Праведность христианина - всеобъемлющая любовь
В шестом сравнении Иисус цитирует учение книжников и фарисеев, которые учили, что нужно любить своего ближнего и ненавидеть своих врагов (5:43). Первую часть этой цитаты можно обнаружить в Ветхом Завете (Лев. 19:18), в то время как второй части нигде в Библии нет, но она была дополнением религиозных лидеров. [To, что вторая часть была дополнена религиозными лидерами, явно видно из того факта, что она, хотя и отсутствовала в текстах Ветхого Завета, все же была известна евреям времен Иисуса, потому что они "слышали, что говорится "должно вам ... ненавидеть врагов ваших" (5:43). Таким образом, этот принцип, будучи хорошо известным и общепринятым, являлся "высказыванием дня" (Betz, 302, п. 809). Конкретные примеры этого учения евреев времен Иисуса найдены в свитках Мертвого Моря, в которых кумранцы открыто преподавали ненависть к тем, кого считали врагами (1QS 1:4, 10-11; 9:21-26) (Davies and Allison, 1:549; Hagner, 134).] Фарисеи и книжники сильно извращали первоначальное значение повеления любви, используя для этой цели как добавления, так и опущения. Они опускали из данной заповеди важную фразу - "как самого себя" (Лев. 19:18; Матф. 5:43), находящуюся в предыдущем ее тексте (Лев. 19:18). Эту же фразу, опущенную религиозными лидерами, можно также обнаружить в любой другой цитате Нового Завета (Матф. 19:19; 22:39; Мр. 12:31, 33; Лк. 10:27; Рим. 13:9; Гал. 5:14; Иак. 2:8). Религиозные лидеры к тому же дополнили эту заповедь любви словами: "должно вам ненавидеть врагов ваших".
Иисус, поправляя их в их заблуждении, сказал, что заповедь любви не может ограничиваться кругом друзей и семьи, но должна распространяться на всех людей. Их нужно любить независимо от того, как они поступают по отношению к вам или как вы относитесь к ним. Любить (бгбрбщ) своего врага требует самоотверженной заинтересованности в его самых насущных проблемах, что иногда может включать в себя критику, исправление, и предупреждение (Мф. 23). Agaphлюбовь - любовь действующая и любовь дающая. Обратите внимание: когда "возлюбил Бог мир, Он отдалСына Своего единородного" (Ин. 3:16). Когда Христос возлюбил Церковь, "Он предалСебя за нее" (Еф. 5:25). Эта любовь может быть эмоциональной (хотя и не обязательно), но мы не должны путать симпатию, вызванную тем, что кто-то делает для нас (или даже симпатию к людям, причиняющим нам боль) с любовью, которая дает и жертвует чем-то ради блага этих людей. Обратите внимание, что в описании Павла любви agaph, любовь и действия, которые она влечет за собой, приносят пользу и беспокоятся за благосостояние другого человека (1 Кор. 13:4-7). Именно этого Иисус и требует от нас. Есть ли кто-либо в вашей жизни, кто мешает вам, причиняет боль, кого вы считаете своим врагом? Божья воля для вас сегодня - чтобы вы любили их самоотверженно, делали им добро, а не зло, не мстили и не ожесточались и "не были побеждены злом, но побеждали зло добром" (Рим. 12:18-21).
Люди, имеющие врагов, часто рассказывают о том, как сложно любить тех, кто причинил тебе боль или плохо к тебе отнесся. Они говорят: "Я просто не могу этого сделать". И это правда - они этого не могут, по крайней мере сами по себе, без сверхъестественной помощи Бога. Но с Богом все возможно. Иисус приводит нам наиболее важный аспект любви к нашим врагам. Это - молитва: "Молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (5:446). Молитва - первый шаг на пути любви к нашим врагам, потому что, когда мы молимся, Бог дает нам власть, Бог работает, и Бог изменяет обстоятельства. Молитва за врага - первый шаг любви, потому что, молясь за них, мы беспокоимся об их благе. Молитва также усиливает нашу любовь, потому что почти "невозможно молиться за кого-то без любви к этому человеку, и невозможно продолжать молиться за этого человека, не находя, что наша любовь к нему растет и укрепляется" (Stott, 119). Поэтому следуйте примеру Христа, который неоднократно молился за Своих врагов в то время, как они Его распинали (Лук. 23:34). Начинайте молиться за ваших врагов, и вы начнете любить их.
Затем Иисус объясняет, почему мы должны любить наших врагов: потому что, поступая так, мы будем проявлять доброту Божьего характера в нашей жизни (5:45), и потому что это показывает, что мы не похожи на неспасенный мир (5:46-47). Понимаете, Бог постоянно благ и щедр к Своим врагам, проявляя Свою благость через посылание дождя и солнечных лучей на них (5:45). [Бог также изливает Свой гнев против греха (Рим. 1:18), и однажды Он будет судить всех, кто отверг Его (2 Фес. 1:8-9; Откр. 21:8).] Как Его дети, мы обладаем таким же характером, как и наш Отец, и поэтому должны поступать, как Он. Если мы поступаем подобно сборщикам налогов или язычникам (наиболее презираемые из людей в глазах евреев) и любим только тех, кто любит нас, то это должно заставить нас задуматься и исследовать самих себя, наше отношение к Отцу и наши поступки. Бог должен быть нашим примером для подражания, и мы должны любить наших врагов так, как и Он. Таким образом, стих 48 - подходящий итог к шестому и заключительному сравнению, поскольку мы должны любить наших врагов в такой же степени, как и Бог. Но этот стих имеет более широкое значение, чем просто заключение к данному сравнению. Он, скорее, подводит итог требованиям всех сравнений (Betz, 296; Carson, 160; Hagner, 135; MacArthur, Matthew 1-7, 349). В стихе 48 указывается направление, на которое указывают и все предыдущие сравнения - совершенный стандарт Божьего совершенства. [TeleioV может означать "совершенный, непорочный или зрелый." Поскольку Бог является стандартом, то в данном контексте значением teleioV является "совершенный". Быть "непорочным и зрелым", как Бог, уже по определению означает быть совершенным.] Хотя мы, конечно, никогда не достигнем этого удивительно высокого стандарта в этой жизни, мы, тем не менее, ставим его за цель и с Божьей благодатью движемся по направлению к ней. [Методисты, как и другие учителя святости, часто цитируют 5:48 как свидетельство того, что совершенства можно достичь в этой жизни. Но Иисус, похоже, признает, что мы, "алчущие и жаждущие правды" (5:6), никогда не сможем быть совершенными, и именно поэтому нам постоянно нужно молиться: "Прости нам долги наши" (6:12). Таким образом, Библия ясно заявляет, что "если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя" (1 Ин. 1:8).] Мы выполняем то, что повелел нам Иисус, говоря: "Так да светит свет ваш пред людьми" (5:16), и мы показываем, что мы - граждане Царства, те, кто по Божьей благодати живут большей праведностью, которую может дать только Бог (5:20).