Кто заботится? Любовь и лидерство
В библейском понимании лидерства одним из центральных образов является лидер как пастырь. Прежде всего, это явлено в Давиде, пастыре-царе, но также и восходит к Моисею, который молился, чтобы его последователь вёл Израиль, «...чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря» (Чис. 27:17). Михей, пророчествуя о поражении Израиля и Иуды у Рамофа Гала-адского, проводит ту же связь:
«..Я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника...». (3 Цар. 22:17)
Акценты ясны. Так же как пастырь находится на своём месте ради овец, так и лидер находится на своём месте ради людей, а не наоборот. Пастырь добрый, говорит Иисус, полагает свою жизнь за овец. (Иоан. 10:11).
Другой важный библейский образ — лидер как отец. В Ветхом Завете Моисей является главным примером; он ведёт непокорный, непослушный, непостоянный народ рабов через пустыню, «как человек носит сына своего». И в Ветхом, и в Новом Заветах лидеры общества были старейшинами, отцами семейств.
Во времена апостолов они должны были сперва доказать свою способность вести свои семьи и заботиться о них, а потом могли быть допущенными до заботы о церкви.
В соответствии с этим образом, Павел употребляет отцовство для описания своей собственной роли лидера для коринфской церкви.
«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». (1 Кор. 4:15)
В этих обоих образах описывается противоположность устремлённого, амбициозного, ориентированного на цель лидера, который использует людей как пешек или средства в достижении своих целей или продвижении своих амбиций. На поверхность выходит элемент лидерства, основанного на любви.
Одна лишь сила не может вызвать любовь или приказать любить. Любить можно только истинного слугу-лидера, потому что искренняя заботливая любовь, которую лидер являет своим людям, вызывает их любовь в ответ.
Одной из наиболее выразительных характеристик Давида как лидера была его способность вызывать такое обожание от своих людей, даже у Еффея Гефянина, который сказал:
«... Жив Господь, и да живёт господин мой царь: где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой». (2 Цар. 15:21)
Что такое любовь?
Нелишне будет выяснить, что такое любовь, потому что сегодня это слово так обесценилось, что потеряло почти всё содержание. Необходимо остановиться, пока оно не вернёт себе некоторое значение. Мы любим Бога, мы «любим» музыку Моцарта и Вивальди, мы «занимаемся» любовью и предполагается, что мы должны любить своих врагов.
Одна из проблем русского языка заключается в том, что мы используем это многозначное слово, значение которого становится ясным только из контекста наших комментариев или из контекста обстановки. Давайте рассмотрим некоторые слова, которые помогут определить её значение, особенно во взаимоотношениях между лидерами и последователями.
Забота — любовь в действии
Существует два вида любви: эмоциональная любовь, которая является любовью чувств, и волевая, которая является любовью воли. Жалоба, часто слышимая во взаимоотношениях любви, — это «Ты не заботишься», или о церковной общине или фирме — «Никто здесь ни о чём не заботится». Обычно именно в этом всё и дело.
Забота является лакмусовой бумажкой присутствия любви и подчёркивает повсеместность нашей нужды в ней. Это любовь, варьирующаяся наиболее широко: медсестры, заботящиеся о своих пациентах, школы, заботящиеся о своих учениках, местные власти, заботящиеся о своих районах. Ни одно предприятие, которое не заботится о своих покупателях и своих рабочих, не преуспеет. В бизнесе это называется обслуживанием, но обслуживание — это забота о качестве, значении, надёжности, пунктуальности. Это любовь в действии, внимательная к состоянию другого человека и заботящаяся о его интересах. Взаимная забота ведёт к гармонии и плодотворному взаимодействию. Когда ею пренебрегают или становятся невнимательными, в результате получаются распри, соперничество и безрезультатность.
Забота лидеров о своих людях подобна любви к ближнему. Дело не в тёплых и нежных чувствах к ним, а в заботе об их интересах, такой же постоянной и старательной, как и забота о наших собственных интересах. Бог сказал следующее лидерам Израиля во дни Иезекииля, которые злоупотребляли своим положением пастырей:
«Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде». (Иез. 34:15-16)
Содержание заботы
Итак, забота лидеров о своих людях будет включать участие в следующих вопросах:
1. Чтобы они имели соответствующие способности, оборудование и обучение, которые дадут им возможность выполнить задания, за которые они несут ответственность, и эта забота осуществляется в отношении их здоровья, имущества и благосостояния.
2. Делается всё, чтобы работа соответствовала талантам и сильным сторонам данного человека, чтобы она стала благодарным занятием, от которого он может получить удовлетворение.
3. Каждому человеку даётся активное воодушевление, возможность и помощь в развитии его потенциала личного роста и продвижения в избранной карьере или занятии.
4. Личные интересы и нужды не приносятся в жертву нуждам команды и организационным целям.
5. Каждый человек имеет возможность участвовать в работе, которая ответит на их финансовые нужды и вознаградит должным образом их усилия и умения.
6. Когда какой-то человек будет нуждаться в помощи, он может надеяться на понимание, сострадательный и практический ответ от своих лидеров.