Самое большое испытание, даже для опытного в вере человека – принять зло, зная, что это зло, которое «добром» является только по отношению к другому злу.

В Аврааме, Моисее, Иакове

Церковь может иметь самочувствие, может ощущать себя как Церковь – это происходит в собрании верующих, которые в Духе вдруг начинают иметь единое сердце и единые уста (Рим. 15; Кол. 2:2)… Но еще возможно, что самочувствие Церкви происходит – в одном человеке, в конкретном личности при каких-то «из ряда вон» обстоятельствах, на которые нет никаких правил… Человек, который несет в себе самочувствие Церкви – особенный, он всегда проходит через тяжелейшее испытание, он почти всегда совершенно одинок – даже в кругу своих, его поведение часто остается непонятым, ни современниками, ни потомками… Однако такой человек – это настоящая Церковная драгоценность. Из Ветхого Завета возьмем три сюжета и трех праведных, в которых осуществилось самочувствие Церкви – Авраам, Моисей, Иаков.

I

Аврам и Сара в Египте

К

огда Авраам – тогда его имя было Аврам – вошел в Палестину, и прошел всю землю от севера до крайнего юга, главной задачей его жизненного пути на этом этапе было создание семьи как Церкви, но Аврам этого не знал… Ему предстояло решить задачу, которую он не знал. И нам предстоит понять… точнее, вместе с Аврамом открыть, что это значит «семья Церковь», и почему «Жена» – символ Церкви (Отк. 12:1).

Тяжкое обстоятельство, постигшее Аврама – голод во всей Палестине, оно ведет Авраама еще дальше на юг, за пределы Палестины, в Египет. И перед тем, как войти в Египет, Аврам должен будет принять очень трудное решение – совершенно самостоятельно, без всякой помощи Божьей. Испытание Аврама и Сары в Египте будет очень трудным. Это знаменитый эпизод, когда Аврам скажет о Саре: это сестра моя…

Авраам был поставлен в положение, где «нет решения без зла», но должно найти выход… Никакой помощи свыше Аврам иметь не будет. И никому из сынов Божьих он «подражать» не сможет.

Действительно, никто через такое не проходил. Здесь можно вспомнить, каким напутствием снабдил апостол Павел свое знаменитое слово «Подражайте». Павел говорит не о подражании поступкам праведных, но о подражании «образу»: tЪpoj, который мы имеем в них (2 Фес. 3:9; Фил. 3:17), о подражании «вере их» (Евр. 13:7) и, что стало возможным после Боговоплощения, о подражании Богу Христу (Еф. 5:1; 1 Кор. 4:16). Апостол говорит о таком подражании, которое требует творческого усилия веры.

То же говорит и Христос. В изменяющемся мире человек должен находить путьспасения, который труден не потому, что он узок, а потому что его трудно найти, как сказал Христос:

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Мф. 7:14

Голод гонит Аврама в Египет. Но испытанием был не голод, а то, что перед лицом смерти Господь не говорит Авраму, что делать. Скажем ли, что Бог Аврама оставил? Так нельзя скащать. Есть а Аврама вера или нет? Вера – живая? Да, она спасет Аврама от смерти.

Авраму предстоит «спуститься в Египет»… Заметим, что Откровение Божие не было дано представителям какой-либо из великих цивилизаций. И Вавилон, и Египет были известны Авраму, он там бывал: близко от Вавилона жил и мимо проходил, когда вышел из Месопотамии. Когда случился голод, Аврам отправился в Египет. Палестина так расположена, что ее жители соприкасались с той и другой цивилизацией, все это находилось по соседству, однако Откровение шло своим путем – мимо цивилизационных центров.

Итак, Аврам поставлен в положение, где нет решения без зла. Господь молчит. Вера живая спасает от смерти… В Египте Аврам будет спасен от смерти. И тогда возникнет семья как Церковь.

Как только явилось спасение – из безвыходности, явилась Церковь… Как женщины рожают в муках, так и Церковь рождалась в муках.

От Аврама идет возобновление Церковной жизни. Церковь Божья может принимать различные формы человеческой общности [1] – как семья, как народ, как Вселенская Церковь. И когда одна форма сменяет другую, являются некоторые общие черты. Формы церковной общности – разные, но

созидание Церкви в новой форме происходит только через мученичество. Конечное событие рождения Церкви происходит, когда жена (Жена) являет свою высшую добродетель.

