Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 21 страница

Чидамбареша –Господь Чидамбары, одно из имен Шивы

Чиданандам – вечное блаженство

чинмайя – сознание, духовный элемент

чинта –беспокойство и волнение ума, страх; тревожное размышление, озабоченность, взволнованность

чинтала санта –страх перед горем

чинтамани сиддхи –третья стадия выполнения тапаса, - «когда у тебя нет чинта – беспокойства и волнения ума, стадия, когда нет страдания. Когда исчезает чинта и появляется высшая Ананда; чинта должна исчезнуть из мыслей, слов и поступков» Сатья Саи Баба

Чит – высшее сознание, чистое сознание; осознание. «На языке Вед совесть носит название «Чит». Ее также называют осознанностью. Осознанность – это полное понимание. Способность к этому полному пониманию заложена в каждом человеческом существе. Каждый должен стараться проявить осознанность». «Атман включает в Себя все, и потому, познав Его, вы также познаете все. Атман – Высший Свидетель пяти тел человека (Аннамайя, Пранамайя, Маномайя, Виджнанамайя и Анандамайя – тела, состоящие из пищи, жизненной энергии, асоциативного ума, интеллекта и духовного блаженства). Возникает вопрос, как Атман может знать все. Атман есть Чит (Чистое Сознание), а все остальное без Него лишено сознания и мертво. Только Атман способен познавать, все остальное лишено такой способности. Атман знает, что все остальное – также Атман» Сатья Саи Баба

Чита, Читта –душа, сознание; сердце; основа познающего ума, способность к абстрактному мышлению. Память, обусловленное сознание, рассматриваемое в целом как субстанция ума, содержимое ума; главная субстанция ментального сознания; коллективное бессознательное, пассивная память, хранилище мыслей всех ограниченных форм интеллекта и эмоционального опыта человека – «Сердце и ум»

Читтакаша –ментальный или психический эфир

Чита Чора, Читта Чора –«Похититель сердец, душ»; эпитет Аватара Кришны, которого так называют за необыкновенную красоту и притягательность

читта шуддхи йога –йога очищения сознания

Читравати –река, протекающая в Путтапарти, селении, где родился Сатья Саи Баба

Читрагупта –Божество-«регистратор», слуга Ямы, ведущий запись дурных и праведных поступков каждого человека. «Как человек устанавливает связь с Богом? У человека есть читта (сердце). В нем пребывает Божество-«регистратор», имя которому Читрагупта. Все действия, похвальные и предосудительные, «регистрируются» в сердце и рассматриваются Читрагуптой. Результаты этих действий облекаются в конкретную форму, и таким образом плоды становятся доступны каждому согласно его заслугам. Бог не может предложить то, чего нет. Он так же не отнимает то, что кому-то принадлежит. Он позволяет соответствующим Божествам выполнять их функции согласно законам, поэтому Его называют воплощением Дхармы. Господь не станет вмешиваться в дела подчиненных ведомств. Он дает возможность Брахме, Вишну и Ишваре выполнять свои функции в соответствии с космическими законами. Поскольку Он остается лишь Свидетелем, Его описывают как воплощение Дхармы и Сатьи (Праведности и Истины)» Сатья Саи Баба

Читсварупа, Читтасварупа –источник Вселенной, Вселенское Сознание

читтавритти, читха врити – волны сознания; возбуждения ума. Волны отклика, реакции, многочисленные проявления активности сознания. Мысли, воспоминания, желания, ощущения, чувства, восприятия

Читтакаша – тонкий аспект Вселенной; соответствует тонкой, ментальной, форме Господа, Вишвасварупе. Относится к состоянию разума, ассоциируемого с состоянием сна. Два аспекта Вселенной, Бхутакаша и Читтакаша (плотный и тонкий), связаны с чувствами и разумом. «В Гите Господь Кришна учит, что существует три мира: физический, ментальный и каузальный. Читтакаша (ментальный мир) – это тонкая форма Бхутакаши (физического мира), а Чидаакаша (каузальный мир) еще более тонкая форма Читтакаши, ментального мира» Сатья Саи Баба

