Святые Ксении молите Бога за нас.
Собор
Святых Ксений
( 8 житий, от 10 св. Ксений…)
Приложение к книге :«Первая святая Санкт-Петербурга» (Новейшее исследование о житии святой блаженной Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия ) СПб 2007 г. 184с. 1000 экз.
Составитель. Владимир Синкевич
Т.89213670707
Санкт-Петербург, 2007 г.
Оглавление:
Святых Ксений
Введение : Св. блаж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, февраль 6 ( Январь 24), сентябрь 24 (11)
1. св. Ксения (Петрухина), прмц. Январь 29 (новомуч.) Апрель 22 (Бут.) Март 7
2. св. Ксения (Радунь), мц. Январь 29 (новомуч.)
3. св. Ксения (в миру Евсевия) Миласская, диакониса февраль 6 (Январь 24)
4. св. Ксения (Черлина-Браиловская), прмц., инокиня Январь 29 (новомуч.) Сентябрь 2
5. св. Ксения Тверская (мать Михаила Тверского, празднуется в Соборе Тверских святых) февраль 6 ( Январь 24),
6. св. Ксения Красавина, старица - готовится прославление ( день смерти старицы, 14 августа),
7. св. Ксения, прп., царица Август 13 (в миру Ирина)
8. Великомц. Ксения чудотворица Пелопонесская. 16 Мая, 2006 / 3 Мая, 2006 (по ст.ст.)
9. 31 (18) или 19 января - Святая мученица Ксения.
Введение
В августе 2007 г. вышла книга составителя: «Первая святая Санкт-Петербурга» (Новейшее исследование о житии святой блаженной Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия ) СПб 2007 г.
184с. 1000 экз.
Почитая уникальность покровительницы г. Санкт-Петербурга, св. блаж. Ксении Петербургской, в книге подчеркнуто: «Забвение блаж. Ксенией Петербургской своего имени, юродство под именем умершего мужа ради спасения его души - исключительный поступок, даже в мире святых ».
Любопытно иное проявление уникальности:
Прославление св. блаж. Ксении Петербургской 6 февраля произошло на день памяти иных св. Ксений :св. Ксении (в миру Евсевии) Миласской, диакониса и св. Ксенией Тверской,т.е. можно считать, что даже своим прославлением, по промыслу Божию св. блаж. Ксения прославляет иных святых, иных св. Ксений.
Посему пришлось искать сведения о иных святых Ксений, жизнеописание которых Вам представляю.
Из них 6 св. Ксений прославлены Русской православной церковью (Московского патриархата), 3 св. Ксении прославлены Русской православной церковью ( зарубежной) и 1 св. Ксения готовится к прославлению. Т. к. с 17 мая 2007 г. произошло каноническое объединение Русских православных церквей Московского патрархата и заграничной, то общий список составляет 9 св. Ксений и 1 св. Ксения (пока) месточтимая.
Служение
Нижегородская губ., Серафимо-Девеевский Троицкий женский монастырь монахиня
Год Окончания Служения = 1917
Из материалов следственного дела: "До революции была тесно связана с княжной Ольгой Николаевной Романовой, с которой разъезжала по монастырям"
МестаПроживания
Тверская губ., с. Александро-Воронцовское
Год Окончания Проживания=1933
День Окончания Проживания=9
Месяц Окончания Проживания=4
Аресты
Тверская губ., с. Александро-Воронцово
Год Ареста=1933
День Ареста=9
Месяц Ареста=4
Осуждения
тройка при ПП ОГПУ Северного Кавказа
Год Осуждения=1933
День Осуждения=8
Месяц Осуждения=5
Обвинение При Осуждении="участие в к/р монархической организации, занималась к/р политической агитацией, специально для этой цели расхаживая по деревням"
Статья Обвинения=ст.58-10,58-11,58-12 УК РСФСР
Приговор=8 лет ИТЛ
Места Заключения
Казахстан, г. Петропавловск, тюрьма
Год Начала Заключения=1933
Год Окончания Заключения=1933
Казахстан, Карагандинская о., Карлаг НКВД, Коктун-Кульское отделение
Год Начала Заключения=1933
День Начала Заключения=20
Месяц Начала Заключения=11
Год Окончания Заключения=1937
В лагере работала телятницей
Аресты
Казахстан, Карагандинская о., Карлаг НКВД, Коктун-Кульское отделение
Год Ареста=1937
Месяц Ареста=8
Была арестована в лагере на основании доноса
Осуждения
тройка при УНКВД по Карагандинской обл.
