ – это не безобидное частное богословское мнение. Логическое развитие этой мысли неизбежно приводит к отрицанию грехопадения и, следовательно, тайны искупления. «Упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению. Отрицающий злого духа человек уже поглощен диаволом» (Св. праведный Иоанн Кронштадтский).
Сотворение человека Богом
Свв. отцы обращают внимание на то, что при творении мира ангельского, мира вещественного и при творении человека Бог действовал различным образом. Мир ангельский был сотворен Богом «в молчании». Вещественный мир вызван от небытия к бытию творческим Божественным: «Да будет!» И только перед творением человека Бог как бы останавливается.
Творению человека предшествовало некоторое «совещание» Божественных Лиц: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт.1:26). В православном богословии это «совещание» получило название Предвечного Совета.
О сотворении человека говорится во второй главе Книги Бытия: сначала Бог взял персть от земли и образовал из нее тело – некую бездушную «статую». Затем уже в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, и человек становится душою живою.
В связи с толкованием Быт.2:7 возникает два вопроса:
1. Приходят ли душа и тело в бытие одновременно или же одна из составляющих человеческого состава хронологически предшествует другой? В истории богословской мысли по этому вопросу существовало три точки зрения. 1) Душа создана прежде тела (Ориген). Это мнение было отвергнуто Церковью. Осуждение учения о пред существовании душ содержится в актах V Вселенского собора. 2) Тело создано прежде души. (Тертуллиан; блаж. Феодорит Киррский, свят. Иоанн Златоуст; Ефрем Сирин и др.). 3) Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически. (Это мнение стало преобладающим в Предании Церкви; его разделяли преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин и др.). Свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих.
2. Как следует понимать дыхание жизни? 1) Дыхание жизни есть божественная эманация, происходящая из сущности Бога (гностики и манихеи; отвергнуто Церковью). 2) Дыхание жизни есть собственно душа (Климент Александрийский, свят. Григорий Богослов). 3) Дыхание жизни не есть собственно душа, но творческое Божественное действие, результатом которого является создание души (Блаж. Августин). 4) Дыхание жизни не есть душа, но Божественная благодать, сообщенная Богом человеку вместе с сотворением (преп. Анастасий Синаит, свят. Григорий Палама).
«Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. <…> Оно было живое тело – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек» (свят. Феофан Затворник).
Если синтезировать три последних мнения, то понимание «дыхания жизни» свв. отцами можно сформулировать следующим образом: Своим творческим действием Бог творит из ничего человеческую душу, отличную от Него по сущности, и одновременно сообщает ей Свою благодать.
У свв. отцов можно найти немало свидетельств того, что Бог, создавая человека, в то же время сообщает ему и Свою обоживающую благодать (свят.Афанасий Александрийский, свят. Григорий Палама, преп. Иоанн Дамаскин)
*** *** ***
Разделение человека на два пола произведено, в первую очередь, для того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в общении. Бог приводит к Адаму жену, и тот говорит: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт.2:23). Эти слова говорят о единстве природы мужчины и женщины и более всего побуждают к взаимной любви и заботе друг о друге.
В Библии говорится о жене как о «помощнике», которая сотворена для мужа, в смысле восполнения в самом бытии (проф. С.В. Троицкий). Библейское повествование открывает истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе соединенных любовью мужа и жены.
*** *** ***
От Адама и Евы происходит весь человеческий род; тем самым утверждается единосущие всех людей между собой. На этой истине основывается учение о первородном грехе и об искуплении: Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (Рим.5:18).
В 17-18 века создались учения о различных человеческих видах: преадамизм (17 в.), полигенизм (18в.) – которые находятся в полном противоречии со Св. Писанием.
Свойства человеческой души
«Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая по своей природе телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой... Душа... есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению... со стороны воли...» (преп. Иоанн Дамаскин).
1. Духовность. Духовность души тварная, т.е. душа может быть названа бестелесной только по сравнению с грубыми материальными телами, по сравнению же с Богом она, так же как и ангелы, является телесной.
2. Самостоятельность. душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен или совокупность феноменов, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека.
3. Разумность и сознательность. Самосознание – способность отличать себя от своего тела, от окружающего мира и от содержания собственной жизни. Благодаря самосознанию для человека возможно покаяние (покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков). Разумность выражается в способностях интуитивного и дискурсивного мышления, познания и религиозного ведения, а также в даре слова, способности членораздельной речи.
4. Бессмертие. Учение о бессмертии души тесно связано с представлением о ее простоте. Согласно философскому тезису, усвоенному и святоотеческой традицией, то, что не слагается из различных элементов, не может разрушиться, распасться на составляющие части. В Новом Завете вера в бессмертие человеческой души выражена совершенно ясно.
