VII. Разделяя восприятие Святого Духа
1. Чего ты хочешь? 2Свет или тьма, невежество иль знание — твои, но только не то и другое вместе. Противоположности должны сводиться вместе, а не храниться врозь. 4Ведь их раздельное существование — исключительно в твоем разуме, и они примиряются союзом, как и ты. 5В союзе всё нереальное исчезает, поскольку истина и есть союз. 6Как исчезает тьма с приходом света, блекнет невежество, озаренное знанием, восприятие — это посредник, который приводит невежество к знанию. 8Но в восприятии не может быть обмана, иначе оно станет скорее вестником невежества, нежели помощником в поисках истины.
2. Поиски истины — ни что иное, как честный поиск всего, что ей препятствует. 2Истина есть. 3Ее нельзя утратить, искать или найти. Она — там, где и ты, ибо она — в тебе. Однако она либо узнана тобой, либо не узнана, реальна для тебя или ложна. 6Сокрытая, она становится нереальной, поскольку скрыв ее, ты окружил ее страхом. 7Под краеугольным камнем страха, на коем ты воздвиг свою безумную систему представлений, покоится скрываемая истина. 8Но ты о том не знаешь, ибо упрятав истину под страхом, ты не находишь оснований верить, что чем внимательней ты вглядываешься в страх, тем меньше его замечаешь и тем яснее проступает то, что он скрывает.
3. Незнающим не доказать, что они знают. 2С их точки зрения это ложь. 3Но это — истина, ибо об этом знает Бог. 4Тут — два явно противоположных воззрения на то, кто такие "незнающие". 5Для Бога незнание немыслимо. Следовательно, оно — не точка зрения, а вера в нечто несуществующее. 7Только такую веру и исповедуют незнающие, и в этом они неправы относительно себя. 8Они увидели себя такими, какими не были сотворены. 9Их сотворение было не точкой зрения, а определенностью. Неопределенность, сведенная с определенностью, не оставляет ни малейших свидетельств своей реальности.
4. Наше внимание было сосредоточено на том, чтобы свести нежеланное с желанным и всё тебе не нужное, — с тем, к чему ты стремишься. 2То, что спасение должно прийти именно так, станет понятно, если задуматься над тем, что есть расщепление. Оно есть искаженный процесс мышления, с помощью которого в разуме удерживаются одновременно две несовместимые друг с другом системы убеждений. 4Если свести их вместе, приятие обеих станет невозможным. 5Но ежели одну из них хранить во тьме отдельно от другой, их разделенность, кажется, поддерживает обе живыми и равными в своей реальности. 6Тогда их совмещение становится источником страха, ибо при встрече одной из них придется отказать. 7Нельзя придерживаться одновременно двух отрицающих друг друга систем мышления. 8В их разделенности сей факт ускользает из поля зрения, ибо порознь каждая наделяется твердой верой. 9Сведи их вместе, и факт их полной несовместимости мгновенно станет очевидным. 10Одна из них уйдет, ибо другая увидена на том же самом месте.
5. Свет не придет во тьму, покуда разум верит в тьму, не позволяя ей уйти. 2Истина не сражается с невежеством, любовь не атакует страх. 3Чему не нужна защита, себя не станет защищать. 43ащита — твое создание. 5Господь о ней не знает. Святой Дух использует любой защитный механизм во имя истины лишь потому, что ты их создал для защиты от нее. 7Его восприятие защиты, согласно Его цели, просто обращает любую защиту в просьбу о том, против чего она задумана. 8Любой защитный механизм, как, впрочем, и всё, тобою созданное, должен быть мягко обращен тебе на благо, заново истолкован Святым Духом из средства самоуничтожения в орудие самосохранения и свободы. 9Его задача непомерна, но Божья сила — с Ним. 10Вот почему Он с легкостью ее осуществил в то самое мгновенье, когда она была Ему дана. пТак не задерживай своего возвращения к покою раздумьями о том, каким путем Он выполнит порученное Богом. 12Оставь это Тому, Кто знает. 13Тебя не просят разрешать великие задачи. 14От тебя требуется лишь то малое, что сделать Он советует, т.е. довериться Ему в той мере, чтобы знать: если Он просит тебя о чем-то, у тебя достанет силы это сделать. 15Воочию ты убедишься, с какою легкостью осуществляется всё, о чем Он просит.