Год Осуждения=1937
День Осуждения=10
Месяц Осуждения=9
Обвинение При Осуждении="состояла в к/р группе, которая устраивала нелегальные моления на сопках, где выложили
из камней крест, а/с агитация, ходила служить панихиду за погибших людей, к/р агитация пораженческого характера"
СтатьяОбвинения=ст.58-10,58-11 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания - расстрел
Групповое Дело="Дело священника Василия Зеленского и др., г. Караганда, 1937г."
Из доноса: "Черлина ходила служить панихиду на казачьи могилы за погибших людей. Среди з/к говорила, что мы, Божии люди должны молиться за память павших, а антихристовой агитации, т.е. советской, мы не должны слушать, наших людей сейчас судят, мы сейчас все Богу преданы, должны терпеть, и Бог нам поможет".
Из доноса: "Ей доверили ходить за скотом, она молится, а телки гибнут". Виновной себя не признала
Кончина
1937
День Смерти=15
Месяц Смерти=9
Причина Смерти=расстрел
Место Смерти=Казахстан, Карагандинская о., Карлаг НКВД, Коктун-Кульское отделение
Канонизация
Преподобномученица монахиня Ксения (Черлина-Браиловская)
Дата Канонизации=2000 08 20
Кем Канонизирован=Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
Кто Представил=Алматинская епархия
Дни_памяти
Пояснение Даты Памяти=Собор новомучеников и исповедников Российских Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
Дата Памяти Ст Ст=02.09
Дата Памяти Нов Ст=15.09
Пояснение Даты Памяти=день мученической кончины (1937г.)
Реабилитация
Дата Реабилитации=19900327
Кем Реабилитирован=прокурор Карагандинской обл.
По Какому Году Реабилитация=1937
Публикации
Заявитель
Королева В. В.
исследователь
Использованы материалы архива Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганды. Д.2192.
(c) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPrdV9XYs**
В память о старице
21 января - день памяти известного святого Паисия Угличского, преставившегося в 1504 году. В этот день в Мышкине почтили его память, отслужив в Никольском соборе службу.
В НЕЙ приняло участие духовенство из Ярославля, Тутаева, Некоузского района. Приехал известный в нашей области архимандрит Вениамин. И причины для такого собрания были. Уже год, как прихожане в Мышкине готовились к вечеру, посвященному памяти подвижницы Ксении Красавиной, умершей в 1940 году. В последнее время собрано немало разных материалов, рассказывающих о духовном подвиге крестьянской дочери из мышкинской деревни Ларионовская. Кстати, многие публикации впервые увидели свет в нашей газете «Золотое кольцо».
Духовенство и люди, слышавшие рассказы о старице еще от своих родителей, собрались в районной библиотеке. Среди выступавших было много и молодых людей. Так, Андрей Бондарцев рассказал о том, как нынешним летом приводили в порядок храм Михаила Архангела, где когда-то молилась старица. Было показано немало старинных фотографий. Местный благочинный отец Александр высказал просьбу в адрес руководства Ярославской епархии, чтобы там было рассмотрено ходатайство прихожан о канонизации подвижницы. А архимандрит Вениамин сказал, что своим духовным подвигом старица Ксения Красавина не уступает прославленной святой Ксении Петербургской.
