Блаженства (5:3-12). Продолжение 2.

Итак Нагорная проповедь начинается ярким и программным заявлением:

3 Блаженны нищие духом,

Ибо их есть Царство Небесное.

Мы уже так много внимания уделили этому первому «блаженству», что, разогнавшись, так и тянет говорить о нем снова и снова (тем более, что количество исследований и толкований этого «блаженства» неимоверно велико, просто неизмеримо).

Но мы сдержим себя и ограничимся двумя-тремя выводами из уже сказанного:

1. В принципе, в этом мире, в этой жизни в той или иной степени несчастны все люди: одному недостает одного, другому другого… Иначе говоря, все в известном смысле «нищие», все нуждаются в том или другом, все несвободны! Таков уж наш мир! Но есть такие люди, которые прекрасно понимают, что пусть у них будут горы золота, пусть у них будет здоровье олимпийских чемпионов, пусть им будет дана безграничная власть над толпами людей и так далее и тому подобное, – это не утолит их жажды истинной правды и свободы, ибо ни того, ни другого им этот грешный мир дать просто не в состоянии. Такие люди понимают, что смысл их жизни определяется не богатством или нищетой этого мира, а свободой от того и от другого. А такой свободы им этот мир дать не в состоянии: её может дать только Бог Своим свободным Духом, Который Сам абсолютно свободен и «дышит, где хочет». Блаженство таких людей дает им Дух Божий. Они стоят перед Богом в скромном и доверчивом сознании своей духовной нищеты, даже если они богаты. Вот это и есть то смирение и скромность, о которой говорил святой Иоанн Златоуст, и которая ведет из нужды, несвободы, и насилия земного царства в богатство, свободу, и любовь Царствия Божия!

2. Иисус Христос вольно цитирует пророка Исаию: «Дух Господень на Мне», «нищим благовествуется», «Господь помазал Меня благовествовать нищим». Это из Ис 61:1-3. Но у пророка понятие «нищие» поясняется другими понятиями: «сокрушенные сердцем», «пленники», «узники» (ст. 1), «скорбящие» (ст. 2), «унывающие» (ст. 3). Отсюда вывод: «нищие» – это не просто убогие, несчастные, не просто нищие и бедные в прямом смысле слова (хотя и они тоже!), но все те люди, которые знают, что целиком должны полагаться на помощь Бога. Именно этих людей Иисус Христос называет также алчущими, плачущими, малыми, меньшими, младенцами, труждающимися, обремененными, последними, потерянными, больными, грешниками. Именно им было трудно жить в «земном царстве», именно на них Иисус Христос смотрит с бесконечным состраданием и открывает им врата в «Царство Небесное».

3. Ни в коем случае не следует думать, будто это «блаженство» возводит нищету в добродетель. Нищета – это не добродетель. Иисус никогда не назвал бы блаженным состояние, когда люди живут в трущобах и испытывают недостаток в пище; Он никогда не назвал бы блаженным больного или угнетенного человека. Такую нищету христианское благовествование призвано устранить, и Христос делал все, что было в Его силах, чтобы такой «нищеты» в людях не было. Кстати, иногда в Церкви и вне Церкви блаженными понимались нищие, то есть бедные и угнетенные в прямом смысле. Так, например, Император Юлиан Отступник грозил конфисковать имущество всех христиан, «чтобы они могли войти в Царство Небесное нищими». В этой издевательской угрозе он исходил именно из такого буквального толкования. Но это толкование отразилось и в некоторых монашеских правилах (Василий Великий, правило 205; правила Меньших братьев святого Франциска). Однако, это уже относится не к общехристианской этике, а к специфическому случаю аскетизма.

*******

Однако, движемся дальше. Второе «блаженство» 1-й строфы:

4 Блаженны плачущие,

Ибо они утешатся.

Сравнение с евангелистом Лукой снова обнаруживает тенденцию евангелиста Матфея к некоторой одухотворенности. Вспомним аналогичное «блаженство» в Евангелии от Луки: там речь идет именно о «плачущих», oi` klai,ontej: «Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь»[41] (Лк 6:21). Но у Матфея стоит совсем другое слово, вовсе не «плачущие», а «скорбящие», oi` penqou/ntej (в Синодальном переводе эта разница отсутствует, а в оригинале бросается в глаза). Точнее переводят другие переводчики. Например, епископ Кассиан: «Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены». И снова обратим внимание на то, что, как и в случае первого «блаженства», Иисус Христос опирается на то же самое место из пророка Исаии

«Дух Господа Бога на Мне,

Ибо Господь помазал Меня

благовествовать нищим, …

утешить всех скорбящих,

возвестить скорбящим на Сионе,

Наши рекомендации