Читтасварупа – Вселенское Сознание и источник Вселенной. «В мире, который представляет собой проекцию ума, Господь существует в виде Читтасварупы (Вселенского Сознания)» Сатья Саи Баба

Читтачора –«Тот, кто крадет сердца» – одно из имен Кришны, данное Ему преданными

чит-шакти – индивидуализированная Атма

читта шудха – чистота ума

читтхасуддхи, читташудхи – очищение сознания

чиха – «Чиха или чихаадана имеет корень, который отражает другой важный аспект Вед – защиты, заботы, содействия, содействия благосостоянию, конечному освобождению человека, вовлеченного в непрекращающийся поток мирских дел; люди вовлечены в деятельность, преследующую только выгоду. Они должны превратиться в праведных мужчин и женщин. Древо Жизни предлагает им свои плоды и свою тень. Веда должна защищать от разрушения активных людей (тех, кто любит Карму), от злого предопределения, от неправильных поступков, от бесполезных вопросов, от попыток предаваться чувственным наслаждениям. Так как Веда и ведет, и защищает, эти стихи называются Чихандами. Так как они предназначены для защиты, они источают Блаженство на всех тех, кто полагается на них» Сатья Саи Баба

Чихааданаатх чихандааси – «Защищая, стихи Вед становятся «Чихандами, ведущими и защищающими» Сатья Саи Баба

Чора –похититель. Смотри Читтачора

чудакарана –обряд первой стрижки ребенка. Грихьясутры гласят: «Благодаря обряду чудакарана жизнь человека продлевается, в противном случае она укорачивается».

Чудала – жена царя Шикхидхваджа. Первой постигнув Атмаджнану, она помогла своему мужу достичь самореализации и вернуться из леса к своим обязанностям – управлению государством. Для этого ей пришлось менять свой облик на облик юноши-гуру, облик красавицы, или искушать мужа, переселяясь в его тело

чьяванпраш, чаванпраш –травяной джем, применяемый в Аюрведе как восстанавливающее средство, тоник общего действия

Ш

шабда – изначальный звук; слух. «Мы знаем, что весь мир проникнут шабдой, или звуком. Шабда, звук, может родиться лишь там, где есть движение или побуждение к действию. Мы постоянно моргаем, закрывая и открывая глаза, множество раз в течение одной минуты. При движении век возникает слабый звук, но этот звук настолько невнятен, что мы не улавливаем его. Оттого, что звук едва слышим, мы не может отрицать его наличие. Точно так же, как мы не способны уловить звук, который невнятен, мы не способны распознать и наличие Сознания в Джаде, инертности, и увидеть элементы Джады в Сознании». «Пятая природная стихия – эфир. Единственное качество, присущее эфиру, – это шабда, или звук. Все остальные исчезли, и по этой причине эфир заполняет все окружающее пространство» Сатья Саи Баба

Шабдабрахмамайи –Бог – воплощение первичного звука

Шабдабрахман –абсолютная Божественность, выраженная звуком

Шабдабрахма таттва – «слово, обладающее Божественным свойством», Божественное слово

шабда-прамана – свидетельство достоверности, основанное на звуковом подтверждении

шабдаупасана – медитация на звуке

шавам –труп. «Шива также означает смирение. Человек, обладающий смирением, – это шивам (благо). С другой стороны человек с эго - просто шавам (труп)» Сатья Саи Баба

шаддаршаны – «шесть даршан», шесть теистических школ древнеиндийской философии, считавшихся ортодоксальными и объяснявших пути освобождения: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса (пурва-мимамса), веданта (уттара-мимамса) – см. соответственно