Сайт ярославской Епархии.
http://www.yareparhia.ru/index.php?name
«Пророчествовала о будущем служении о. Космы и блаженная старица Ксения (Красавина Ксения Степановна), жившая неподалеку от деревни Дуплино. Ее открытые голубые глаза ничего не видели, но сердце было зрячим. Поэтому возле ее дома в селе Ларионовка всегда было много людей, желавших получить ее духовный совет. Родилась она в Мышкинском уезде, ее все знали и любили за доброту и мудрость. Около тридцати лет она прожила в землянке, как затворница, питаясь сухариками, а когда их не было, теребила мох и ела его.
Жаждущие ее помощи приезжали за ней из разных мест и увозили к себе пожить, чтобы многие люди имели возможность получить духовную поддержку блаженной старицы. За это гонители веры ненавидели ее, преследовали, сажали в застенки, где она претерпела издевательства и поношения. Однажды тюремные начальники, глумясь над ее святостью, подали ей жареную ворону: "Вот мы курочку тебе приготовили". Старица ответила им: "Ворона летала, летала и Ксении на тарелочку попала. Кушайте сами".
Умерла блаженная старица Ксения 14 августа 1940 г., не дожив два года до ста лет.
Веря в молитву праведницы, многие люди приходили во время войны и приходят по сей день на ее могилку получить помощь свыше.
Виктор Мамонтов «Пустынный житель
(Жизнеописание старца Космы)
http://favor2.chat.ru/dnevn33vm.htm
Сведения не найдены.
«Есть на форуме запрос о иной св. Ксении, от 17 мая.
Ксения с Киева от 13 Февраля 2007, 19:06:50
Мне с Кипра мой духовник привез икону мученицы Ксении, день памяти 17 мая по новому стилю. Я о ней ничего не знаю. Может кто-то что-то знает. Помогите. Буду очень признательна»
№ 9. Св. Ксения мч. 31 (18) января.
31 (18) января - Святая мученица Ксения скончалась после мучений в огне за веру Христову.
Сведения о ней есть в греческих минеях
(Греч. Мин., Косолапов). http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_list.cgi?1#10
Сведения не найдены.
Двенадцатое клеймо
« Образ безымянной жены с детьми. Исповеднический женский подвиг периода гонений чрезвычайно велик. Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения. «Белые платочки», как с любовью называл их святитель Патриарх Тихон, непоколебимо стояли в храмах на богослужении в самые беспросветные годы, когда могло казаться, что православная жизнь, мир и благополучие уже никогда не вернутся. На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога. На иконе в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми. Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника (следующая композиция), но она не устрашается. Благодать Божия укрепляла верующих в самые страшные моменты ночных обысков, арестов, грабежей. драматизм образа контрастирует с мягким колоритом, в котором преобладает розовый цвет.» Цит.
http://www.nikita-bywalino.ru/GAVRIIL.htm
Без Вашей помощи Собор святых Ксений не завершен…
Храни Вас Господь
Слава Богу за все.
Собор
Святых Ксений
( 8 житий, от 10 св. Ксений…)
Приложение к книге :«Первая святая Санкт-Петербурга» (Новейшее исследование о житии святой блаженной Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия ) СПб 2007 г. 184с. 1000 экз.
Составитель. Владимир Синкевич
Т.89213670707
Санкт-Петербург, 2007 г.
Оглавление:
Святых Ксений
Введение : Св. блаж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, февраль 6 ( Январь 24), сентябрь 24 (11)
1. св. Ксения (Петрухина), прмц. Январь 29 (новомуч.) Апрель 22 (Бут.) Март 7
2. св. Ксения (Радунь), мц. Январь 29 (новомуч.)
3. св. Ксения (в миру Евсевия) Миласская, диакониса февраль 6 (Январь 24)
4. св. Ксения (Черлина-Браиловская), прмц., инокиня Январь 29 (новомуч.) Сентябрь 2
5. св. Ксения Тверская (мать Михаила Тверского, празднуется в Соборе Тверских святых) февраль 6 ( Январь 24),
6. св. Ксения Красавина, старица - готовится прославление ( день смерти старицы, 14 августа),
7. св. Ксения, прп., царица Август 13 (в миру Ирина)
8. Великомц. Ксения чудотворица Пелопонесская. 16 Мая, 2006 / 3 Мая, 2006 (по ст.ст.)
