Соборность (кафоличность) Церкви
Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал:
«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»
(Мк. 16, 15).
Согласно ап. Павлу, благовествование
«пребывает… во всем мире»
(Кол. 1, 5-6).
Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно,
«врата ада не одолеют ее»
(Мф. 16, 18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными
«до скончания века»
(Мф. 28, 20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви
«во век»
(Ин. 13, 16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).
Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом, в ней
«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос»
(Кол. 3, 11).
Спаситель заповедал апостолам учить и крестить
«все народы»
(Мф. 28, 19).
В «Пространном Катехизисе» говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому,
«что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» [[415]].
Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. «Пространный Катехизис» фактически отождествляет понятия «кафоличности» и «вселенскости», которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть
«следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее материальное выражение» [[416]].
Различие между «соборностью» и «вселенскостью» состоит в том, что понятие «вселенскость», являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к ее частям, тогда как «соборность» может относиться как к целому, так и к частям. Сщмч. Игнатий Богоносец еще в начале II в. писал:
«где Иисус Христос, там кафолическая Церковь» [[417]].
В. Н. Лосский считает, что соборность есть свойство, которое выражает в строе церковной жизни образ жизни Триединого Бога. Бог един, но каждое Божественное Лицо есть Бог, обладающий всей полнотой Божественной сущности. Также и
«Церковь кафолична, как в своей совокупности, так и в каждой из своих частей. Полнота целого — не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое» [[418]].
Иначе говоря, каждая поместная община обладает той же полнотой благодатных даров, что и вся Церковь в целом, ибо в ней в той же полноте присутствует Тот же Христос.
Таким образом, кафоличность не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Свт. Кирилл Иерусалимский говорит, что
«Церковь Соборною называется потому, что:
а) находится во всей вселенной…;
б) в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди…;
в) весь род человеческий приводит к истинной вере…;
г) повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов…;
д) имеет в себе всякий вид совершенства, являющийся в делах, словах и во всяких духовных дарованиях» [[419]].
Таким образом, соборность означает, во-первых, целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины и, во-вторых, полноту благодатных даров, которой обладает Церковь, причем эта целостность и полнота относятся как к Церкви в целом, так и к каждой из ее частей в отдельности. Иными словами, соборность Церкви выражается в том, что каждый человек в любом месте и во всякое время, независимо ни от каких индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения.
Такое понимание соборности как качественной характеристики Церкви отчасти присутствует и в «Пространном Катехизисе», где говорится, что Кафолическая Церковь имеет то важное преимущество,
«что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет славаБожия о Христе Иисусе во все роды века , что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение» [[420]].
Апостольство Церкви
Будучи Сам послан в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего Церковь называется апостольской по цели своего бытия.
Церковь утверждена «на основании Апостолов» (Еф. 2, 20). Апостолы являются основаниями Церкви в хронологическом смысле — они стояли у истоков ее исторического бытия.
Они передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, установили начала ее канонической структуры, поставили первых епископов. Это есть внешняя, историческая сторона апостольства Церкви.
Для исполнения своего апостольского назначения Церковь и по самому своему существу всегда должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века.
Апостольское предание
Во-первых, должно сохраняться в Церкви переданное апостолами учение, или апостольское Предание. Символ веры, называя Церковь апостольской,
«научает твердо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов» [[421]].
«…братие, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим»
(2 Фес. 2, 15).
«Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня»
(2 Тим. 1, 13).
«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся»
(Тит. 3, 10).