5. Свобода. 1) Свобода формальная, (или психологическая), – «свобода выбора» – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. 2) Свобода нравственная (или духовная) – через причастие Божеству, через соединение с Богом человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает подлинную свободу.
Назначение человека
Сущность грехопадения
Грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (см.:Рим.5:19).
Запрет вкушения от древа познания добра и зла – по сути является заповедью поста, воздержания. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, как «закон для упражнения свободы», чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором.
За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается страшный грех («нежелание нести свой крест»). Бог указал человеку цель жизни – совершенство; предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд – физический (возделывать и хранить рай – Быт.2:15), интеллектуальный (наречение имен животных — Быт.2:19-20), постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь, выбрал более легкий путь, предложенный змием (вкусите... и вы будете, как боги – Быт.3:5) – путь магии. (Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного).
Поскольку первая заповедь в сжатом виде содержала в себе все заповеди, открытые впоследствии через Моисея, грехопадение – не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний: «поругание святыни... духовное прелюбодеяние... воровство... и алчность» (блаж. Августин). Центральное место среди них занимает гордость (стремление, сознательное или бессознательное, стать богом помимо Бога). Бог предоставляет первым людям возможность покаяться и получить прощение, но гордость, уже всецело охватившая их, толкает их на путь самооправдания. Адам перелагает вину на жену, косвенно обвиняя Бога, Ева ссылается на змия. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.
Последствия грехопадения
В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе и всему материальному космосу противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад.
Говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное» проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны, попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества.
Монофизитство
III Вселенский собор, который возглавил свт. Кирилл Александрийский, защитил Церковь от опасности ереси Нестория, но не дал положительного учения о Лице Искупителя.
Халкидонский собор 451 г. также не решил проблемы до конца: в оросе этого Собора есть некоторая недосказанность: не говорится прямо, как понимать единую Ипостась, единое Лицо, в Котором сходятся две природы: есть ли это Божественная Ипостась Сына или это есть Лицо (Ипостась), возникшее в результате соединения двух ипостасей и двух лиц – Божественного и человеческого. Эта недосказанность позволила интерпретировать Халкидонский орос в несторианском смысле.
Противниками Халкидонского собора были монофизиты, считавшие себя преемниками свят. Кирилла Александрийского. По их мнению, Собор предал учение свят. Кирилла и в завуалированном виде утвердил несторианство. Сущность монофизитства: Христос признается истинным Богом, но не является истинным, совершенным человеком (хотя на словах обычно и называется таковым). В монофизитских христологических системах, всегда присутствует момент ассимиляции человечества Божеством, человечество не рассматривается как полноценное, активное, самодвижное начало.
Проблему, с которой столкнулись тогда богословы: как совместить идею полноты человеческой природы во Христе с идеей ее безыпостасности, признанием во Христе только одной Ипостаси? Все авторы того времени признавали в качестве философской аксиомы тезис, согласно которому не существует природы (сущности) безыпостасной.
Теории искупления
Сотериология является мало догматизированной областью богословия: этим обусловлено разнообразие способов объяснения искупительного подвига Христова. Наиболее известные и наиболее систематизированные попытки истолкования искупительного дела Христа Спасителя называются «теориями искупления»: 1) юридическая; 2) нравственная.
Составляющие искупления
Боговоплощение.
Боговоплощение есть начало и основание восстановления теснейшего союза человека с Богом. Через него в воспринятом в единство Ипостаси Сына Божия человечестве устраняется грех и, следовательно, та пропасть, которая разделила человека и Бога с момента грехопадения. Боговоплощение есть также и начало обожения человеческого естества. «Слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душою ради моей души, очищая подобное подобным; делается человеком по всему, кроме греха» (свт. Григорий Богослов).
Учение о Христе как истинном Боге и истинном человеке с большим трудом усваивалось человеческим сознанием. Вследствие попыток рационально осмыслить эту истину возникали различные ереси: 1) несторианство (Христос есть прежде всего нравственный образец человека), 2) монофизитство (недооценивали ту истину, что Христос ради нашего искупления должен был стать истинным человеком).
Пророчества Иисуса Христа.
Пророки только пророчествовали об истине, в то время как Господь являет истину. 1) пророчества Господа Иисуса Христа о Самом Себе (о предательстве ученика, о Крестной смерти, о сошествии Святого Духа на учеников) – исполнились во время земной жизни Господа. 2) пророчества, которые были даны Господом во время Его земной жизни, но исполнение которых выходит за рамки Его земного служения (предсказания о гибели Иерусалима). 3) пророчества, относящиеся к конечным судьбам мира и человека, которые до сих пор ждут своего исполнения. Цель пророчеств Христовых состоит в научении людей и в укреплении их веры.