9. 31 (18) или 19 января - Святая мученица Ксения.
Введение
В августе 2007 г. вышла книга составителя: «Первая святая Санкт-Петербурга» (Новейшее исследование о житии святой блаженной Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия ) СПб 2007 г.
184с. 1000 экз.
Почитая уникальность покровительницы г. Санкт-Петербурга, св. блаж. Ксении Петербургской, в книге подчеркнуто: «Забвение блаж. Ксенией Петербургской своего имени, юродство под именем умершего мужа ради спасения его души - исключительный поступок, даже в мире святых ».
Любопытно иное проявление уникальности:
Прославление св. блаж. Ксении Петербургской 6 февраля произошло на день памяти иных св. Ксений :св. Ксении (в миру Евсевии) Миласской, диакониса и св. Ксенией Тверской,т.е. можно считать, что даже своим прославлением, по промыслу Божию св. блаж. Ксения прославляет иных святых, иных св. Ксений.
Посему пришлось искать сведения о иных святых Ксений, жизнеописание которых Вам представляю.
Из них 6 св. Ксений прославлены Русской православной церковью (Московского патриархата), 3 св. Ксении прославлены Русской православной церковью ( зарубежной) и 1 св. Ксения готовится к прославлению. Т. к. с 17 мая 2007 г. произошло каноническое объединение Русских православных церквей Московского патрархата и заграничной, то общий список составляет 9 св. Ксений и 1 св. Ксения (пока) месточтимая.
Святые Ксении молите Бога за нас.
Так как в августе 2007 г. вышла книга составителя: «Первая святая Санкт-Петербурга» (Новейшее исследование о житии святой блаженной Ксении Петербургской, прихожанки храма св. ап. Матфия ) СПб 2007 г. 184с. 1000 экз. и нет возможности ее переиздать, то воспроизвожу только оглавление рассматриваемых вопросов, ( в ближайшее время она будет выставлена на сайт утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь).)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
1. Житие (каноническое)
2. Выписки из документов о прославлении.
Д о п о л н е н и е к ж и з н е о п и с а н и ю :
3. К вопросу о местонахождении дома св. блаж. Ксении Петербургской
4. Изображение св. блаж. Ксении Петербургской в рисунках художников Х1Х века
5. Уникальность перехода к святости св. блаж. Ксении Петербургской
6. Чудеса св. блаж. Ксении Петербургской, связанные с конкретными адресами
7. Вопрос о приюте в доме, подаренном блаж. Ксенией Антоновой
8. Документы о часовне на Смоленском кладбище
8. 1. Часовня и записки
9. О духовной связи жития св. блаж. Ксении Петербургской с житием преп. Феодора Санаксарского
10. Была ли св. блаж. Ксения Петербургская в Санаксарском монастыре?
11. Воинская одежда и казармы времен св. блаж. Ксении Петербургской
12. Почему св. блаж. Ксения Петербургская отпевалась в церкви св. ап. Матфия, а похоронена на Смоленском кладбище.
12.1. Кто мог отпевать св. блаж. Ксению Петербургскую
13. Каким иконам могла молиться св. блаж. Ксения
14. Св. блаженная Ксения и храм св. ап. Матфия
15. Чудо сохранения деревянного храма св. ап. Матфия до 1806 г
16. Начало служения св. блаж. Ксении Петербургской отражено в возникновении самостоятельного придела Матфиевской церкви церкви Покрова Пресвятой Богородицы и эта сакральную связь почитание образа Покрова, проявилась в таком же начале жизненного пути, как и у св. юродивого Андрея, о коем упоминании в акафисте св. блаж. Ксении.