6. Святой Дух просит только об одном: нести к Нему всё, что ты от Него таил. Открой все двери и пригласи Его войти и осветить Своим сиянием тьму. 3На приглашение Он с радостью ответит. 4Он осияет светом тьму, если ты для Него ее откроешь. 5Но Его взгляду не доступно то, что ты скрываешь. 6Он видит за тебя, но если ты не смотришь вместе с Ним, то Он не видит. 7Видение Христа — не для Него одного, но для Него вместе с тобою. 8Тогда неси к Нему секреты своих мрачных мыслей и посмотри на них с Ним заодно. 9Он держит свет, ты — тьму. 10Они несовместимы, когда вы вместе смотрите на них. пЕго суждение восторжествует, и Он отдаст его тебе, как только к восприятию Святого Духа ты присоединишь собственное свое.
7. Соединяясь с Ним в видении ты учишься разделять Его трактовку восприятия, ведущего к знанию. 2В одиночку ты не способен видеть. 3Разделяя восприятие с Тем, Кому Бог подарил тебя, ты учишься разбираться в том, что видишь. Становится понятно, что видимое одним тобою, ничего не значит. Совместное с Ним видение покажет, что смысл всего, тебя включая, приходит не от двойного видения, а от мягкого слияния всего в единый смысл, одну эмоцию и одну цель. 6У Бога есть всего лишь одна Цель, и Он ее с тобою разделяет. ''Простое видение, предлагаемое Святым Духом, вносит это единство в твой разум с такою яркостью и чистотой, что ты ни за какие блага не откажешься от того, что Бог желает тебе иметь. 8Внимай же своей воле и принимай ее как Божью Волю со всей Его Любовью как со своей. 9Вся честь и слава тебе через Него, и через Него — Богу.
VIII. Святое место встречи
1. Тьмою ты заволок всю славу и всю силу, которыми Он наделил Своего безвинного Сына. 2Всё это остается скрытым в каждом омраченном месте, затянутом виною, в мрачном отрицании невинности. 33а темными, тобой закрытыми, дверями находится ничто, ибо ничто не может омрачить Божьего дара. 4Только затворенные двери мешают признанию Божьей силы, сияющей в тебе. 5Не изгоняй же силу из своего разума, а принеси всё затмевающее твою славу на суд Святому Духу и Он всё это упразднит. 6Кого Он пожелает сохранить для славы — для славы сохранен. 7Он обещал Отцу, что с Его помощью ты будешь вызволен из малости для славы. 83авету с Богом Он всецело предан, ибо Он разделяет с Ним завет, который Ему дан, чтоб разделить с тобой.
2. По-прежнему Он разделяет тот обет ради тебя. 2А всё противное ему, великое или малое, драгоценное иль ничего не стоящее, Он заместит единственным заветом, данным Ему для возложения на алтарь твоему Отцу и Его Сыну. 3Ни один алтарь не посвящается Отцу без Сына. 4А принесенное туда и равно недостойное Отца и Сына замещено дарами, равно приемлемыми и Сыном, и Отцом. 5Разве в дар Богу предложил бы ты вину? 6Тогда не предлагай ее и Сыну. 7Ибо они — неразделимы, и дары, предложенные одному, неизбежно предложены другому. 8Не зная этого, ты не знаешь Бога. 9А вместе с тем, ты знаешь это и знаешь Бога. 10Всё это знание сохранно внутри тебя, там, где сияет Святой Дух. 11Сияет Он не в разделении, но в месте встречи, где Бог, единый с Сыном, с ним говорит через Него. 12Общение не нарушить в том, что неразлучно. 13Святое место встречи неразлученных Отца и Сына лежит в Духе Святом и в тебе. 14В общении Бога с Его Сыном, которое и есть Господня Воля, немыслимы помехи. 15Неиссякаем и нерушим поток любви между Отцом и Сыном согласно их обоюдному желанию. 16И это — истина.
