Спаси, Боже мой, раба Твоего

уповающего на Тебя» (Пс 85:1-2).

Иисус Христос цитирует пророка Исаию: «Нищим благовествуется», «Господь помазал Меня благовествовать нищим». Но в контексте Ис 61:1-3 общее понятие «нищие» поясняется рядом параллельных частных понятий: «сокрушенные сердцем», «пленники», «узники» (ст. 1), «скорбящие» (ст. 2), «унывающие» (ст. 3). Поэтому можно с уверенностью утверждать, что «нищие» (anawim) и у пророка Исаии, и в Псалмах– это уже не просто убогие и несчастные, не просто нищие и бедные в прямом смысле слова (хотя и они тоже!), но все те люди, которые знают, что целиком должны полагаться на помощь Бога. Именно в этом широком смысле понятие «нищие» употребляет также и Иисус Христос. Именно этих людей Он называет также алчущими, плачущими, малыми, меньшими, младенцами, труждающимися, обремененными, последними, потерянными, больными, грешниками. Именно им было трудно жить в «земном царстве», именно на них Иисус Христос смотрит с бесконечным состраданием и открывает им врата в «Царство Небесное».

Как мы уже упоминали, евангелисты Лука и Матфей употребляли понятие «нищие» в разных смыслах. Различие имеется уже в самом тексте. Если следовать критическому тексту, Лк 6:20 дает краткую форму: maka,rioi oi` ptwcoi, (блаженны нищие), а Мф 5:3 – более длинную форму: maka,rioi oi` ptwcoi, tw/| pneu,mati (блаженны нищие духом). При этом Евангелисты Лука и Матфей связывают со словом ptwcoi, (нищие) несколько разный смысл. Евангелист Лука имел в виду действительно нищих, бедных людей, хотя и не из принципиального отвержения богатства как такового. Не следует думать, что «нищие» – это просто все люди, не имеющие собственности. Из текста Луки (Лк 6:22) видно, что у него скорее всего имеются в виду ученики Иисуса Христа, которые из-за своего ученичества вынуждены терпеть нищету, голод и преследования.

Иное дело в Евангелии от Матфея. Нельзя забывать, что евангелисты трудились далеко друг от друга и в разное время. Естественно, появлялись различия. Эти различия объясняются несходством ситуаций, в которых находились церкви обоих евангелистов. Ситуации наложили отпечаток и на потоки предания. Однако, источник и того и другого потоков предания – слова Самого Иисуса Христа. Как бы то ни было, евангелист Матфей в первом «блаженстве» (Мф 5:3), как и в других случаях, старается избежать всякого возможного недопонимания. Поэтому он действует как тщательный редактор дошедшего до него предания. Мы видели это уже на примере того, как он «создал» и Нагорную проповедь и девять «блаженств». Матфей полагает, что недостаточно быть только нищим. Ибо и для нищего его нищета может быть препятствием для вхождения в Царство. Так может быть, например, если из-за нищеты он ни о чём ином не думает кроме денег и богатства, или если нищета становится для него предметом гордости. Царство Божие достаётся только тому, кто внутренне больше ни от чего не зависит: ни от бедности, ни от богатства, ни от власти, ни от права, ни от преимуществ. В принципе, в этом мире, в этой жизни в той или иной степени несчастны все люди: одному недостает материальных средств, другому здоровья, третьему ума, четвертому… да что перечислять: «нищие» все! Но не все «нищие духом». Просто «нищие» – люди зависимые и внешне и внутренне: у них нет одного, нет другого, они во всём нуждаются, они несвободны. «Нищие духом» – внутренне свободны: «Царствие Божие внутри них есть». Но ведь в Царствии Божием нет мирских забот и мирской нужды. По словам апостола Павла, «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). Жители этого Царства «нищие» в том смысле, что у них нет ничего того, в чем нуждаются жители царства земного. Нет и не надо! Их жизнь определяется не богатством или нищетой этого мира, а свободным Духом Божиим, Который свободен и «дышит, где хочет», Который руководит их жизнью и составляет содержание Царствия Божия, благую весть о котором принес Иисус Христос. Нуждаются в этой жизни все, но, как писал апостол Павел, – «я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:11-13). Вот это и есть то смирение и скромность, о которой говорил святой Иоанн Златоуст и которая в Евангелии от Матфея названа «нищетой духовной», ведущей из нужды, несвободы, зависимости и насилия земного царства в богатство, свободу, независимость и любовь Царствия Божия!

Беседа № 14.

Наши рекомендации