17. Почитание неверующими и маловерующими св. блаж. Ксении Петербургской
18. Специфика ругани рабы божьей Ксении в описанном в житии случае «О дразнивших ее мальчишках»
19. Мироточение икон св. блаж. Ксении Петербургской и многообразие форм помощи святой
20. О том, как осуществляются просьбы к св. Блаж. Ксении Петербургской
21. Кто первый «молчальник» в истории СПб (продолжатель традиции исихазма?) – св. блаж. Ксения Петербургская
22. Трехчастность высказываний св. блаж. Ксении.
23. 45 летнее молчание св. блаж. Ксении Петербургской о чем говорит.
24. Почему св. блаж. Ксения молилась не только в храмах города, но и в чистом поле,…
25. Что читала св. блаж. Ксения Петербургская, или благочестие не есть мирская образованность.
25. 1. Какие богослужебные пения пел певчий Андрей Федорович Петров? Причина трагедии в профессии?
26. Сколько лет св. блаж. Ксения была в браке.
27. Женщина в мужском обществе.
28. Чем питалось население во времена рождение св. блаж. Ксении и элементы быта.
29. Почему Господь снизойдя к немощам горожан нового города дал им и нам, такую необычную святую покровительницу.
30. Список приходов, общин храмов, приделов, часовен, организаций св. блаж. Ксении Петербуржской в православном мире (адреса)
31. Санкт-Петербург св. блаж. Ксении Петербургской.
Почитаемые адреса
32. Об особой духовной связи церкви Смоленской иконы Божьей матери на Смоленском кладбище, храма Иоанна Богослова на Леушинском подворье и храма св. ап. Матфия, Собора св. ап. Петра и Павла в Петропавловской крепости СПб.
33. Маршрут крестного хода в СПб
34. Песнопение о св. блаж. Ксении Петербургской.
35. Канон
36. Акафист
37. 4 молитвы.
38. Заключение
39. Возродим утраченный храм св. ап. Матфия (Покровская церковь
40. Строится первый храм в СПб посвященный св. блаж. Ксении Петербургской на ул Андрея Петрова ( совр. Лахтинская)
41. от составителя, и уроки св. блаж. Ксении.
№ 1. Преподобномученица Ксения (послушница, Петрух(ш)ина Ксения Семеновна) Март 7( ст. ст.)
О, дивное воинство новых страдальцев российских! Воистину блаженна земля, напившаяся кровьми вашими, грады же и веси ея тайно освятишася, восприимшие местные останки ваша,.. молитеся, святии, о стране нашей и о всех, чтущих вас.
(Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским)
Дело послушницы Ксении (Петрухиной; 1897 — 20 марта 1938),
род. в с. Чанки Коломенского у. Моск. губ.в крестьянской семье.
1913 -1919 гг. - была послушницей Брусенского женского м-ря г. Коломна.
1919 -1931 гг. - прислуживала в храме с. Чанки Коломенского р-на МО.
1931 - арестована, приговорена к 3 годам ИТЛ ("а/с агитация").
1931 -1933 гг. - отбывала наказание.
1934 -1938 гг. - проживала в с. Чанки Коломенского р-на МО.
1938 г. - арестована, приговорена к расстрелу ( Дело монахинь Коломенского м-ря, "а/с агитация").
20 марта 1938 г. - расстреляна на полигоне Бутово.
2005 г. - канонизирована Определением Священного Синода РПЦ.
Молитва
О святии бутовские мученицы и вси исповедницы и номученицы российстии, во всяком возрасте и сословии за Христа пострадавшие, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшие и венец жизни от Него приявшие. Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениях и пропастех земных в горьких работах и всяких скорбных обстояниях образ терпения и непостыднаго упования мужественно явили есте. Ныне же в раи сладости наслаждающися пред престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.
Сего ради мы недостоиные молим вас святые сродницы наши, не забудете земнаго отечества вашего, грехом Каиного братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззакониями отягоченного.