3. Не позволяй же разуму блуждать по темным коридорам, вдали от центра, излучающего свет. 2Ты и твой брат может быть и решили блуждать раздельно, но вместе вас свести способен только вам назначенный Водитель. 3Уверенно Он поведет тебя туда, где и Отец и Сын ждут твоего признания. 4Они едины, жалуя тебе дар единства, перед лицом которого всякое разделение исчезает. 5Соединись с тем, что ты есть. 6Ни с чем, кроме реальности, нельзя соединиться. 7Слава Господня и слава Его Сына воистину принадлежат тебе. 8У них нет противоположности, а посему ты не способен одарить себя ничем иным.
4. Истине нет замены. 2Истина сделает это ясным для тебя, как только ты придешь на место встречи с нею. 3А приведет тебя туда доброе понимание, ведущее только к истине. 4Ты — там, где Бог. 5Такова истина. 6Ничто не в состоянии обратить дарованное Богом знание — в незнание. 7Всё Богом сотворенное знает своего Творца. 8Именно так осуществляется творение Богом и Его творениями. 9В святом месте встречи соединяется Отец со Своими творениями, а творения Его Сына соединяются с Ними вместе. 10Единственные узы их соединяют, поддерживая в единстве, из коего творение берет начало.
5. Нерасторжимы узы, которыми Отец Себя соединяет с теми, кого Он наделяет силою творить. 2Само Царство Небесное — союз со всем творением и его единственным Творцом. 3Рай остается Божьей Волей для тебя. 4Не возлагай иных даров на алтари свои, ибо нет ничего помимо Рая. 53десь твои малые дары встречают Божий дар, и лишь достойное Отца приемлет Сын, которому оно и предназначено. 6Кому Бог отдает Себя, тому Он отдан. 7И невеликие твои дары исчезнут с алтаря при возложении на него Божьего дара.
IX. Отражение святости
1. Искупление не делает святым. 2Святым ты сотворен. 3А Искупление приводит порок к святости или же то, что ты создал, к тому, что ты есть. 4Сведение иллюзии с истиной или эго — с Богом — единственная функция Святого Духа. 5Не прячь тобою созданное от Отца, ведь ты за это заплатил потерей знания Его и самого себя. 63нание — в безопасности, но где же твоя безопасность отдельно от него? 7В создании времени как замещения безвременью выразилось решение не быть самим собой. 8Так истина оказалась в прошлом, а настоящее было посвящено иллюзии. 9И прошлое подверглось изменению и было вклинено меж тем, что было вечно, и — сейчас. 10Прошлого, которое ты помнишь, никогда не было, оно — лишь отрицание того, что было всегда.
2. Привести эго к Богу — значит свести ошибку с истиной, где она исправляется, встретившись со своею противоположностью. Она упразднена, ибо противоречие лишилось основания. 3Как долго может выстоять противоречие, если обнажена несостоятельность его природы? 4На исчезающее в свете не совершалось нападения. 5Просто, не будучи истинным, оно ушло. Различные реальности — бессмысленны, ибо реальность должна быть всего одна. 7Она не изменяется со временем, от настроения или случая. 8Ее неизменяемость и делает ее реальной. 9И этого не отменить. 10Отмена — для нереального. иВот это для тебя и сделает реальность.