И разве не таким было рождение Вселенской Церкви с пришествием Христа-Мессии? Были и Крест Господень, и Жена у Креста, «которой оружие прошло душу» (Лук. 2:35). И души учеников Христа, должны были пройти через родильную муку, когда на время потеряли Учителя – и через то как бы заново родиться в вечную жизнь. Так сказал Господь:

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.

Ин. 16:21, 22.

И, наконец, в рождении Церкви Христовой исполнится пророчество Иеремии о том, в чем – высшая добродетель жены:

Сотворит Яхве новое на земле: жена спасет (оградит) мужа.

ТМ Иер. 31:22

С

опорой на такой взгляд на мировую историю можно подступиться к этому сложнейшему богословскому сюжету: «Аврам и Сара в Египте». Эта история будет испытанием для каждого, кто ее читает.

И был голод на земле. И сошел Аврам в Египет, чтобы поселиться [2] там, ибо усилился голод на земле [3].

Быт. 12:10

Авраму не было другого пути, как «спуститься, сойти» в Египет, страну гарантированного земледелия. Аврам был направлен на неизбежное испытание.

И было, когда приблизился Аврам, чтобы войти в Египет, сказал Аврам Саре жене своей: знаю я, что ты женщина +красивая видом+.

Быт. 12:11

Сара была «красивая видом». ― Красота в полном своем расцвете передается выражением: «красив станом, красив видом», такова была красота Рахили и Иосифа (Быт. 29:17, 39:6). Сара уже не молода, она иначе красива, чем юные Рахиль и Иосиф: в ней уже нет красоты «стана», которая привлекает любовь чадородную. Сара – в своем возрасте, который не для интимных посяганий. Сара – украшение двора. Сара, как бы сказать, личность. ― На греческий перевели: Сара eЩprТswpoj – красивая лицом, «добролична» (LXXc).

Мы входим в зону тонких терминологических различий, которые связаны с понятиями «хорошо», «красиво», «добро». То, что в глазах Божиих было хорошо: тов, kalТn, мы переводили только как «хорошо»: «И увидел Бог, что (это) хорошо». Когда жена в раю увидела, что запретное древо «хорошо» (Быт. 3:6 LXX=ТМ), то был не грех, а грехопадение. Когда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они «хороши» (Быт. 6:1 LXX=ТМ), то был грех, который привел к Потопу.

Когда Аврам говорит жене: «я знаю», что ты красива видом (лицом), – мы должны учитывать, что муж особым образом знает свою жену. Сара была немолода, обычной привлекательности женской в ней могло уже не быть. Однако Аврам ожидает наверное, что самый взгляд египтян на эту, знаемую им красоту жены будет такой же, как у Евы на запретное древо или у сынов Божиих на дочерей человеческих. Вновь через зрение произойдет искушение [4].

То, что по-настоящему «красиво», египтяне увидят, как «хорошо». А где такой взгляд, там грех один не будет…

Будет ведь, когда увидят тебя Египтяне, скажут: жена его эта; и убьют меня, тебя же оберегут.

Скажи же: сестра ему я; да будет мне доброе через тебя, и (да) будет жива душа моя ради тебя.

Быт. 12:12, 13

«Да будет мне доброе» ― eв, никак не «хорошо» (как в Синодальном переводе), это спутало бы всю картину события. Так и в ТМ не сказано «хорошо»; будет мне доброе – йитав-ли yl-bjyy.

Вот ситуация, в которую Аврам поставлен: нет решения без зла[5]. Его положение в собственном смысле слова «трагическое».

Кто глава Церкви Божьей?

Аврам? Тогда он принял последнее решение и точно: это он дал согласие на прелюбодеяние жены. Или глава Церкви Бог? Тогда праведник «возложил свою печаль на Господа» (см. Пс. 55/54:23). А это значит, что

Аврам повел себя как мученик, Церковь – дает согласие на бесчестие. Нам должно не с осуждением, а с состраданием воспринять эту историю и извлечь из нее научение…

Но именно сострадания не хватает тем, кто с ходу готов рассматривать предложенную историю как психологическую драму. Как будто это так естественно в Священной Истории находить бытовые интрижные сюжеты. Конечно, там и таковые есть, вопрос в том, где сокровище наше? Что идет впереди нашего внимания, как бы предварительно прощупывая: какого свойства предмет предложен нам и в контексте каких событий? Должны ли мы осудить трусливость праотца? Или с сожалением отвернуться от его слабости? Или, может быть, наоборот, сообразив, что речь идет о смерти и спасении и о финальной стадии становления семьи как Церкви – многому научиться и уяснить на будущее свою позицию к церковной истории.

