Моисей и Сепфора. Писание и Предание
Н |
азначение жены – быть Церковью с мужем – указано человеку в райском бытии. На это высшее служение жены очень смутно указывает история об Авраме и Саре в Египте. Мы прочитали этот эпизод из 12 главы Книги Бытия и уловили его конечный – пророческий смысл: спасение произойдет от Жены.
Поскольку речь идет о центральном событии мировой истории: когда от Девы, благословенной между женами, родился Мессия, можно быть уверенным, что
В Ветхом Завете обязательно найдутся прямые указания на Деву и Матерь: Она – та Жена, от которой произошло спасение.
Эти указания можно искать у пророков, а можно среди эпизодов Священной Истории. Предпочтительнее для наших целей привлечь Св. Историю. В ней есть удивительный богословский сюжет – о Моисее и Сепфоре.
При совершении таинства брака, на венчании священник просит Бога благословить мужа и жену как Авраама и Сарру, как Исаака и Ревекку, как Иакова и Рахиль, как Моисея и Сепфору…
Однако Моисей с Сепфорой развелся – вот задача. Сепфора была «жена Моисея – возвращенная», «отпущенная» Моисеем к отцу после того, как имела уже двух сыновей (Исх. 18:2). Как же новобрачных благословляют именем Моисея и Сепфоры?
Моисей совершил «отпущение» шилухим (Исх.18:2) жены после некоторого события – таинственного события, которое произошло на пути семейства в Египет.
Моисей имел три откровения от Бога, чтобы идти в Египет и вывести народ из земли рабства. Моисей взял Сепфору, двух сыновей и отправился в Египет. На пути семейства в Египет Моисей испытал четвертое откровение Божье. Вот начало той «встречи» с Богом (перевод с еврейского):
И было в пути на ночлеге,
и встретил его Яхве и искал умертвить его.
Исх. 4:24
Моисей не был умерщвлен, его спасла Сепфора. Но какие страшные слова предлагает нам Писание, от них может произойти немалое смущение: Сам Господь посылал Моисея в Египет, и Сам Он встретил Моисея на пути в Египет, чтобы убить… Писание ставит нас в тупик, но это уже не в первый раз, и в подобных случаях как «нищие духом» мы ищем, чтобы решилось наше затруднение.
К |
Моисею приступил Тот, кто «боролся» с Иаковом. Это знаменитый эпизод из Книги Бытия: как Иаков боролся с Богом и получил от него имя «Израиль» (Быт. 32: 25:33). «Борьба» с Иаковом не была насмерть, однако в этом эпизоде – ключ к пониманию истории, когда Господь искал умертвить Моисея, а Моисей не умер. — Чтобы понять богословский сюжет «Аврам и Сара в Египте», мы обращаемся к истории «Моисей и Сепфора», а чтобы понять о Моисее и Сепфоре, нам нужно понять, Кто боролся с Иаковом и как это было. Быт. 32:25-29, перевод с древнееврейского:
25. И остался Иаков наедине с собой. И боролся с ним [Некто] Человек: иш до восхода зари.
26. И увидел [Тот Человек], что не возмогает его и коснулся сустава бедра Иакова, и вывихнулся сустав бедра Иакова, когда он боролся с Ним.
27. И сказал [Тот]: отпусти Меня, ибо восходит заря. Но [Иаков] сказал: не отпущу Тебя, если только благословишь меня, [тогда отпущу].
28. И сказал [Тот] ему: как имя твое? И он сказал: Иаков.
29. И сказал [Тот]: не Иаков сказуется уже имя твое, только ИсраЭль, ибо ты боролся: сарита с Богом(Элохим) и с Человеком [анашим – человеками] и возмогал.
Кто боролся с Иаковом? Богочеловек: «Единородный Божий Сын и Бог» (блж. Феодорит). В еврейском тексте
божественное в Боге и человеческое в Боге названы во множественном числе: Боги (Элохим) и человеки (анашим). Если бы нужно было сказать по-еврейски «Богочеловек», то это могло бы быть Элохим-Анашим.
В Ветхом Завете многообразно пророчествуется о том, что человеческая природа должна принять в себя Бога во плоти. Аврааму было дано видеть Бога в человеческом образе как Ангела – одного из трех Ангелов Ветхозаветной Троицы.
Иакову было дано осязать Того, Кто явится как Мессия–Христос и как потомок Иакова.
Эта осязательная плотная взаимная схватка Иакова с Богом, Который в будущем вочеловечится, есть явление абсолютно уникальное в Св. Истории. Эту плотную хватку – по аналогии с борцовской схваткой, так крепко сцепляются друг с другом только борцы, – можно назвать «борение» (хотя еврейский текст не дает точно такого значения). Но о чем шла борьба? Разве о том, чтобы один победил другого? Нет, это не была борьба за победу, борьба шла о соединении Божественного и человеческого – чтобы они как можно плотнее схватились друг за друга, главное, чтобы человек не отпускал.