3. Будучи просто самой собою, истина освобождает тебя от всего, что не является ею. 2А Искупление столь милосердно, что стоит тебе ему шепнуть, и всё его могущество поспешит помочь и поддержать тебя. 3С Богом подле себя ты не хрупок. 43ато без Бога ты — ничто. 5Искупление предлагает тебе Бога. 6Дар, отвергнутый тобою, хранился Им в тебе. 7Святой Дух сохраняет его там для тебя. 8Бог не покинул Свой алтарь, хотя служители Его и водрузили на алтарь других богов. 9Храм свят по-прежнему, ибо Присутствие, обитающее в нем, и есть святость.
4. Святость безмолвно ожидает в храме возвращения тех, кто ее любит. 23нает Присутствие: они вернутся к чистоте и милосердию. 3Милосердие Божье с нежностью примет их и утолит их ощущения боли и утраты — извечным заверением в Отцовой к ним Любви. 4Там радость жизни собой заменит страх смерти. 5Ведь Бог есть Жизнь, и они пребывают в Жизни. 6Жизнь — свята, как сама Святость, которою она сотворена. Присутствие святости живет во всем живущем, ведь святость сотворила жизнь, она не покидает ею сотворенного святым в подобие себе.
5. В сем мире ты способен стать безупречным зеркалом, в котором святость твоего Творца отразится от тебя на всех вокруг. 2Ты можешь стать отображением Рая здесь. 3Но зеркало с отображением Господним не нужно затенять отображением ликов других богов. 43емля способна отразить Рай или ад, Единого или же эго. 5Тебе необходимо оставить зеркало незамутненным, свободным от образов тайной тьмы, которой ты затянул его. 6Бог осияет его Сам. 7Лишь ясное отображение Сущего можно в нем воспринять.
6. Отражения видимы при свете. 2Во мраке они тусклы, и, кажется, их смысл лежит скорей в меняющихся интерпретациях, нежели в них самих. 3Божьему отражению не нужны интерпретации. Оно — ясно. Очисти зеркало и весть, сияющую от того, что в нем отражено, увидят все, и все ее поймут. 6Весть эту держит Дух Святой пред зеркалом, имеющимся в каждом. 7Каждый ее узнает, поскольку он постиг ее необходимость, только не знает, где ее искать. 8Тогда позволь ему увидеть ее в тебе и разделить ее с тобою.
7. Если бы хоть на миг ты осознал целительную силу, которую Господне отражение, сияющее в тебе, способно принести целому миру, ты бы немедленно очистил зеркало своего разума для восприятия образа святости, исцеляющей мир. Образ святости, сияющий в разуме твоем, не затенен, он неизменен. 3Смысл его не потускнел для тех, кто его видит, поскольку каждый его воспринимает одним и тем же. 4Свои различные проблемы каждый несет к его целительному свету и все проблемы в нем находят исцеление.
8. Любой форме ошибки святость всегда дает один ответ. 2Нет противоречий в том, к чему взывает святость. 3Исцеление — ее единственный ответ, безотносительно к тому, что к ней принесено. 4Кто научился предлагать лишь исцеление благодаря отражению святости в себе, готов, наконец, к Царству Небесному. 5Там святость — не отражение, но реальное условие того, что только отражалось для них здесь. 6Господь — не образ, и Его творения как часть Его держат воистину Его в себе. 7Они не просто отражают истину, они есть истина.
X. Равенство чудес
1. Когда меж Богом и Его творениями, или между Его детьми и их творениями не вклинивается восприятие, знание творения длится вечно. 2Отражения, принятые в зеркало твоего разума во времени, лишь приближают, либо отдаляют вечность. 3Сама же вечность — вне всякого времени. 4Так дотянись же до нее из времени, коснись ее с помощью отражения ее в тебе. 5Ты повернешься к святости от времени с той же уверенностью, с какою святость взывает каждого отречься от вины. 6Будь отражением Небесного покоя здесь и принеси сей мир к Царству Небесному. 7Ведь отражение истины влечет всех к истине, и приобщаясь к ней, все оставляют отражения позади.