«Блаженную Сару прославило послушание», – определенно ставит св. Ин. Златоуст. Когда Церковь была не народ, а только семья, жена была вместе с мужем – Церковь. Сара, читай: Церковь – дает согласие на бесчестие.

П

онятно, в каком контексте читается эта история в современной России, после гонений на Церковь в прошлом веке. Мученики ее не все прославлены…

Был момент в истории русской Церкви ХХ века, когда «не было решения без зла». Один человек должен был принять решение, и он, зная или не зная, уподобился Авраму в видении ситуации и решимости все возложить на Господа. Когда тебе свои говорят, что нужно спасать Церковь, нужно было дать Церкви спасти себя.

В отличие от Аврама, патриарх Сергий не увидел при жизни своей правоты, и после смерти он не имеют общей от верующих благодарности… Почему это так? Потому что с именем патриарха Сергия связали некоторое понятие и определенное течение в церковной жизни – «сергианство». Когда «нет решения без зла» – это в точном смысле слова трагический момент, в этот момент Патриарх Сергий действовал как бескровный мученик. Но когда трагический момент проходит – нужно принимать решение «без зла»… Историческая фигура «Сергий» и историческое явление «сергианство» – разные вещи. Вопрос в том, справедливо ли «сергианство» – как стиль церковной жизни – называть по имени «Сергия»?.. Эта полная тончайших исторических деталей картина – не наша тема. Мы в Св. Писании находим образцы, когда в одном человеке Церковь обретает верное самочувствие.

То не была только любовь мужа к жене или – человека к человеку. Это было первым откровением Церковного сознания: в Церкви хорошо человеку быть. Как в раю засвидетельствовано Адамом, так и Аврамом – в Египте: человек имеет самочувствие Церкви.

В Авраме произошло самочувствие Церкви, оно стало верным, как и обещал ему Бог: «благословлю тебя, и будешь благословен» (Быт. 12:2).

II

В Аврааме, Моисее, Иакове

Церковь может иметь самочувствие, может ощущать себя как Церковь – это происходит в собрании верующих, которые в Духе вдруг начинают иметь единое сердце и единые уста (Рим. 15; Кол. 2:2)… Но еще возможно, что самочувствие Церкви происходит – в одном человеке, в конкретном личности при каких-то «из ряда вон» обстоятельствах, на которые нет никаких правил… Человек, который несет в себе самочувствие Церкви – особенный, он всегда проходит через тяжелейшее испытание, он почти всегда совершенно одинок – даже в кругу своих, его поведение часто остается непонятым, ни современниками, ни потомками… Однако такой человек – это настоящая Церковная драгоценность. Из Ветхого Завета возьмем три сюжета и трех праведных, в которых осуществилось самочувствие Церкви – Авраам, Моисей, Иаков.

I

Аврам и Сара в Египте

К

огда Авраам – тогда его имя было Аврам – вошел в Палестину, и прошел всю землю от севера до крайнего юга, главной задачей его жизненного пути на этом этапе было создание семьи как Церкви, но Аврам этого не знал… Ему предстояло решить задачу, которую он не знал. И нам предстоит понять… точнее, вместе с Аврамом открыть, что это значит «семья Церковь», и почему «Жена» – символ Церкви (Отк. 12:1).

Тяжкое обстоятельство, постигшее Аврама – голод во всей Палестине, оно ведет Авраама еще дальше на юг, за пределы Палестины, в Египет. И перед тем, как войти в Египет, Аврам должен будет принять очень трудное решение – совершенно самостоятельно, без всякой помощи Божьей. Испытание Аврама и Сары в Египте будет очень трудным. Это знаменитый эпизод, когда Аврам скажет о Саре: это сестра моя…

Авраам был поставлен в положение, где «нет решения без зла», но должно найти выход… Никакой помощи свыше Аврам иметь не будет. И никому из сынов Божьих он «подражать» не сможет.

Действительно, никто через такое не проходил. Здесь можно вспомнить, каким напутствием снабдил апостол Павел свое знаменитое слово «Подражайте». Павел говорит не о подражании поступкам праведных, но о подражании «образу»: tЪpoj, который мы имеем в них (2 Фес. 3:9; Фил. 3:17), о подражании «вере их» (Евр. 13:7) и, что стало возможным после Боговоплощения, о подражании Богу Христу (Еф. 5:1; 1 Кор. 4:16). Апостол говорит о таком подражании, которое требует творческого усилия веры.