Умолите Господа сил да утвердит Церковь Свою непоколебимую в мире сем многомятежном и лукавом. Да возродит в земли нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира, да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и Святый, присно с вами славящии Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Храм новомученников и исповедников российских в Бутове, где может находится икона св. препмуч. Ксении (Петрухиной)
Икона святых Бутовских новомученников..
№ 2 акмолинская мученица КСЕНИЯ Радунь (25 января / 7 февраля)
Радунь, Ксения, мирянка, мученица, 1942 Память в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских
КАЗАХСТАНСКИЙ МАРТИРОЛОГ
Ксения Михайловна Радунь. Родилась в 1875 г. в Демитревском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по ст. 127 на 5 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
http://www.pravoslavie.ru/put/1400r
АКМОЛИНСКИЕ НОВОМУЧЕНИЦЫ |
Благочестивых мироносиц память совершающе, и всех ученик Твоих, в светлом Твоем востании, воспеваем Тя Христе.
Канон женам-мироносицам, песнь 5
Богоматерь с младенцем. Вышитая икона. (Карлаг, автор – Д.М. Рогальская). Творчество и быт ГУЛАГа |
Вот уже две тысячи лет для православных христиан жены-мироносицы являют собою пример подлинных христианских добродетелей верности и любви.
Один из православных священников-богословов XX века как-то на проповеди сказал: «Как часто в жизни религиозной наблюдаем мы обстановку смерти, страданий и погребения Спасителя. Ведь Христос ежечасно распинается в мире. Скрывает Божественный лик Свой за завесою страданий и испытаний, чтобы почувствовал Его любовь человек, чтобы эта Христова любовь раскрылась бы в страданиях человеческих. И как мало здесь подобных святым мироносицам. Как трудно представляется человеку сохранить полную верность Господу и Спасителю своему в минуты постигающих его испытаний… А вот здесь-то именно и открывается истинная христианская верность».
Действительно, как часто сейчас можно услышать, что невыносимо трудно порою бывает сохранить не то что совесть, достоинство или честь, а простую нелицемерную верность Христу и Его заповедям. Но нельзя сказать, что сохранить верность эту в современном мире невозможно. Это было и будет возможно всегда, и мы знаем множество примеров тому, как простые люди, такие же, как мы, невзирая ни на какие обстоятельства, хранили верность Христу до конца своей жизни, как печатью запечатлевая эту верность мученической смертью.
Так, в 1930-е годы многие их наших соотечественниц, как поется в 9-й песне канона новомученикам и исповедникам Российским, «мужественно последовали за Христом, возложив на себя исполнение служения мироносиц, терпя страдания за имя Его, верно служа отцам, мужьям и братьям нашим, принявшим мучения ради Христа».
27 июня 1930 года Сталин, выступая на XVI съезде ВКП(б) с политическим отчетом ЦК, сказал: «Репрессии в области социалистического строительства являются необходимым элементом наступления». Спустя четыре года на XVII съезде партии был объявлен курс на «искоренение пережитков капитализма в сознании людей». Теперь главную роль на себя должна была взять система принудительного труда, так долго разрабатываемая и на деле так «мало» еще применяемая.
Как ядовитый, смертельно опасный дым, в воздухе уже витала идея, провозглашавшая: «Социализм – превыше всего, во имя его победы все дозволено». Именно тогда на смену морали, нравственности, дружелюбию пришли разнузданность и похабщина, ненависть и недоверие ко всем окружающим. Лагеря, расстрелы, раскулачивание отнюдь не были тайной для любого советского гражданина той эпохи. Об этом знали, но боялись говорить. Сомневались в правомерности всего этого, но тут же отбрасывали свои «мелкие» человеческие сомнения, боясь повторить участь уже осужденных.
Советской властью с неутомимостью и зверским азартом проводились одна за другой крупномасштабные операции по выявлению и уничтожению «врагов социализма». Тогда-то начальники карательных органов и предложили организовать исправительно-трудовые лагеря не только для изменников родины, но и для членов их семей. Стали появляться, помимо уже существующих «мужских» лагерей, лагеря для жен «изменников родины».