2. На Небесах реальность полностью разделяется, а не отражается. 2Разделяя ее отражение здесь, Сын Божий принимает ее подлинность как единственно возможное восприятие. 3И так к нему приходит воспоминание об Отце, и ничего, кроме его собственной реальности, более не в состоянии удовлетворить его. 4На земле концепция беспредельности недоступна, ибо мир, в котором ты, как тебе кажется, живешь, есть мир пределов. 5В сем мире отсутствие степеней трудности в происходящем расценивается как ложь. 6Чудо следовательно имеет уникальную функцию и побуждаемо уникальным Учителем, который вносит в этот мир законы иного мира. Единственное, что тебе под силу, — это чудо, превосходящее степени трудности с помощью равенства, а не различий.
3. Чудесам чужд дух соперничества, и ты способен сотворить бесчисленное множество чудес. 2Они могут происходить одновременно, их — легион. 3Это усвоится легко, как только станет очевидной сама возможность чудотворства. 4Много труднее поверить в отсутствие в них степеней трудности, что накладывает на них печать потустороннего и приходящего извне. 5В мирском воззрении сие немыслимо.
4. Ты, вероятно, замечал, что между твоими мыслями нет соперничества, что не взирая на конфликт, они способны возникать одновременно в великом множестве. 2Ты, видимо, настолько к этому привык, что данный феномен тебя не удивляет. 3Но точно также ты привык какие-то мысли считать важней, значительнее, лучше, мудрее, продуктивней или ценней других. 4Это справедливо для мышления тех, кто думает, будто живет отдельно. 5Ибо одни мысли отражают Царство Небесное, другие — побуждаемы эго, которое создает лишь видимость мышления.
5. В результате сплетается меняющийся, постоянно движущийся и беспокойный узор. 2Он непрестанно перемещается в зеркале твоего разума, и отражения Царства, мелькнув, тускнеют и заволакиваются тьмой. 3Тьма застилает свет мгновенно, и чередующиеся узоры света и тьмы перемежаются в твоем разуме. Оставшиеся крохи здравомыслия удерживаются вместе ощущением порядка, который ты установил. Однако уже сам факт, что ты способен внести порядок в сплошной хаос, показывает тебе, что ты — не твое эго, и что в тебе должно быть нечто большее, чем эго. 6Ведь эго и есть хаос, и если бы эго было всем, что ты есть, порядок был бы невозможен. 7Но тот порядок, которому ты подчиняешь разум и который ограничивает эго, ограничивает и тебя. Остановить порядок — значит судить и поступать согласно этому суждению. Следовательно, это функция не твоя, а Святого Духа.
6. Довольно трудно осознать, что у тебя нет базы для упорядочения своих мыслей. 2Этому уроку Святой Дух учит прекрасными примерами чудес, показывающих, что твой путь наведения порядка неверен, и что тебе предложен лучший путь. 3Чудо дает один ответ на любую просьбу о помощи. Оно не обсуждает просьбу. Оно распознает в ней суть и отвечает сообразно. Оно не судит, какая просьба громче, значительней, важнее. 7Ты, вероятно, недоумеваешь, как же тебя, привычного к суждению, просят исполнить то, что вовсе не нуждается в твоем суждении. Ответ на редкость прост. 9Сила Господня, а не твоя, рождает чудеса. 10Чудо само по себе — не что иное как свидетельство в тебе Господней силы. иВот почему чудо равно благословляет всех соучаствующих в нем, вот почему все его разделяют. 12Сила Господня беспредельна. 13И будучи всегда максимальной, она предлагает всё в ответ на чью угодно просьбу. 143десь нет степеней трудности. 15На зов о помощи приходит помощь.
