Пасите Божье стадо богоугодно
«…Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…»
1 Пет. 5:2–3
|
7.
Почему Петр придавал такое значение отношению пастырей к своей пастве и побуждениям, которыми они руководствуются в своих действиях?
8.
Пресвитеры должны служить «не принужденно»:
а. Что имеет в виду Петр под словом принужденно?
б. Почему Петр запрещает человеку служить в качестве пресвитера, если тот служит по принуждению?
в. Чем, в соответствии с Божьими требованиями, должны руководствоваться люди, пасущие Его стадо, и почему?
«В чем главная разница между истинным и ложным христианским руководством? В случае если один человек в силу… своего официального положения в церкви требует подчинения себе другого человека, независимо от обстоятельств и осознания своих обязанностей последним, можно сказать, что в этом человеке говорит деспотический дух. Истинное духовное руководство можно увидеть тогда, когда христианский служитель тактично и доброжелательно, молитвенно, с мудростью и пониманием своей духовной власти может оказать благотворное влияние и разъяснить библейские истины другому человеку, с тем чтобы тот сам пришел к пониманию необходимости изменить свой образ жизни». Д. Хост4 |
9.
Усердие — прекрасное качество. Как бы вы описали пресвитера, который усердно пасет Божье стадо?
«На основании примеров Павла и нашего Господа можно сказать, что истинный руководитель не диктует, но направляет. Он не пытается управлять сознанием своих братьев, но призывает их верно следовать Божьему Слову. Из любви и желания защитить агнцев Божьих такой пастырь готов пострадать и вынести все тяготы. Такие руководители согласны встречать непонимание и терпеть обиды, лишь бы собрание верных могло пребывать в мире и покое. Они теряют сон, чтобы другие могли спать спокойно. Они приносят великие жертвы, не жалея ни времени, ни сил ради благополучия своих братьев. Они понимают, что они сами люди подвластные. Они не рассчитывают на себя, на свои силы и разум, но уповают на Бога и лишь у Него просят мудрости и помощи. Они смело отражают нападки лжеучителей. Они охраняют свободу общины и свободу во Христе, чтобы святые могли развивать свои духовные дары, достигать зрелости и служить один другому». Александр Строк5 |
10.
Авторитарный стиль руководства церковью категорически запрещен Христом и Его апостолами (см.: Мф. 18:4; 20:20–28; 1 Пет. 1:22; 2:16; 3:8–11; 4:8; 5:5–6; 2 Тим. 2:24–25). Господь требует, чтобы пресвитеры руководили церковью с усердием и достойно (см.: Рим. 12:8; 1 Тим. 5:17). Пастыри должны трудиться прилежно и плодотворно, но ни в коем случае не господствуя над стадом. После прочтения 2-й главы из книги «Руководство церковью. Библейские принципы» (с. 36–49) перечислите главные отличительные черты как авторитарного стиля руководства, который Христос не приемлет, так и библейского стиля управления церковью, предполагающего смирение и любовь.
а. Отличительные особенности авторитарного стиля руководства:
б. Отличительные особенности библейского стиля руководства:
11.
По мере изучения нижеприведенного списка характерных особенностей и качеств руководителя, стремящегося властвовать над людьми, исследуйте собственный стиль руководства, чтобы обнаружить нездоровые тенденции. Возможно, вам не хватает подотчетности и следует уделять больше внимания молитве.
• Эгоистичный и своевольный.
• Пытается избежать необходимости отчитываться перед своими коллегами.
• Стремится контролировать финансовую деятельность церкви.
• Уделяет слишком большое внимание внешнему виду и вообще слишком сконцентрирован на внешних проявлениях.
• Склонен видеть все в черно-белом цвете, легко впадает в крайности. Делит всех людей на друзей и врагов.
• Испытывает страх перед естественными и закономерными изменениями или различиями.
• Склонен к негативному, категоричному мышлению; консервативен.
• Критически настроен по отношению к людям, но не способен увидеть собственные грехи, промахи и недостатки.
• Боится компетентных, одаренных людей.
• Не способен делегировать полномочия или назначать на ответственные должности других людей.
• Неуравновешен.
• Стремится манипулировать людьми.
• Стремится добиться признания, всегда быть на виду.
12.
Перечислите некоторые особенности стиля руководства, свойственного Павлу (см.: с. 47–49).
13.
Почему церквам и церковным лидерам так трудно на практике следовать учению Христа о любви, смирении и служении людям?
14.
Каким образом можно соотнести следующую цитату из книги Фрэнсиса Шеффера с фразой Петра «не господствуя над наследием Божиим»?
«В глазах Бога не бывает маленьких людей, а потому не бывает и незначительных должностей. Человек прославляется тогда, когда полностью посвящает себя служению Богу в том месте, где Бог поставил его… В Америке, как ни в одной другой стране, христиане страдают гигантоманией, свойственной XX веку. Внушительные размеры обеспечат успех. Если я действительно посвящен Богу, то у меня обязательно будет много прихожан, много денег и всего остального. Но это не так. Бог не только не считает обязательным сочетание больших размеров и духовной силы, но, более того, Он часто (особенно в учении Иисуса) утверждает противоположное и велит нам быть внимательными и осторожными, чтобы мы не заняли не свое место. У нас есть склонность преувеличивать значение больших дел и высоких должностей, но такой акцент делает наша плоть. Когда мы уступаем такого рода мыслям, мы начинаем повиноваться своему старому, не обращенному, эгоистичному и своевольному „я“. Такое отношение, характерное для мира, намного опаснее для христиан, чем плотские удовольствия или плотский образ жизни. Здесь плоть проявляет себя во всей своей силе». Фрэнсис Шеффер6 |
а.
б.
Отрывок из Библии для заучивания наизусть:
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…»
1 Пет. 5:1–3
Примечания
1 Neil Summerton, A Noble Task: Eldership and Ministry in the Local Church, 2nd ed. (Carlisle: Paternoster, 1994), p. 27.
2 Charles H. Hummel, Tyranny of the Urgent (Downers Grove: InterVarsity, 1967), p. 14.
3 Ibid., p. 5.
4 D. E. Hoste, If I Am to Lead (London: Overseas Missionary Fellowship, 1968), p. 7.
5 Александр Строк, «Руководство церковью. Библейские принципы» (Санкт-Петербург, изд-во «Шандал», 2002), с. 49.
6 Francis A. Schaeffer, No Little People (Downers Grove: InterVarsity, 1974), p. 18.
К началу страницы
<< Урок 9 | Содержание | Урок 11 >>