То же говорит и Христос. В изменяющемся мире человек должен находить путьспасения, который труден не потому, что он узок, а потому что его трудно найти, как сказал Христос:

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Мф. 7:14

Голод гонит Аврама в Египет. Но испытанием был не голод, а то, что перед лицом смерти Господь не говорит Авраму, что делать. Скажем ли, что Бог Аврама оставил? Так нельзя скащать. Есть а Аврама вера или нет? Вера – живая? Да, она спасет Аврама от смерти.

Авраму предстоит «спуститься в Египет»… Заметим, что Откровение Божие не было дано представителям какой-либо из великих цивилизаций. И Вавилон, и Египет были известны Авраму, он там бывал: близко от Вавилона жил и мимо проходил, когда вышел из Месопотамии. Когда случился голод, Аврам отправился в Египет. Палестина так расположена, что ее жители соприкасались с той и другой цивилизацией, все это находилось по соседству, однако Откровение шло своим путем – мимо цивилизационных центров.

Итак, Аврам поставлен в положение, где нет решения без зла. Господь молчит. Вера живая спасает от смерти… В Египте Аврам будет спасен от смерти. И тогда возникнет семья как Церковь.

Как только явилось спасение – из безвыходности, явилась Церковь… Как женщины рожают в муках, так и Церковь рождалась в муках.

От Аврама идет возобновление Церковной жизни. Церковь Божья может принимать различные формы человеческой общности [1] – как семья, как народ, как Вселенская Церковь. И когда одна форма сменяет другую, являются некоторые общие черты. Формы церковной общности – разные, но

созидание Церкви в новой форме происходит только через мученичество. Конечное событие рождения Церкви происходит, когда жена (Жена) являет свою высшую добродетель.

И разве не таким было рождение Вселенской Церкви с пришествием Христа-Мессии? Были и Крест Господень, и Жена у Креста, «которой оружие прошло душу» (Лук. 2:35). И души учеников Христа, должны были пройти через родильную муку, когда на время потеряли Учителя – и через то как бы заново родиться в вечную жизнь. Так сказал Господь:

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.

Ин. 16:21, 22.

И, наконец, в рождении Церкви Христовой исполнится пророчество Иеремии о том, в чем – высшая добродетель жены:

Сотворит Яхве новое на земле: жена спасет (оградит) мужа.

ТМ Иер. 31:22

С

опорой на такой взгляд на мировую историю можно подступиться к этому сложнейшему богословскому сюжету: «Аврам и Сара в Египте». Эта история будет испытанием для каждого, кто ее читает.

И был голод на земле. И сошел Аврам в Египет, чтобы поселиться [2] там, ибо усилился голод на земле [3].

Быт. 12:10

Авраму не было другого пути, как «спуститься, сойти» в Египет, страну гарантированного земледелия. Аврам был направлен на неизбежное испытание.

И было, когда приблизился Аврам, чтобы войти в Египет, сказал Аврам Саре жене своей: знаю я, что ты женщина +красивая видом+.

Быт. 12:11

Сара была «красивая видом». ― Красота в полном своем расцвете передается выражением: «красив станом, красив видом», такова была красота Рахили и Иосифа (Быт. 29:17, 39:6). Сара уже не молода, она иначе красива, чем юные Рахиль и Иосиф: в ней уже нет красоты «стана», которая привлекает любовь чадородную. Сара – в своем возрасте, который не для интимных посяганий. Сара – украшение двора. Сара, как бы сказать, личность. ― На греческий перевели: Сара eЩprТswpoj – красивая лицом, «добролична» (LXXc).

Мы входим в зону тонких терминологических различий, которые связаны с понятиями «хорошо», «красиво», «добро». То, что в глазах Божиих было хорошо: тов, kalТn, мы переводили только как «хорошо»: «И увидел Бог, что (это) хорошо». Когда жена в раю увидела, что запретное древо «хорошо» (Быт. 3:6 LXX=ТМ), то был не грех, а грехопадение. Когда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они «хороши» (Быт. 6:1 LXX=ТМ), то был грех, который привел к Потопу.

Когда Аврам говорит жене: «я знаю», что ты красива видом (лицом), – мы должны учитывать, что муж особым образом знает свою жену. Сара была немолода, обычной привлекательности женской в ней могло уже не быть. Однако Аврам ожидает наверное, что самый взгляд египтян на эту, знаемую им красоту жены будет такой же, как у Евы на запретное древо или у сынов Божиих на дочерей человеческих. Вновь через зрение произойдет искушение [4].

То, что по-настоящему «красиво», египтяне увидят, как «хорошо». А где такой взгляд, там грех один не будет…

Будет ведь, когда увидят тебя Египтяне, скажут: жена его эта; и убьют меня, тебя же оберегут.