Шайлешвара –«Властвующий над горами», одно из имен Шивы

Шакти – «сила», Божественная энергия; проявляющаяся, активная сила Божества – непознаваемого Абсолюта, космическая сила Брахмана; персонификация женской ипостаси Божеств, женского начала, именуемая Божественной Матерью; сила, дающая способность творения. Это слово может также обозначать копье или меч. Красная краска кум-кум является символом Шакти, ею обозначают третий глаз мудрости Дэви, супруги Шивы. «По утверждению Шастр Бог присутствует там, где имеются шесть качеств: стремление (утсаха), предопределение (сахасам), смелость (дхайрья), здравый рассудок (сад-буддхи), сила (шакти) и событие (паракрама)» Сатья Саи Баба

Шактипата –нисхождение (проявление) Божественной силы в человеке. «Бог ниспослал Вишвамитре шактипату, и мы должны выяснить, что это за слово. Его применяют, когда гуру передает своему ученику за один раз все свои способности, всю силу – шакти. Однако, это неверное значение. Оно несет в себе элемент двойственности, ибо получается, что существует некий гуру и некий ученик, которому передается шакти. Это противоречит утверждению: «Сарвам Брахма Майям» – «Все есть Брахман». Шактипату можно получить, лишь заслужив ее. Без заслуги нет и шактипаты. Эта шакти в скрытой форме существует во всех людях. Гуру только избавляет нас от покрова невежества, который скрывает находящуюся внутри нас силу. Гуру, таким образом, лишь открывает то, что уже существует, и не привносит ничего нового. Сущность Брахмана не может быть передана от одного человека к другому. Но сегодня, под влиянием Кали, это выглядит так, что одни платят, а другие получают плату и продают или передают сущность Брахмана своим ученикам» Сатья Саи Баба

Шактопасана – духовная практика почитания и служения двойственной силе Махешвары и Парашакти. «Первоначальная Универсальная Энергия, Ади Парашакти, представлена как матрица всех форм Божественного. Космическое стремление, Пракрити, – причина изменяемости и множественности выражения и многочисленных форм. Махешвара (Высшая Божественность) обладает способностью проявления и поэтому так называется. Это два аспекта одной и той же силы. Эта двойственная сила побуждает вселенную к деятельности – от огромной небесной экспансии до всей земли. Непроявленная Верховная Личность проявляется как Женская Всеобщность, Майя, Пара-шакти. В каждом человеке Она выражается знанием, силой и деятельностью» Сатья Саи Баба

Шакра –«Могучий, Могущественный», имя-эпитет Индры

Шакуни –«сокол»; брат Гандхари, супруги царя Дхритараштры, отца ста братьев-кауравов. В эпосе Махабхарата изображен злым, коварным, старающимся погубить братьев Пандавов. Шакуни обладал тайным искусством игры в кости, будучи воплощением злого духа этой игры – Кали. Искусный партнер-противник Юдхиштхиры (Дхармараджи) в игре в кости, он довел его до неистовства, заставив поставить под залог все царство, что запрещают законы Ману. Проигрыш привел к изгнанию Пандавов из своего царства

Шакунтала –дочь риши Вишвамитры, мать легендарного царя Бхараты

шакха –часть

Шалакшан –средоточие добродетелей, эпитет Бога

шама – смирение, самообладание, господство над чувствами и эмоциями; мир, Божественный покой. Пятый по счету «цветок святости»: милосердие (снисходительность), воздержание, благожелательность (любовь к другим), терпение, смирение, преданность, медитация и правдивость. «Значение слова шама– «контроль над органами чувств». Во многих случаях употребляется сочетание слов: шама и дама. И если шама –это контроль над внутренними органами чувств, то дама – над внешними. Тот, кто способен контролировать свои внутренние реакции, без труда добьется контроля и над внешними органами чувств, и они не будут доставлять ему никаких хлопот. Но тому, кто не способен контролировать свои внутренние реакции, внешние органы чувств доставят множество хлопот. Если человек убежден, что ему не следует видеть чего-либо вне себя, он ничего не увидит даже тогда, когда глаза его будут широко открыты. Если человек настроен не пробовать какую-то пищу, он больше не прикоснется к ней, какой бы привлекательной внешне она ни была. Именно внутреннее восприятие направляет работу внешних органов чувств. Контроль над своими внутренними реакциями – сложнейшая задача, но тот, кто овладеет этим, сможет без труда установить контроль и над внешними органами чувств. Для того, кто рожден человеком, очень важно научиться контролировать работу своих органов чувств, независимо от того, работает ли он в духовной или сугубо мирской сфере. Овладение этой дисциплиной привнесет гармонию и счастье как в вашу жизнь, так и в жизнь окружающих вас людей» Сатья Саи Баба

