Когда Аврам дал жене спасти себя, и Сара согласилась, жена стала образом Церкви, а семья Аврама родилась как Церковь.
Главное произошло. Остальное – бесспорное подтверждение правоты Аврама.
И было, когда вошел Аврам в Египет, увидели египтяне жену его, что она была хороша очень.
Быт. 12:14
Произошло то самое, чего опасался Аврам, только в превосходной степени. Египтяне увидели, что жена «хороша зело»: kal¾ sfТdra. Это был очень сильный сбой в восприятии мира, потому что «хорошо весьма»: kal¦ l…an было только «все» мироздание в глазах Господа после шести дней творения (Быт. 1:31). Египтяне «увидели» то, что «красиво видом», как то, что «хорошо». Это грех, и за него египтяне пострадают: не было такого, чтобы их кто-то соблазнил, Сара красотой или Аврам умолчанием всей правды [6].
И увидели ее вельможи фараона и похвалили ее пред фараоном и ввели ее в дом фараона.
Быт. 12:15
«Вельможи фараона» – ТМ: саре фаро: «господа фараона» похвалили «госпожу» – Сару (имя Сарай значит «госпожа»). Вельможи фараона оценили, что Сара вельможна и станет украшением двора. Вот зачем ее ввели в дом фараона. Если внимательно читать текст, то становится ясно, что честь Сары не понесла никакого ущерба.
И Авраму доброе было ради нее, и были у него овцы, и тельцы, и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
Быт. 12:16
«Доброе было» ― имеется в виду добро как имущество. Авраму «в добро достались» разные «полезные» вещи. Ничего «хорошего» не было. Никому.
Вельможи ввели Сару в дом фараона. «Дом» фараона – Египет. Ответственность будет на всем доме фараона. «Это было так для того, чтобы самое дело стало известнее и разгласилось повсюду» (св. Ин. Златоуст).
И испытал Бог фараона испытаньями великими и лютыми [7] и дом его за Сару, жену Аврама.
Быт. 12:17
«Испытал испытаньями» ― или ТМ: «поразил пораженьями» – оборот внутреннего содержания; ½tasen ™tasmo‹j: испытал пытками. В ТМ употреблен термин «поражение»: нéга, которым обозначена последняя казнь египетская, умерщвление первенцев (Исх. 11:1). И термин, и оборот внутреннего содержания говорят о том, что «поражение» египтян было крайне бедственным, нестерпимым… И как во времена Исхода после последней казни (нéга) «понуждал Египет народ, чтобы он поспешил выйти из земли» (Исх. 12:33), так и Аврама фараон поспешил выпроводить (LXX), выслать (ТМ) из страны.
Призвав же фараон Аврама, сказал: что это ты сотворил [8] мне, что не возвестил мне, что она жена твоя?
Зачем ты сказал: она сестра моя, и я взял ее себе в жену? И ныне вот – жена твоя пред тобою: возьми и отыди.
И заповедал фараон мужам об Авраме, чтобы сопроводить его, и жену его, и все, что было у него, и Лота с ним.
Быт. 12:18-20
«И ныне вот жена твоя». ― Это означает (по мнению Златоуста): «Я не лишил тебя жены твоей. Жена – как три отрока в печи осталась неприкосновенною».
В |
от такая история… Историю об искушении Аврама и Сары в Египте можно рассматривать на разных уровнях. Если восходить от смысла к смыслу, то через эту историю мы можем уяснять, что есть 1) вера, 2) Церковь, 3) «жена».
1. Для верующего – это научение и ободрение: «Сколько пользы от искушений!», – говорит Златоуст. Аврам от смерти спасся, богатство приобрел, и дела его разнеслись по всей вселенной.
2. Церковь Божия имеет правила, как жить в мире. Если строго следовать правилам (это называется «акривия»), то семья Аврама должна была решиться умереть в пустыне. – И там, в пустыне ожидать или смерти, или помощи Божьей. Однако отец наш Аврам решил иначе… Умение, по обстоятельствам и на время, отступить от точных правил и канонов благочестия и Церковной жизни называется «икономия»[9].
В житии Аврама Св. Писание дает нам пример «икономии» – первый и сразу крайний случай «икономии». Урок бесценный – для Церкви, когда Ее ведут на истребление… Очень надо любить Церковь, чтобы не оставить Ее умирать «в пустыне».
В такой икономии любовь – есть, а гордости нет. Можно вроде бы одинаково выбрать смерть и выбрать жизнь: одинаково на Бога полагаясь. Это может быть так… А вдруг это так, как было «на крыле храма»? «Бросься вниз, ибо написано: Ангелом Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Мф. 4:6; Пс. 91/90:11, 12).
Христос ответил диаволу от Писания: «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6:16). Так и мы –
от Писания – скажем тем, кто упрекает патриарха Сергия в соглашательстве с безбожной властью: отец наш Авраам мог в пустыне ожидать смерти или помощи Божьей… Он решил иначе. Упрекайте его.
3. И наконец, история об Авраме и Саре в Египте – это прообраз события, которое должно будет совершиться в Новом Завете: спасение произойдет от Жены, – что благословенна между женами, ибо родила Мессию.
Когда Аврам и Сара были испытаны в Египте, семья Аврама стала Церковь. Это важная веха в Церковной истории. Можно сказать, что после Вавилона возродилась Церковь. Это возрождение церковной жизни в форме семьи имеет большое значение: оно позволяет почувствовать истинный объем той способности человека, которая проявилась в раю. Бог сказал: без Церкви, одному «не хорошо человеку быть» (Быт. 2:18), а человек, увидев жену, ответил: «это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23).
То не была только любовь мужа к жене или – человека к человеку. Это было первым откровением Церковного сознания: в Церкви хорошо человеку быть. Как в раю засвидетельствовано Адамом, так и Аврамом – в Египте: человек имеет самочувствие Церкви.
В Авраме произошло самочувствие Церкви, оно стало верным, как и обещал ему Бог: «благословлю тебя, и будешь благословен» (Быт. 12:2).
II