Писание называет безумцами только двух людей: богача и безбожного
Бог судит по другим меркам. Писание называет безумцами только двух людей: богача и безбожного – того, кто говорит, что Бога нет. И опять повторяю: когда я говорю «богач», я имею в виду не того, у кого есть деньги, а того, кто является рабом денег, потому что у одного может быть только 100 лир, но он их раб, а у другого 100 000, а он им не раб. Важно не количество денег, а свобода, которой ты обладаешь по отношению к этим вещам. У тебя есть всё, но что ты с этим сделал? Как ты использовал это? Также и раб страстей назван безумным. Сам Бог говорит ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя».
Мудрость означает, что человек ставит всё на свое место, понимает свою нужду в мудрости и ищет ее у Бога. Все остальные мирские вещи не мудрость, а интеллект. Мудрость же значит, что человек научился просить у Бога просветления, благоразумия, чтобы быть в силах судить правильно о настоящем, делать всё по Богу, как Бог учит нас.
Бог дает всем щедро и без упреков.
Бог не скуп, как мы, и Ему не жалко. Ты молишь Его об одном, а Он дает тебе 10, молишь о сотне, а Он дает 1000. Бог не дает мерой, через пипетку, и никогда тебя не разочарует. Бог не высмеивает человека. Бог не обманывает человека, Он не скажет тебе лжи и не разочарует тебя, не предаст, не изнурит, и для Бога нет ничего недостижимого. Бог никогда не делает несовершенных дел. Его дела совершенны, и когда Он дает тебе что-нибудь, то не забирает этого обратно. Дал ли тебе что-то – Он тебе это оставит. Ты сам можешь его уничтожить, но Он не возьмет этого обратно.
Так Он дал нам свободу, в силу которой мы можем оттолкнуть даже Его Самого, однако Он ее у нас не отнимает. Мы ее уничтожаем, извращаем, порабощаемся, но Бог не забирает ее обратно. Он дал нам красоту при сотворении нас по Своему образу, а мы раздробляем на куски этот образ, но Бог не забирает его Себе обратно. Потому что Бог богат, Он щедро дает чадам Своим то, чего они у Него просят и в чем действительно нуждаются. Поэтому человек должен шагать вперед с таким убеждением.
«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь».
Когда ты берешься просить чего-нибудь у Бога, не говори: «Боже мой, если можешь, помоги мне!» Или не говори в уме: «Хорошо, я скажу сейчас это Богу, но возможно ли для Него сделать это? Может ли Он это сделать?» У нас не должно быть никаких сомнений, но будем искать Бога с верой. А вера означает, как поется в одной песенке, что солнце может взойти в полночь. Я слышу ее иногда в школе, дети поют ее: «Чтобы звезды взошли в полдень и солнце в полночь».
Я хочу сказать, что вера означает нечто полностью преодолевающее границы разума. Помните святого апостола Петра? Христос ходил по воде, ревела буря, и он сказал Христу:
– Дай мне благословение, повели мне прийти к Тебе.
Христос сказал ему:
– Приди.
Он прыгнул в море и пошел.
Вера действовала, и он ходил по воде. А возможно ли это? «Ты не можешь, ты утонешь!» – так говорит разум. Но вера говорит да, когда Христос говорит тебе: «Приди», – и ты идешь. Не сам.
Но когда он в какой-то момент оглянулся вокруг и увидел, что ходит по морю, и в него вошел помысл: «Да я же хожу по морю!» – он тут же сразу – хоп! – стал тонуть.
И что ему сказал Христос?
– Маловерный! Зачем ты усомнился?
Видите, Он не сказал ему: «У тебя есть на это право, дитя Мое! И поскольку это море, то вот ты и стал тонуть!» Нет, ничего подобного, а: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» Он его укорял, потому что маловерие явилось причиной того, что он стал тонуть, не естественные законы, которые человек преодолевает верой. Когда естество имеет и Божие благословение, имеет Божие согласие, Христос сказал нам, что даже если выпьешь яд, тебе ничего не будет. И мученики делали это, у нас столько примеров этого.
Так, одной мученице в Персии, не помню ее имени, приготовили яд, от одного запаха которого можно было умереть, а она перекрестилась и выпила его, как безалкогольный напиток, и ничего с ней не было. Потом пришел тот, кто готовил этот яд, лизнул его с пальца и сразу же умер.
Ну что, теперь кто-нибудь скажет: «Пойдем и мы выпьем яду! С нами что, тоже ничего не будет?» Не в этом вера. Вера – это чтобы у человека имелся этот фундамент – связь с Богом, чтобы он не искушал Бога, не делал безрассудных вещей, а, чтобы искал прежде всего Царствия Божия и был уверен, что Бог его не оставит.
Вот ищем мы, например, своего спасения и говорим: «Христе мой, очень прошу Тебя: помилуй меня, спаси меня!» Не надо иметь никаких сомнений в том, что Бог тебя помилует. Однако это ни в коем случае не означает, что я самоуспокаиваюсь: «А, я сказал Христу, чтобы Он помиловал меня, всё, сейчас мне море по колено!» Нет, милость приходит вместе с борьбой, молитвой, вниманием. И то, чего мы не сможем сделать, то сделает Бог. Бог не делает того, что можешь сделать ты.
То есть Бог сказал, чтобы мы не заботились о завтрашнем дне. В истории Церкви есть святые, которые нисколько не заботились о завтрашнем дне. Бог заботился о них, даже еду им посылал. Есть один хороший рассказ в житии святого Марка Афинского, десятилетиями не видевшего людей. И вот наконец один авва посетил его. Святой сказал:
– Давай покушаем.
– А что мы будем есть в этой пустыне?
– Вознесем молитву, и Бог благословит!
И пока они возносили молитву, трапеза наполнилась яствами, которые Бог им посылал.