Шамбхо –«Ш+Амба» – «Вместе с Матерью», –Шива-Шакти

Шамбху –«благодетельный» и «дарующий благоденствие», эпитет Шивы, Вишну, Агни

шами –«труд», дерево (Prosopis spicigera), имеющее жесткую древесину, хорошо поддерживающую огонь. Используется для разведения священного огня.

Шанайшчара, Шани –«Медленно движущийся», имя и Божество планеты Сатурн.

Шани –Божество планеты Сатурн, летает на вороне

Шанкара – «Несущий благо», «Дарующий мир и благополучие», «Усмиряющий», «Умиротворяющий» – эпитет Шивы. «У Ишвары есть другое имя – Шанкара (Шам-кара). «Шам» относится к Чиданандам (вечному блаженству) и Атманандам (блаженству Духа). «Кара» означает Того, кто наделяет. Поэтому Шанкара – Тот, кто дарует вечное блаженство» Сатья Саи Баба

Шанкара, Ади Шанкара, Шри Шанкарачарья-великий святой, подвижник, философ и джнани, (788 – 820 гг.). Он родился в небольшой деревушке Калади, штат Керала. В пять лет начал повторять Гаятри мантру, к четырнадцати годам постиг все Веды и преисполнился стремлением распространять духовные знания. Он путешествовал по всей Индии и учил людей, организовывал духовные центры во многих частях Индии, один из них – в Бадринатхе. Шанкара знаменит как толкователь Упанишад (текст известен под названием Шанкара-бхашья), Вед, Бхагавадгиты и др. Его комментарии этих священных текстов сделали их доступными и понятными широкому кругу читателей. Автор ряда философских и поэтических работ, например, Бхаджа Говиндам, до сих пор звучащем в театрализованных постановках. Основатель философии Адвайта-веданты (недвойственности – полной тождественности Бога, живых существ и мира) и 10 орденов санньясинов. Согласно Шанкаре, стремящийся к постижению Брахмана должен обладать: вивекой (различением), вайрагьей (отреченностью), шатсампати (шестью совершенствами: шама – контроль ума; дама –контроль чувств и тела; упарати – прекращение мирской деятельности; титикша – стойкость к превратностям жизни; шраддха – вера в Бога, гуру и Атмана; самадхана – абсолютная сосредоточенность на Атмане) и мумукшутвой – желанием Освобождения от круга рождений и смертей. «Шри Шанкарачарья также написал комментарий на Бхагавад Гиту. В этом комментарии он объяснил, что в двайте присутствует адвайта, а в адвайте есть двайта. Кроме того, висиштадвайта содержит как концепцию адвайты, так и концепцию двайты. Все три школы философии ведут, поэтому, к одной и той же цели. Их фундаментальное значение заключено в Брахма сатьям джагат митья (Один лишь Брахман является истиной, а мир – это иллюзия). Весь мир кажется состоящим из бесчисленных имён и форм. Вы не должны попадать в сети этих имён и форм. Истину можно осознать, только отбросив имена и формы и определив лежащий в основе источник. И истина это Тат твам аси (Ты есть То). Это Праджнянам Брахма (Постоянное непрерывное осознание есть Брахман). Это осознание Айам атма Брахма (Это Я есть Брахман). Когда вы проанализируете одно из этих великих изречений, Тат твам аси, оно приведёт вас к осознанию «Я есть То» и «То есть Я». Когда вы сможете осознать эту истину, вы обнаружите, что принцип «Я» лежит в основе всего во вселенной, являя собой принцип единства. Мы должны понять этот универсальный принцип «Я». Бесполезно выдвигать аргументы и контр-аргументы на эту тему и тратить попусту время. Единственное, что вам необходимо понять, это что «Я есть Брахман». Когда кто-то спрашивает у вас: «Кто вы?», правильным ответом будет «Я есть Я», «Я есть слово, Я есть форма и Я есть имя». Это «Я» представляет собой и объясняет всё. Когда кто-то спрашивает: «Кто вы?», не отвечайте, называя своё имя. Имя даётся только телу. А вы – не тело. Поэтому отвечайте: «Я есть Я». Все вы должны стремиться достичь этого состояния единства». «Шанкара критикуется некоторыми за то, что он противостоял пути Дхармы и Карме. Но Шанкара противостоял только такой дхарме и карме, которые имели в виду исполнение желания. На самом деле он был великим учителем, который учил пути Дхармы и Кармы, пути устремления, вызванного пониманием лежащей в основе Истины. Основанная на Истине приверженность Шанкары Дхарме и Карме, вера Будды в основные принципы Вед могут быть поняты и оценены только теми, у кого есть высшее видение. Без этого человек потеряется в толкованиях. Для того, чтобы взобраться на большую высоту, нужна лестница точно такой же высоты, не так ли?» Сатья Саи Баба

