Тогда хромой вскочит, как олень
и язык немого будет петь» (Ис 35:5-6).
Конечно, народ только высказывал осторожное предположение: уж очень непохож был Иисус на ожидаемого блестящего сына Давидова, в которого они привыкли верить с детства. Перед ними был простой плотник из Галилеи. Что же касается фарисеев, то у них даже осторожных предположений такого рода не было. Они нисколько не сомневались в том, что Иисус принципиально не может быть Мессией, ибо Он учит странным вещам и постоянно нарушает, с их точки зрения, Закон – величайшую святыню Израиля. Они просто не могли допустить мысль, что через Иисуса может действовать Бог. Фарисеи, конечно, не сомневались в чудесных исцелениях, производимых Иисусом. Но ведь чудеса могут иметь различную природу. Поэтому они, вопреки мнению народа, говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Такое их суждение об Иисусе нам уже встречалось (Мф 9:34; 10:25). «Веельзевул» – одно из названий сатаны, или «князя бесовского». Этимология этого слова не очень прозрачна. Одни предполагают, что это греческий вариант еврейского «баал-зебул», что означает «хозяин дома». Другие считают, что Веельзевул – название ассиро-финикийского божества Баалзевув, одного из олицетворений Ваала, и переводится как «повелитель мух»[4]. Итак, Иисус, как полагают фарисеи, одержим сатаной.
Иисусу нетрудно было опровергнуть этот довод. Зная помышления фарисеев, Иисус отвечает им двумя притчами: о разделившемся царстве и о «сильном», охраняющим свой дом. Он не доказывает неправоту фарисеев, но говорит слова, с которыми они, как и все, должны согласиться: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».Это элементарное государственное и политическое наблюдение: Всякая гражданская война опустошает государство. Раздоры разрушают город, скандалы разрушают дом, то есть семью. Это справедливо и для царства сатаны. Если «князь бесовский» изгоняет бесов из своего царства, то с этим царством что-то не в порядке, и оно вот-вот рухнет. Но это не так. Бесовское царство отнюдь не расколото, не распалось, оно представляет собою вполне единый сатанинский фронт сопротивления Богу. Сатанинское царство еще стоит, хотя оно ослаблено, уже не имеет прежних сил, как это и показал случай с исцелением бесноватого слепого и немого.
Иисус добавляет к притче вопрос: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями». Речь идет об экзорцистах, которых среди иудеев, как и среди прочих древних народов, было немало. Если иудейские экзорцисты («сыновья ваши») тоже, бывает, изгоняют бесов, то делают они это, конечно, силою Божией, а не как пособники веельзевула. Разве могут фарисеи допустить мысль, что их «сыновья» действуют силою князя бесовского? Вот так и Сам Иисус изгоняет бесов Духом Божиим. Все больше сил обретает Царство Божие, которое приблизилось, «достигло до вас», пришло к вам, хотя и не проявилось пока в полной мере. С пришествием Иисуса Христа уже занялась заря, ночная тьма стала рассеиваться. В Его учении, деяниях, в Его присутствии уже сейчас и здесь познается присутствие Царствия Божия. Важно отметить, что признаком пришествия Царствия Божия названо проявление человеческого милосердия, победа над болезнями и страданиями.
Вторая притча – о некоем «сильном», который охраняет свой дом. Конечно, речь идет о сатане. Возможно, здесь Иисус обыгрывает наименование сатаны «веельзевул», которое, как мы упоминали, в одном из вариантов означает «хозяин дома». Нет, власть сатаны, этого «сильного хозяина дома» рухнет, и его «дом» будет опустошен не в результате внутреннего раскола, но в результате победы над ним Того, Кто сильнее его и Кто сможет «связать» «сильного» сатану, лишить его силы. Тогда его дом и имущество может быть «расхищено».
Нам неизвестно, как звучали эти слова с устах Самого Иисуса. Он ведь говорил на арамейском языке, а до нас Его речи дошли только в написанном по-гречески Евангелии. Поскольку церковно-славянский перевод передает греческий текст точнее, чем Синодальный русский, прочитаем эту притчу на церковнославянском языке: «И#ли2 ка1кw мо1жетъ кто2 вни1ти въ до1мъ крё1пкагw и3 сос8ды e3гw2 расхи1тити, а4ще не пе1рвёе свя1жетъ крё1пкаго, и3 тогда2 до1мъ e3гw2 расхи1титъ;». Редко обращают внимание на то, что эта притча – намек на следующее место из пророка Исаии, которое не называет сатану «крепким»:
«Может ли быть отнята у исполина(в Синод. переводе «у сильного»)добыча,