Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов
Гордость обрекает личность на тотальное одиночество.
«У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения в его самозамкнутой личности стало силой ненависти и разрушения. Невозможность более достигать единства в полноте бытия превратилась в стремление достигнуть этого во всеобщем уничтожении» [[228]]
Таким образом, в отношении к человеку основным чувством злых духов является зависть:
«завистью диавола вошла в мир смерть»
(Прем. 2, 2).
По толкованию свт. Григория Великого,
«завистию диавола смерть вошла в мир земной: когда злый дух… позавидовал человеку, созданному для неба» [[229]].
Поэтому главная цель деятельности злых духов — погубление человеков. Ап. Петр говорит, что
«диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить»
(1 Пт. 5, 8).
Господь Иисус Христос называет диавола
«человекоубийцей от начала»
(Ин. 8, 44).
Господь попускает деятельность злых духов в мире ради нашей пользы. Свт. Иоанн Златоуст разъясняет:
«Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. <…> Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу» [[230]].
Творение вещественного мира
Очевидно, что свидетелей того, как творился мир, не было, поэтому наше знание о сотворении мира основано на вере, на доверии словам Божественного Откровения:
«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим»
(Евр. 11,3).
Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Слово «день» (евр. йом) в Библии многозначно, оно может означать как астрономические сутки (24 часа), так и некоторый неопределенный период времени. Какой по продолжительности период времени это слово означает в первой и второй главах книги Бытия, неизвестно [[231]].
Из безвидной и пустой, то есть неоформленной земли, сотворенной в начале, Бог затем постепенно произвел:
в первый день — свет;
во второй день — твердь, то есть видимое небо;
в третий день — вместилища вод на земле, сушу, растения;
в четвертый день — солнце, луну, звезды;
в пятый день — рыб и птиц;
в седьмой день Бог почил от всех Своих дел. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского означает покой (Быт. 2, 2) [[232]].
Творение человека
Природа человека
Согласно повествованию первой и второй глав книги Бытия, природа человека двусоставна. Сотворив тело человека, Бог
«вдунул в лице его дыхание жизни»
(Быт. 2, 7). Должно ли различать эти два акта сотворения хронологически или же только логически [[233]] ? Прп. Серафим Саровский учил:
«Многие толкуют, что когда в Библии говорится, что вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им из персти, то будто бы это значило, что в Адаме до того не было Души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна <…> Но это неосновательно и неверно утверждается, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает:
«Всесовершен ваш дух и душа и тело сохранится»
(1 Фес. 5, 23). И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом…» [[234]].
По учению Церкви, душа и тело в человеке возникают одновременно, это справедливо и в отношении первого человека.
В «Пространном Катехизисе» сказано, что «дыхание жизни» — это «душа, существо духовное и бессмертное» [[235]]. Однако свв. отцы говорят, что «дыхание жизни» есть нечто большее, чем просто духовная субстанция. Так, свт. Афанасий Александрийский различал в сотворении человека логически, а не хронологически, два момента: собственно сотворение человеческой природы и запечатление, помазание ее Духом Святым. Таким образом, Бог по благодати становится Отцом тех, кого Он сотворил.
«Изведенный из небытия человек в самом творении помазуется Духом, — дыхание жизни», которое вдунул Бог в Адама, было не душа, но Дух Святый и животворящий» [[236]], —
пишет прот. Г. Флоровский. Свт. Григорий Богослов говорит, что человек имеет в себе «частицу Божества» [[237]], говорит о «струе неведомого Божества», о «свете… Божественном и неугасимом» в человеке [[238]]. В. Н. Лосский пишет:
«Нетварная благодать включена в самый творческий акт, а душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать — это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого» [[239]].
Таким образом, нетварная Божественная сила укоренена в самом акте сотворения человеческой природы, которая, по замыслу Творца, изначально заключает в себе Божественную благодать. Поэтому для человека естественно пребывать в облагодатствованном состоянии и, напротив, состояние безблагодатное противоестественно для человека. Священное Писание говорит, что собственно сотворением духовно-телесной природы творение человека не ограничивается. В Быт. 1, 26 сказано:
«И сотворил Бог человека
(ед. число. — О. Д. ),
мужчину и женщину сотворил их
(мн. число. — О. Д. )».
Во второй главе книги Бытия это событие рассматривается! более подробно.
Не следует полагать, что бытописатель, описывая создание Евы из ребра Адама, пытался объяснить происхождение жены в биологическом смысле. Прежде всего, это символическое повествование, которое в наглядной форме выражает мысль о двуединстве человеческого естества [[240]]. Согласно Быт. 1, 26, человек изначально представлял собой две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы.
Все творение Божие «весьма хорошо». Но после того как Бог создает высшее существо, венец творения — человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал:
«Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»
(Быт. 2, 18).
Таким образом, мнение некоторых отцов Церкви (свт. Григорий Нисский и др.), согласно которому разделение людей на два пола было произведено исключительно в предвидении грехопадения, чтобы обеспечить выживание человеческого рода в условиях индивидуальной смертности, не имеет основания в Священном Писании. Разделение людей на два пола совершается с целью удовлетворить потребность человека в общении, ведь среди прочих тварей
«для человека не нашлось помощника, подобного ему»
(Быт. 2, 20). Следует отметить, что слово «помощник» (βοεθός) недостаточно точно передает смысл древнееврейского текста, правильнее было бы перевести так: «сотворим ему восполняющего, который бы был перед ним» [[241]].
Проф. С. В. Троицкий пишет: «здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в бытии. Жена прежде всего нужна мужу, как его alter ego, второе "я"» [[242]].
Тем самым библейское повествование открывает истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе равносущных, соединенных любовью мужа и жены.
Жизнь Бога Троицы не есть просто единство на уровне естества, но соединение в любви свободных и отличных друг от друга Ипостасей. Бог есть три Лица, существующие в единстве природы, и люди, мужчина и женщина, призваны в Богом благословенном браке (Быт. 1, 28) явить единство жизни по образу Лиц Пресвятой Троицы. Таким образом, разделение людей на два пола и обусловленный этим разделением институт брака входят в замысел Божий о человеке и являются средством достижения людьми заповеданного Богом совершенства. По словам X. Яннараса,
«различие полов обусловлено необходимостью выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного» [[243]].
«Как Бог един, как Его лица Отец, Сын и Святой Дух одно, так и мужчина и женщина… призваны стать одним, единым во взаимной любви друг к другу» [[244]].
Христианство восстанавливает и обосновывает онтологическое достоинство женщины, чего не наблюдается в языческих религиях. Климент Александрийский учит, что любовь
«должна составлять дело в равной мере как мужей, так и жен, потому что если у них обоих Бог один и тот же, значит оба они имеют <…> и церковь единую: значит один и тот же существует для них закон <…>. Но если все условия жизни для них общи, то они участвуют в равной степени <…> в благодати, один и тот же для них путь спасения <…>. Награда за святую жизнь обещана не мужу или жене, а человеку вообще…» [[245]].
Священное Писание не оставляет сомнения в том, что весь человеческий род происходит от Адама и Евы. Так, непосредственно перед описанием создания Адама говорится, что
«Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли»
(Быт. 2, 5). Следовательно, до Адама людей на земле не было. Праматерь Ева прямо названа
«матерью всех живущих»
(Быт. 3, 20). Ап. Павел говорит, что Бог
«от одной крови произвел весь род человеческий…»
(Деян. 17, 26).
Истина происхождения всего человеческого рода от единой четы имеет в христианстве особое догматическое значение, поскольку на ней основывается учение о первородном грехе и об Искуплении.