Шанкара-бхашья –название комментария Ади Шанкары к Упанишадам, изложенным простым языком, доступным любому человеку

Шанкарачарья –благодетельный, умиротворяющий, – эпитет Шивы

Шанкари –женский аспект Шанкары-Шивы – Парвати

шанкха, санкха-«раковина». В индуизме символизирует знак Вишну (наряду с диском, чакрой), также символ первичного звука, Нада-Брахма, из которого возник мир

Шанмукха –Шестиликий, – одно из имен Шивы

Шанмукханатха –имя Субраманьи, сына Шивы и Парвати, как шестиликого Бога

шанта – безмятежность

шанта бхакти – смиренное поклонение преданного, например, Бхишмы

Шантам –Мир, Божественный Покой. «Четыре Его лика (Шивы) символизируют Мир (Шантам), Бесстрашие (Рудрам), Доброту (Мангалам) и Решительность (Утсахам)» Сатья Саи Баба

Шантану –царь Лунной династии, отец Бхишмы

Шанти – «умиротворение», внутренний душевный мир и покой; внутренний покой; умиротворенность; невозмутимость, спокойствие, безмятежность. «Мир, Покой – это не предмет, который продается на рынке. Это не вещь, которую можно купить или выиграть вместе с царством. Это не дар, который можно получить от родственников. Мир заложен в вашей собственной натуре; он находится в вас. Вы сможете найти его, только если будете искать его в себе. Поэтому избавляйтесь от внешнего видения и развивайте внутреннее видение. Внешнее видение присуще животному, а не человеку; истинный человек имеет внутреннее видение. «Поэтому, – повелел Кришна Арджуне, – освящай свою жизнь развитием уникальной возможности человека: умением обращать свой разум в себя». «Истинное Шанти можно обрести только в глубинах Духа, в дисциплине ума, в вере в Единое Основание всего кажущегося разнообразия. Когда достигли Его, вы завладели золотом, и теперь можете изготовить из него любое украшение. Каждый может обрести это (Шанти), но лишь сам, собственными усилиями. Невозможно передать словами радость и глубину этого переживания. Все практики слушания Имен Бога (Шраванам) и воспевания Их (Киртанам) для того и нужны, чтобы подвести вас ближе к этим переживаниям. Шраванам – лекарство, которое вы принимаете внутрь, а Киртанам – бальзам, используемый для наружного применения. Необходимы оба. Точно так же необходимы и Добродетель (Дхарма), и следование Долгу (Карма). Карма – это основной фундамент любви к Богу, Бхакти. Это – то основание, на котором строится Преданность. Дхарма же – это должное отношение к выполняемым действиям. Когда ум еще только активизируется для какой-нибудь деятельности, он должен направляться Истиной, Любовью и Равновесием» Сатья Саи Баба