Всего в Союзе насчитывалось четыре собственно женских лагеря: Акмолинский лагерь в Казахстане, Темляковский лагерь, располагавшийся в 40 км от г. Горького, Джангижирский лагерь, находившийся в 100 км от г. Фрунзе и Темниковский лагерь в Потьме. Самым «знаменитым» был Акмолинский лагерь жен изменников родины, или АЛЖИР, как иронически прозвали его отбывающие там наказание женщины. В документах он именовался исправительно-трудовым лагерем «Р-17».
«P-17» официально стал числиться как Акмолинское отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря лишь с 29 декабря 1939 года, а до того времени он фактически был зависим непосредственно от Москвы, являясь самостоятельной единицей. Вообще свою историю отделение ведет с 26-го поселка трудпоселений, на базе которого и было создано.
Сюда, в поселок № 26, в 1932 году привезли переселенцев из Белоруссии, а в 1933 году – из Крыма, Украины и Молдавии. Спустя некоторое время, в 1936 году, здесь началось строительство бараков и формирование детской колонии. Но уже в августе 1937 года переселенцы были выселены в другие спецпоселки.
Через некоторое время земля, на которой еще не высохли горькие и кровавые слезы спецпереселенцев, была снова орошена слезами теперь уже «алжирок».
Обобщенный портрет «изменника родины» нарисовать невозможно, хотя советская власть прилагала немалые усилия к тому, чтобы обезличить тех, кто попадал в лагеря. Так было и в АЛЖИРе. Туда попадали женщины разных национальностей, социального положения и профессий. Экономист, врач, зоотехник, музыкант, педагог, продавец, химик – наиболее часто встречающиеся профессии узниц АЛЖИРа. Но были и такие, кто не имел профессии к моменту ареста: в их личной карточке осужденного в графе «специальность» было записано: «не имеет» или «без специальности».
Работать в невыносимых условиях на самой грязной и изматывающей работе приходилось не только не получившим профессию, но и тем женщинам, у которых было гуманитарное, музыкальное и иное образование, не нужное никому в лагерных условиях.
В лагере среди прочих выделялись женщины, которые не были женами «изменников родины» и не являлись членами их семей. Но особо жестокое к ним отношение со стороны надзирателей и начальства предписывалось указами и распоряжениями сверху. Что же это были за женщины и чем они так не угодили советской власти?
Они не были революционерками, стремившимися к смене режима. Они не воровали деньги из государственной казны для своих нужд, не занимались порчей государственного имущества. Но эти и многие другие преступления против власти и отечества инкриминировались им в вину. Потому что это были женщины, готовые отказаться от всего, кроме самого для них главного – православной веры!
Сказать при всех о том, что ты верующий православный человек, в то время было равносильно тому, чтобы прилюдно объявить себя сумасшедшим. Но отношение к последним было в тысячи раз лояльней, чем к христианам, мусульманам и вообще верующим людям.
«Религия – опиум для народа» – лозунг, известный многим людям старшего поколения. Прикрываясь именно этим лозунгом, грабили и взрывали храмы, ссылали и расстреливали священников, монахов и мирян. Были и в АЛЖИРе женщины, не пожелавшие отречься от веры во Христа и тем обрекшие себя на лагерное заключение.
Много православных страдало в лагерных узах. Некоторые из них, живя в тяжелейших условиях, озлобились на власть, не сохранили любовь к ближнему, впали в грех осуждения. Но все же многие до последней минуты своей жизни хранили веру, надежду и любовь.
Новомученики за веру и исповедники прославлены ныне Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них и 12 узниц Акмолинского женского лагеря. 12 женщин твердой веры, помня слова Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня», безропотно претерпели лагерные муки и со смирением склонили свои главы в час смертный.
Постоянный адрес статьи в интернете: http://www.2000.net.ua/print/aspekty/882166455.html
К р а т к о е ж и т и е