Скажи же: сестра ему я; да будет мне доброе через тебя, и (да) будет жива душа моя ради тебя.

Быт. 12:12, 13

«Да будет мне доброе» ― eв, никак не «хорошо» (как в Синодальном переводе), это спутало бы всю картину события. Так и в ТМ не сказано «хорошо»; будет мне доброе – йитав-ли yl-bjyy.

Вот ситуация, в которую Аврам поставлен: нет решения без зла[5]. Его положение в собственном смысле слова «трагическое».

Самое большое испытание, даже для опытного в вере человека – принять зло, зная, что это зло, которое «добром» является только по отношению к другому злу.

Аврам, для начала, видит ситуацию: ему понятно, как она будет развиваться. Св. Иоанн Златоуст поясняет: «Если бы он сказал, что Сара ему жена, то и ее отняли бы, и его убили. Да, лицо смерти было еще страшно». Златоуст говорит о том, что предчувствие смерти было совершенно иным, чем после Воскресения Христова, когда Он вывел души праведных из ада. «Лицо смерти было еще страшно».

Итак, совет Аврама жене, – что перед нами? ложь и согласие на прелюбодеяние жены? Различим эти два вопроса.

Подлинно ли Аврам побуждал Сару лгать, что она ему сестра? Родства Сары мы не знаем, но в сынах Божиих от Ноя шел благочестивый обычай «брать жен от братий своих» и «не брать жены чуждой, которая не от племени отца твоего» (Тов. 4:12). Если кто в потомстве Авраама женился не на родственницах, то это исключение (Исав, Иуда). Сара была Авраму и жена, и сестра – сестра по отцу (Быт. 20:12), и Аврам побуждал жену не лгать, а не все говорить…

Главный вопрос, подлинно ли «праведник соглашается на прелюбодеяние жены»? Это главный вопрос? А, может быть, другой вопрос – самый важный?

Кто глава Церкви Божьей?

Аврам? Тогда он принял последнее решение и точно: это он дал согласие на прелюбодеяние жены. Или глава Церкви Бог? Тогда праведник «возложил свою печаль на Господа» (см. Пс. 55/54:23). А это значит, что

Аврам повел себя как мученик, Церковь – дает согласие на бесчестие. Нам должно не с осуждением, а с состраданием воспринять эту историю и извлечь из нее научение…

Но именно сострадания не хватает тем, кто с ходу готов рассматривать предложенную историю как психологическую драму. Как будто это так естественно в Священной Истории находить бытовые интрижные сюжеты. Конечно, там и таковые есть, вопрос в том, где сокровище наше? Что идет впереди нашего внимания, как бы предварительно прощупывая: какого свойства предмет предложен нам и в контексте каких событий? Должны ли мы осудить трусливость праотца? Или с сожалением отвернуться от его слабости? Или, может быть, наоборот, сообразив, что речь идет о смерти и спасении и о финальной стадии становления семьи как Церкви – многому научиться и уяснить на будущее свою позицию к церковной истории.

«Блаженную Сару прославило послушание», – определенно ставит св. Ин. Златоуст. Когда Церковь была не народ, а только семья, жена была вместе с мужем – Церковь. Сара, читай: Церковь – дает согласие на бесчестие.

П

онятно, в каком контексте читается эта история в современной России, после гонений на Церковь в прошлом веке. Мученики ее не все прославлены…

Был момент в истории русской Церкви ХХ века, когда «не было решения без зла». Один человек должен был принять решение, и он, зная или не зная, уподобился Авраму в видении ситуации и решимости все возложить на Господа. Когда тебе свои говорят, что нужно спасать Церковь, нужно было дать Церкви спасти себя.

В отличие от Аврама, патриарх Сергий не увидел при жизни своей правоты, и после смерти он не имеют общей от верующих благодарности… Почему это так? Потому что с именем патриарха Сергия связали некоторое понятие и определенное течение в церковной жизни – «сергианство». Когда «нет решения без зла» – это в точном смысле слова трагический момент, в этот момент Патриарх Сергий действовал как бескровный мученик. Но когда трагический момент проходит – нужно принимать решение «без зла»… Историческая фигура «Сергий» и историческое явление «сергианство» – разные вещи. Вопрос в том, справедливо ли «сергианство» – как стиль церковной жизни – называть по имени «Сергия»?.. Эта полная тончайших исторических деталей картина – не наша тема. Мы в Св. Писании находим образцы, когда в одном человеке Церковь обретает верное самочувствие.

Наши рекомендации