Основная часть проповеди: большая праведность царственного святого (5:17-7:12)
Требования Ветхого Завета большей праведности, не утратившие своей актуальности (5:17-20)
В этой части (5:17-20) Иисус обращается от темы необходимости нашего влияния на мир (5:13-16) к вопросу, как нам - при наличии большей праведности чем у книжников и фарисеев - оказывать влияние (5:20).
Настоящее влияние (как соль и свет) зависит и должно брать начало от внутренней праведности, которая является верностью моральному закону Бога. Это и отличает нас от книжников и фарисеев, чья праведность была только показной. Но прежде, чем Иисус может проиллюстрировать тему необходимости внутренней праведности, Он сначала ясно заявляет о Своей лояльности и поддержке закона, так как некоторые могли воспринять Его исправления неверных истолкований фарисеев как отказ от закона, тогда как в действительности Он только объясняет истинное значение Ветхого Завета. [Некоторые также могли истолковать то, что Иисус взял колос в субботний день (Мр 2:23-28) и исцелил в субботу (Мр 3:1-6), как неуважение к закону или же как намерение Иисуса отменить закон.]
Христос рассматривает Ветхий Завет как нечто, не утратившее своей актуальности (5:17-18)
Чтобы продемонстрировать Свою полную поддержку Ветхого Завета, Иисус ясно заявляет, что "Он не пришел, чтобы отменить [что значит: аннулировать или уничтожить] закон или пророков..., но исполнить" (5:17). Он не выступает против закона - напротив, Он пришел, чтобы исполнить его в Своей жизни и учении. [Иисус "исполняет" (plhrwsai) Ветхий Завет: 1) Своей жизнью и делами и 2) в Своем учении. Его жизнь подтвердила исполнение пророчеств Ветхого Завета в исполнении определенных фактов, предсказанных о Нем задолго до Его рождения. Таковым является, например, его рождение в Вифлееме (Мих. 5:2; Мф. 2:6). Он также исполнил закон через безукоризненное послушание ему. Своей смертью на кресте он исполнил суть системы жертвоприношения (Евр. 9:1-12). Во-вторых, Иисус исполнил Ветхий Завет в Своем учении, преподнося истинное значение и толкование закона, который был исковеркан и неверно истолкован религиозными лидерами (Мф. 5:20-48).] Он твердо убежден, что Ветхий Завет, как мы его знаем, будет постоянно актуален до конца времени ("доколе не прейдет небо и земля" 5:18). Чтобы подчеркнуть этот факт (беспрерывной актуальности Ветхого Завета), Иисус заявляет, что даже самая маленькая деталь "не прейдет из закона, пока не исполнится все" (5:18). Эта последняя фраза подразумевает, что некоторые аспекты Ветхого Завета еще могут исполниться или будут выполненными до конца времени (такие как, например, церемониальный закон и его жертвы).
Ответственность верующего перед Ветхим Заветом (5:19-20)
Как результат беспрерывной актуальности Ветхого Завета, верующие несут серьезную ответственность в том, чтобы не "нарушать" и не аннулировать Ветхий Завет (5:19а), "хранить и научать" Ветхому Завету (5:19) и иметь праведность, которая практикуется в соответствии с моральными законами Ветхого Завета и живет по ним (то, чего не делали фарисеи и книжники, 5:20). В остальной части главы (5:21-48) Иисус определяет эту внутреннюю праведность, которая должна превзойти праведность книжников и фарисеев (5:20).
План Матф. 5:17-20
I. Христос рассматривает Ветхий Завет как беспрерывно актуальный (5:17-18)
A. Факт беспрерывной актуальности Ветхого Завета (5:17)
B. Продолжительность и детальность беспрерывной актуальности Ветхого Завета (5:18)
1. Продолжительность беспрерывной актуальности Ветхого Завета (5:18)
а) "доколе не прейдет небо и земля", то есть, до конца времени в нашем понимании
б) "пока не исполнится все". Таким образом, некоторые пророчества Ветхого Завета еще могут исполниться до конца времени
2. Детальность беспрерывной актуальности Ветхого Завета (5:18). "Ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона"
II. Ответственность верующих перед Ветхим Заветом (5:19-20)
А. Не должны "нарушать" ни одну заповедь Ветхого Завета (5:19а)
Б. Должны быть теми, кто "сотворит и научит" Ветхому Завету (5:19б)
В. Призыв: воплощать в жизнь и применять на практике праведность Ветхого Завета, которая превосходит праведность еврейских предводителей (5:20), поскольку праведность, на которую в действительности указывает Ветхий Завет, представляет из себя праведность, являющуюся внутренней, но не внешней, показной, и поэтому это праведность, превосходящая праведность книжников и фарисеев.