7. Единственное суждение допускает Дух Святой, деля всё на две категории: любовь и просьба о любви. 2Подобное разграничение не под силу тебе самому, ибо ты слишком себя запутал, чтобы узнать любовь или поверить, что остальное всё — не что иное как просьба о ней. 3Ты слишком привязан к форме, а не к содержанию. 4То, что ты принимаешь за содержание — вовсе не содержание. Оно — не более чем форма. 6Ведь реагируешь ты не на то, что предлагает тебе на самом деле твой брат, а лишь на определенное восприятие его предложения, которым эго судит его.
8. Содержание — вне понимания эго, да говоря по правде, оно его и не заботит. 2Если для эго приемлема форма, то обязательно приемлемо и содержание. 3В противном случае оно нападет на форму. 4Если ты думаешь, что в какой-то мере понимаешь "динамику" эго, позволь тебя заверить, что ты ее не понимаешь. Самостоятельно в ней невозможно разобраться. 6Изучение эго — еще не постижение разума. 7По сути, эго с удовольствием изучает самое себя и поощряет начинания тех, кто "анализирует" его и этим удостоверяет его важность. 8Но изучают они только форму с бессмысленным содержанием. 9Ибо бессодержателен их учитель, хотя он тщательно скрывает этот факт за впечатляющими словами, которые, если их сопоставить, выявят полное отсутствие всякой логики и смысла.
9. Эта черта весьма характерна для суждений эго. 2Каждое мнение в отдельности, кажется, имеет смысл, но сопоставь их вместе, и система мышления, возникшая из них, получится бессвязной и предельно хаотичной. 3Ведь одной формы недостаточно для смысла, а полная бессодержательность исключает какую-либо связанность системы. Разделение, следовательно, остается предпочтительным условием для эго. 5В одиночку никто не в состоянии дать истинную оценку эго. 6Но когда двое или трое соберутся вместе в поисках истины, эго уже не в силах защитить свою бессодержательность. 7Сам факт союза говорит им о неистинности эго.
10. Память о Боге невозможна втайне и в одиночку. 2Ведь эта память означает, что ты — не один, и что желаешь об этом помнить. 3Не думай только о себе, ибо нет мыслей об одном тебе. 4Желая помнить об Отце, позволь Святому Духу внести порядок в твои мысли и дать единственный ответ, который Он может дать. 5Всякий подобно тебе ищет любви, но он ее не узнает, покуда не соединится с тобою в поисках ее. Соединившись в поиске, вы понесете такой могучий свет, что всё увиденное вами наполнится смыслом. 7Странствие в одиночестве обречено, ибо оно исключает то, чего в нем ищут.
11. Как Бог общается со Святым Духом в тебе, так Дух Святой интерпретирует Им сообщенное через тебя, дабы оно было тебе понятно. 2У Бога нет секретного общения; всё, что исходит от Него — открыто и доступно всем, и предназначено для всех. 3Ничто не живет секретной жизнью, а то, что ты желаешь спрятать от Святого Духа, есть ничто. 4Любая интерпретация твоего брата — бессмысленна. 5Позволь Святому Духу показать тебе его, а вас обоих учить его любви и его просьбе о любви. 6Ни твой, ни его разум не вмещают ничего, кроме этих двух мысленных категорий.
12. Чудо подтверждает справедливость сказанного. 2Если это любовь, твой брат должен отдать ее тебе в силу того, что она есть. 3Но если это — просьба о любви, ты должен отдать любовь в силу того, что есть ты. 4Ранее я говорил, что этот курс научит тебя помнить твою сущность и восстановит тебе твое Тождество. 5Мы уже знаем, что Тождество это разделяемо. 6И чудо становится средством соучастия в Нем. 7Предоставляя свое Тождество там, где оно не узнано, ты будешь узнавать Его. 8Сам Бог, желая быть со Своим Сыном вечно, каждое признание Сына благословит всею Своей Любовью. 9 Вся сила Его Любви будет присутствовать в каждом чуде, предложенном тобою Его Сыну. 10 Тогда возможны ли в них степени трудности?