Заговор иудеев погубить Иисуса (26:1-5).
1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2 «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». 3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5 но говорили: «Только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе».
Приближался праздник Пасхи, который был одним из трех обязательных для всех иудеев праздников, заповеданных в Исх 34,23: «Три раза в год все мужчины у вас должны представать пред Владыкой – пред Господом, Богом Израиля»[156]. Кроме Пасхи обязательными были также Пятидесятница и праздник Кущей. Пасха выпадала на день 14-15-ое месяца нисана (проверить!!!), что соответствовало в тот год нашему 14 апреля. Праздник начинался с заходом солнца перед первым полнолунием после дня весеннего равноденствия.
Праздник Пасхи имел историческое значение. Он напоминал об избавлении детей Израиля из египетского рабства. Бог посылал одну за другой казни на Египет и после каждой такой казни фараон обещал отпускать народ, но потом сердце его ожесточалось, и он отказывался от данного им слова. И, наконец, настала ужасная ночь, когда ангел смерти должен был пройти по земле египетской и поразить каждого первенца в каждом доме. Израильтяне же должны были заколоть агнца и помазать пучком иссопа, обмоченным в крови агнца, перекладину и оба косяка двери каждого дома. Ангел смерти, или Ангел-губитель, увидев такой знак на двери, проходил мимо такого дома, и его жители оставались в безопасности. Таким образом, за спасение израильтян была заплачена страшная цена – смерть всех первенцев Египта. Израильтян защитила от смерти только кровь жертвенного агнца на косяках их дверей. Прежде чем отправиться в путь из Египта, израильтяне должны были поесть жареного мяса агнца и опресноки. Вот в память об этом прохождении Ангела мимо домов, где жили израильтяне, об этом избавлении и об этой трапезе и отмечался праздник, который по-еврейски называется Песах, а по-арамейски Пасха. Слово это и означает «он прошел мимо».
В Книге Исхода имеется постановление о совершении праздника Пасхи:
«Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, … соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: “Что это за служение?”, скажите [им]: “Это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил”» (Исх 12:25-27).
На праздник Пасхи в Иерусалим обязаны были приходить все взрослые иудеи мужского пола, жившие в радиусе 25 км от Иерусалима, но приходило намного больше людей. Каждый иудей мечтал вкусить хотя бы раз в своей жизни Пасху (то есть пасхального агнца) в Иерусалиме. Иосиф Флавий, подсчитывая число паломников на Пасху, указал число 2 700 000, не считая тех, кто по причине нечистоты не мог приносить жертвы, равно как и паломников из не иудеев (а были ведь и такие)[157].
Власти Израиля, как светские, так и религиозные, давно желали расправиться с Иисусом. И об этом неоднократно говорилось в нашем Евангелии. Но только сейчас, за два дня до Пасхи, они окончательно созрели в своем решении. Иисус уверен в этом, и о своей уверенности еще раз поведал Своим ученикам: «Сын Человеческий предан будет на распятие». То есть Он еще раз ясно указал на то, что Его цель – крест.
«Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы». Речь идет не о традиционных противниках Иисуса – фарисеях, но о членах Высшего Совета – Синедриона. Они собрались на совещание во дворе первосвященника Иосифа Каиафы[158], который был зятем бывшего, но сохранившего свое большое влияние первосвященника Анны[159]. Для их враждебности к Иисусу у них, как они считали, имелись веские политические и богословские основания. Поскольку на Пасху в Иерусалим собиралось огромное множество народа, слух о явлении Мессии мог возбудить массы. Если же Его открыто арестовать, то это могло вызвать и мятеж и жестокие действия со стороны оккупационных римских войск. Дело в том, что воспоминания об избавлении из египетского рабства у иудеев I века неизбежно вызывали мысли о новом, так сказать, «рабстве» Риму и тем самым возбуждали желание освободиться от оккупации и зависимости от языческой империи. Римляне понимали, что во время Пасхи всякое может случиться и, не желая допустить мятежей, вводили на это время в Иерусалим особые воинские отряды, размещая их в крепости Антония рядом с храмом. Так что иудейские высшие священники и законники резонно хотели все сделать по-тихому, и уж, конечно, «не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». Но мы знаем, что распятие Иисуса после суда над Ним произошла в самый день Пасхи, то есть именно в праздник. Поэтому слова о желании «взять Иисуса хитростью и убить … не в праздник» несколько непонятны. Скорее всего, Синедрион желал отложить арест и казнь Иисуса до завершения праздника Пасхи, когда в городе, наконец, настанет спокойствие. Но… тут в дело вмешался Иуда, и все пошло не совсем так, как того желал Каиафа и другие священники. Примерно так объясняет это несоответствие желания первосвященников их действиям святитель Иоанн Златоуст: «Они боялись народа, почему и ждали, пока пройдет праздник… Заметь: они боятся не гнева Божия и не того, что время праздника может увеличить их злодеяние, но везде – опасностей со стороны людей. Впрочем, кипя гневом, они снова переменили свое намерение. Сказав «только не в праздник», потом, найдя предателя, они не ждали времени, но совершили убийство в праздник. Почему же они взяли Его в это время? Потому что и гневом кипели, как я сказал, и надеялись Его найти в то время, и во всем действовали, как ослепленные»[160].
Некоторые, правда, объясняют слова «не в праздник» тем, что под «праздником» следует понимать просто праздничное скопление людей вокруг Иисуса[161]. Первосвященники и книжники боялись публично, на виду у толпы арестовать Иисуса. Оттого они и арестовали его ночью, подальше от людских глаз.
Следующая сцена, описанная в Евангелии, происходит в Вифании. Мы знаем (Мф 21:17), что Иисус ночевал в этом селении на склоне Елеонской горы близ Иерусалима. Следует рассказ о любви к Иисусу, которая выступает резким контрастом к ненависти, которую к Нему испытывали иудейские вожди.