Песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.
У Возлюбленного моего был виноградник
На вершине утучненной горы.
И Он обнес его оградою, и очистил его от камней,
И насадил в нем отборные виноградные лозы,
И построил башню посреди его,
И выкопал в нем точило,
И ожидал, что он принесет добрые грозды,
а он принес кислые ягоды…
Итак Я скажу вам,
что сделаю с виноградником Моим:
Отниму у него ограду,
и будет он опустошаем;
Разрушу стены его,
и будет попираем…
Виноградник Господа Саваофа
Есть дом Израилев,
и мужи Иуды –
любимое насаждение Его»(Ис 5:1-2.5.7).
Иисус фактически цитирует притчу Исаии, используя реалии Своего времени. – Хозяин насадил и обустроил виноградник. Он окружил его оградой, выкопал яму для точила, то есть давильни и поставил сторожевую вышку. Отдав виноградник арендаторам, он удалился. Когда настало время сбора арендной платы или части урожая, хозяин послал к арендаторам слуг. Но арендаторы ничего не заплатили. Хуже, они избили этих слуг, а одного даже убили. Хозяин повторил попытку, послав новых слуг. И с этими поступили не лучше. Тогда хозяин посылает своего сына. «Возможно, – думал он, – арендаторы приняли моих слуг за мошенников-самозванцев. Но в полномочиях моего сына они, конечно же, не усомнятся» – «Постыдятся сына моего». Но вышло еще хуже. Виноградари подумали, что хозяин умер, и его сын прибыл, чтобы завладеть доставшимся ему в наследство имением. Они «сказали друг другу: «Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». По закону, когда земля оставалась без хозяина, ею имел право завладеть первый, кто обнесет его своей оградой. Предвкушая это, арендаторы убивают сына хозяина виноградника. Причем делают они это, согласно Евангелию от Марка, особо оскорбительным образом: «схватив его, убили и выбросили вон из виноградника» (Мк 12:8), то есть даже не похоронили. В своем безумном ослеплении они не задумались о том, что их ожидает казнь за содеянное.
Аллегорические элементы притчи всем был понятны. Виноградник – это Израиль. Хозяин – Бог. Виноградари-арендаторы – вожди Израиля, его учителя и руководители. Слуги – это пророки, которых неоднократно посылал к Израилю Бог с проповедью покаяния. Их судьба была трагичной: многие умирали мученической смертью. Сын – это, конечно, Сам Иисус. Он послан от Бога с особой задачей – еще раз призвать народ к истинной праведности, указать путь к ней. Он знает, что будет отвергнут и испытает судьбу пророков, то есть будет убит. Знает Он также о том, что Его смерть не пройдет бесследно для вождей Израиля: их ждет печальная участь. Статус народа Божия перейдет к «другим виноградарям».
Завершает Свою притчу Иисус, обращаясь непосредственно к первосвященникам и фарисеям, многозначительной цитатой из 117-го Псалма: «Неужели вы никогда не читали в Писании:
“камень, который отвергли строители,
Тот самый сделался главою угла?
Это от Господа,
и есть дивно в очах наших?”» (Пс 117:22-23).
Камень, отверженный строителями, есть, конечно, Иисус Христос. Он отвергнут, но стал краеугольным камнем, то есть самым важным в строении, камнем, которым всё скрепляется и держится. Так назывался и угловой камень, лежащий в основании строения, и так называемый «замковый камень» арки или свода, который увенчивал строение и скреплял его. Отвергнутый Сын придаст делу Его Отца устойчивость и завершение[107]. Иисус будет убит, но Господь Бог воскресит Его, совершит великое чудо на наших глазах (в традиционном переводе: «есть дивно в очах наших»).
И завершающие слова Иисуса обращены непосредственно к членам Синедриона, которые Его только что искушали: «Сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».
Ст. 44 («И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит») отсутствует в критическом тексте Евангелия от Матфея. Он привнесен сюда из Евангелия от Луки. Но рассмотрим и этот стих. Он представляет собою вольную комбинацию из пророчества Исаии о «камне преткновения» и из пророчества Даниила о камне, упавшем на истукана. У Исаии сказано: «И будет Он освящением и камнем преткновения, … петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис 8,14-15). Этим «камнем преткновения» у пророка Исаии назван Сам Господь Бог Вседержитель. – А у пророка Даниила сначала пересказывается сонное видение царя Навуходоносора: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. … Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. … а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан 2,31.34-35). Далее Даниил толкует сон Навуходоносора: камень, разрушивший истукана ветхого мира и ветхих царств – грядущее Царство Божие: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2,44). – Оба эти места из великих пророков толкуются в Евангелии применительно к Иисусу Христу. Это Он – «краеугольный камень» и в то же время «камень преткновения». Происходит разделение и решается вопрос о спасении или погибели. Те, кто против Него, споткнутся о Него, упадут и разобьются. А «на кого он упадет, того раздавит» – это воспринималось как предсказание о Христе как Судии Второго пришествия.
Первосвященники, или саддукеи, которые составляли бóльшую часть Синедриона, возненавидели Иисуса за Его критику храмового богослужения и священства, за невиданную дерзость, которую Он Себе позволил – за очищение Храма. С точки зрения фарисеев, Иисус – еретик и нарушитель Закона. Услышав притчу о винограднике, «первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка». Вместо того, чтобы одуматься или хотя бы задуматься, народные вожди хотят арестовать Иисуса, не разумея того, что тем самым они обрекут себя на конечную гибель и забвение. Но пока еще арест не состоялся, ибо они побоялись народа, почитавшего Иисуса за Пророка, подобного Иоанну.
Беседа № 68.
Напомню, что наша прошлая беседа закончилась суровыми словами Иисуса Христа в адрес вождей израильского народа и предостережение самому израильскому народу, который послушно следует своим духовно слепым вождям: «Сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Первосвященники, или саддукеи, которые составляли бóльшую часть Синедриона, естественно, возненавидели Иисуса, хотели было Его арестовать, но побоялись народа, который почитал Иисуса за Пророка, подобного Иоанну Крестителю.
Сегодня продолжим читать о том, чему учил Иисус во второй день Своего посещения Иерусалимского Храма. Вот – Его притча, в которой звучат известные всем и каждому слова: «много званых, а мало избранных».