шанти-парва –учение о высшем мире, преподанное Бхишмой братьям Пандавам

шанти пуджа –«По обычаю Бхараты (Индии), – человек, достигший шестидесяти, совершает Шанти пуджу с тем, чтобы утихомирить внутренних врагов (сластолюбие, тщеславие и т.д.) Когда человеку исполняется 70, он достигает состояния семи Мудрецов, семи Океанов, семи музыкальных нот, семи цветов. Из этих семи цветов состоит солнечный луч. Солнечные лучи неиссякаемы, вечны. 70-й год жизни – это символ обретения святости семи Риши (семи Божественных мудрецов, сияющих в созвездии Большой Медведицы). Когда вам стукнет 80, вы должны стать одной из аштаграхас (восьми планет). По достижении 90 лет вы должны обрести силу одной из наваграхас (девяти планет). В возрасте 100 лет человеку предписано растворение в индрийях (органах чувств и действия) и избавление от телесного сознания» Сатья Саи Баба

Шанти, Шанти, Шанти –мир телу, уму, душе. «Мы повторяем Мантру Шанти три раза в своих повседневных молитвах. Что это означает? Мы должны достичь мира на трёх уровнях: физическом, ментальном и духовном. Во внешнем мире нет покоя; повсюду только раздробленность. Мир на самом деле внутри вас. Делайте усилия, чтобы проявить ваш внутренний покой» Сатья Саи Баба

шарагати –стрелы Рамы, смотри также: шаранагати

шаранагати – самоотдача, полная отдача; отказ от эго; жизнь в полном согласии с волей Бога; обретение прибежища. «Полная самоотдача (Шаранагати) должна быть подобна позиции Лакшманы. Рама сказал ему: «Возьми Ситу, отведи ее в лес и оставь там». Полное послушание! Ни одного вопроса «Почему?» Вот каков был Лакшмана! Вот какова должна быть Шаранагати, все остальное заслуживает только Шарагати (стрелы Рамы). Это – истинная Гита, такой урок Шаранагати. Увеличивайте веру, идите по тропе Дхармы, остерегайтесь заблуждения (Вьямохи) и невежества (Аджняны), избавляйтесь от возбуждения ума (читха врити), и знайте, что Он – есть Атман, и вы также – Атман» Сатья Саи Баба

шаранам, саранам – убежище, святое прибежище; преклонение, припадать ниц к ногам

Шаранам мадурам –«приют Твой сладок» – поэтическое обращение к Господу

Шарва –«Вооруженный стрелами», «Убивающий стрелами», имя-эпитет Рудры-Шивы

шарира - тело. «Санскритское слово шарира значит «то, что приходит к концу», – это относится к телу» Сатья Саи Баба

Шарири –обладатель, обитатель тела; «Бога называют Шарири, то есть «Тот, кто живет в тленном теле». Его также называют Дехи, что значит «Тот, кто живет в Деха», то есть в том, что принимает временную форму. А в Гите его также называют «Кшетраджня»  знающий Кшетру (поле, инертный материальный объект), которая инертна и не знает себя» Сатья Саи Баба

шарма –Ананда, радость, внутреннее вместилище радости, источник которых – Атман

Шасанам – свод космических законов, например, Дхарма, Карма. «Необходимо уяснить, что на страже Божественного промысла стоит Шасанам (свод космических законов). Даже Божество не может нарушать их. Сегодня люди пренебрегают нравственными законами. Но Божество не может действовать наперекор своему собственному моральному уставу. Поэтому Бог, в зависимости от обстоятельств, ждет подходящего момента для «проведения закона в жизнь». Совершенно бессмысленно заявлять, что Бог бессилен или некомпетентен. Бог Всесилен, но это не значит, что Он может действовать произвольно. Он действует согласно Космическому закону. Бог – это не тот преподаватель, что читает лекцию и покидает класс. Бог – это учитель физкультуры, который учит своему предмету на собственном примере. И именно поэтому Я говорю: «Моя жизнь – Мое послание». Бог учит, демонстрируя на опыте» Сатья Саи Баба