Чудеса Спасителя.
Господь во время Своей земной жизни не только учил словом, но еще и творил чудеса. 1) чудеса Самим Спасителем рассматриваются как свидетельства о Его божественном посланничестве и божественном достоинстве, 2) в некоторых случаях чудеса являются пояснением учения. 3) чудеса – своего рода обетования. Все чудеса Спасителя, которые Он совершил – суть проявление любви Бога к человеку. Чудеса обращали сердца людей к Богу.
Крестная смерть.
Крестная смерть как жертва. Вершина земной жизни Христа Спасителя – в смерти. Главный прообраз Крестной смерти Иисуса Христа – пасхальное жертвоприношение, заклание пасхального агнца. Жертва искупительная (для того чтобы нам освободиться от наказания, в том числе и от смерти, Христу пришлось умереть). Жертва умилостивительная (она возвращает милость Божию людям: человек опять получил «доступ» к Богу).
Крестная жертва – центральное событие искупления. Именно на Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. Крестная смерть – завершение кеносиса (истощания и самоуничижения Бога); предел послушания, ради которого Сын добровольно Себя уничижает, отказываясь от всякой божественной власти и божественных почестей. Однако предел уничижения есть одновременно и переход к славе, начало прославления Христа по человечеству. Крестной смертью запечатлевается полнота послушания Сына Отцу, полнота единения Сына с Отцом не только по Божеству, но и по человечеству. Всецелым послушанием Богу в течение всей Своей земной жизни, послушанием вплоть до смерти, Господь явил нетление Своей человеческой воли, что имеет своим следствием нетление естества, его исцеление, восстановление и прославление.
Догматическое учение о Крестной жертве было сформулировано на Константинопольском соборе (1156–1157 гг.). Крестная жертва приносится Господом Иисусом Христом по Его человеческой природе (никак не по Божеству), а приемлется всей Пресвятой Троицей – Отцом, Сыном и Святым Духом. Принятие жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, Богом нельзя мыслить в категориях необходимости: оно (принятие) осуществляется единственно ради спасения человека.
Почему именно Крест, а не что-либо иное, был избран орудием смерти? Во всей полноте ответить на этот вопрос невозможно, это тайна воли Божией. У отцов Церкви по этому вопросу встречаются различные символические объяснения. Крест – прообраз древа жизни в раю; через древо вошла смерть – через древо дарованы жизнь и воскресение. Крест – знамение победы над диаволом. (диавол – дух, блуждающий в воздухе, победа над ним совершается на Кресте, между небом и землей). Четыре конца Креста обозначают высоту, глубину, ширину и долготу, иными словами, указывает на космическое измерение совершившегося на Кресте искупления.
6. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом.(Еф.4:9), (1Пет.3:19), (1Пет.4:6).
Свв. отцы с древнейших времен учили о сошествии Иисуса Христа во ад и рассматривали это событие как победу Спасителя над царством диавола. (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Указание Священного Писания на то, что Господь, сойдя во ад, проповедовал, может свидетельствовать в пользу того, что Он вывел не только праведников Ветхого Завета, но и всех вообще праведников, потому что в противном случае проповедь была бы излишней.
Виды благодати
2.1. Всеобщая благодать(«благодать предваряющая», «благодать просвещающая») – «подобна свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит, споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей... доставляет [им] познание Божественной истины... и учит делать добро, угодное Богу...» (3-й член «Послания Восточных Патриархов о православной вере»).
Предваряющая благодать – это благодать Бога как Искупителя и Освятителя, которая через различные орудия (чтение слова Божия, христианскую проповедь, христианскую среду, определенные обстоятельства жизни, чудеса и т.п.), совместно с действием естественных сил человека (разум, совесть, свободная воля), призывает и влечет ко спасению во Христе. Её действие предшествует человеческой свободе.
Действия предваряющей благодати: 1) призывание человека ко спасению, призыв к покаянию через осознание человеком своей греховности и желание освободиться от зла; 2) призыв к вере во Христа как Искупителя, взявшего на Себя грехи мира.
Все, что влечет человека к соединению со Христом – есть действие естественных сил и способностей человека, а также предваряющей Божественной благодати. Следующее действие предваряющей благодати – внутренне (субъективное) обращение (покаяние, живая деятельная вера в Евангелие); внешнее обращени