Шасини –«Устанавливающая законы и правила», эпитет Богини Иды

Шастра, Шастры – «меч», закон, законодательство, священный кодекс; древние священные Писания индуизма, содержащие учения риши, Божественных мудрецов: Веды, Упанишады, Итихасы (эпические поэмы), Пураны, Смрити (кодексы поведения) и др. трактаты обычно религиозного, философского или правового характера а также по различным отраслям знаний; систематизированное учение, моральный и социальный кодекс; в йоге: знание Истины, принципов, процессов и сил, которые управляют Реализацией. «Слово «Шастра», которое иногда используется для обозначения писаний, означает «то, что командует, приказывает, направляет». В Шастрах нельзя найти предписания типа: «Перед употреблением пищи ее нужно хорошо приготовить; перед сеянием вспашите поле». Кто приказывает и где можно прочитать приказ новорожденному теленку искать пищу в вымени матери, которое уже наполнено молоком для утоления его жажды? Рождение происходит в соответствии с имеющейся для него пищей. Как правило, сначала подготавливается пища, а затем происходит рождение человека. Питание человека и его жизненное положение зависят от достоинств или недостатков, заложенных в предыдущих жизнях. Для того, чтобы превзойти препятствия, человек использует свой разум и умение, требуемые для победы в борьбе за существование. Но действительно ценное руководство человеческим ростом находится за пределами понимания человека и даже за способностями его разума. В Ведах описаны характеристики человеческого поведения, его привязанности и склонности; эти же свойства подчеркнуты в Шастрах. Деятельности уделяется в ведических и шастрических писаниях особое место, потому что они написаны для человека на мирском уровне доступности. Ученик должен понимать, что деятельность, рекомендованная в писаниях, служит высшим интересам человека и ведет к миру и гармонии впоследствии. Цель «служения человечеству» занимает в искусстве благостной деятельности первое место. Конечно, сам человек, преследующий определенную цель, уже благостен, потому что он представляет собой искусство живого общества, которому служит. Он разделяет его высшие стремления. Знание этого и осознание этой истины, касающейся служения, определяет высшую цель самого служения». «Шастры, которые являются приложением к Ведам, провозглашают, что Бог присутствует там, где имеется шесть качеств: стремление (утсаха), предопределение (сахасам), смелость (дхайрья), здравый рассудок (сад-буддхи), сила (шакти) и событие (паракрама). Начальная молитва человека должна быть направлена к Богу (Ганапати), чтобы обрести эти шесть даров, которые очищают сознание и освобождают Атму. Человек должен смело осознать, открыть для себя Атмическую цель; это упражнение не для трусов. Злодеи, нестойкие в вере, люди с двойным сердцем, удрученные, обречены идти по жизни как роги (больные), а не как йоги (обитающие в Атме)» Сатья Саи Баба

шастри –знаток Шастр, священных Писаний

Шатакрату –«Стосильный», «стожертвенный», «Совершитель ста жертвоприношений», Индры, подчеркивающий, что первенство среди богов Он получил за совершенное стократное жертвоприношение коня (ашвамедха)

Шатаманью –«Стогневный», эпитет Индры

Шатарупа –«Имеющая сотни форм», имя дочери и жены Брахмы и матери Ману Сваямбхувы; иногда считается дочерью и женой Ману Сваямбхувы

Шатругна – сводный брат Рамы, сын Дашаратхи; матерью Шатругны и Лакшманы была Сумитра; персонаж эпоса «Рамаяна». «Шатругна всегда испытывал огромную радость в обществе Бхараты и сопровождал его повсюду. Что означает имя Шатругна? Оно означает «Тот, кто уничтожает врагов»». «Шатругна соблюдал указания остальных братьев и полностью посвятил себя им» Сатья Саи Баба

Наши рекомендации