Молодым членам церкви необходимо подчиняться пресвитерам

После обращения к пастырям Петр дает краткое наставление молодым членам церкви: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям…» Многие комментаторы считают, что в пятом стихе говорится о необходимости подчинения младших старшим. В таком случае это просто обычное заявление (подобное увещевание мы находим в 1 Тим. 5:1, 2), касающееся отношений между двумя возрастными группами. Обратите внимание на то, что слово presbyteroi в первом стихе употребляется в качестве официального титула служителей; связующее слово «также» в пятом стихе указывает на продолжение той же темы (ср.: 1 Пет. 3:6, 7); а призыв к «повиновению» предполагает не столько уважение, сколько признание власти. Учитывая все вышесказанное, кажется вполне вероятным, что Петр имеет в виду официальных руководителей церкви. Апостол только что призывал пресвитеров не господствовать над стадом. Теперь же он чувствует побуждение призвать молодых членов общины подчиняться старейшинам (пресвитерам).

Именно молодые взрослые члены церкви, добросовестно трудящиеся и готовые к переменам и дальнейшему служению, чаще всего вступают в конфликт с церковными руководителями. Поликарп в своих письмах к филиппийским верующим тоже призывал молодых людей подчиняться пресвитерам: «Подобным же образом и молодые люди должны быть непорочны во всем… подчиняя себя пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу»15. Если руководство пребывает в застое или не может плодотворно трудиться, именно молодежь, скорее всего, начнет проявлять недовольство. Питер Дейвидс выразительно описывает естественное напряжение, возникающее между молодыми людьми и церковными руководителями:

Поэтому лучше всего рассматривать «младших» как молодое поколение в церкви… Такие молодые люди часто (но не обязательно) становятся лидерами, готовыми учиться у руководителей церкви и помогать им… но именно их готовность к служению и преданность делу могут вызвать в них раздражение по отношению к руководителям, которые, по причине своей мудрости или консерватизма, часто возникающего с возрастом (не следует путать эти два понятия), не всегда готовы к быстрым действиям или радикальным переменам. Вполне уместно обратиться к молодежи с призывом подчиниться своим руководителям. Действительно, готовность молодых занять радикальную позицию без размышлений о последствиях может подвергнуть церковь опасности, особенно во времена гонений16.

Лучше всего молодой христианин сможет подготовиться к служению в качестве церковного руководителя, учась в первую очередь подчиняться своим духовным наставникам. Духовно проницательный молодой человек приобретет бесценную мудрость и навыки руководства благодаря опыту старших, благочестивых мужей, даже если они не представляют собой образец совершенства в деле управления церковью (что верно по отношению к большей части руководителей).

Понимая потенциальную опасность возникновения таких разногласий, борьбы и расколов внутри поместной церкви, которые усугубляются давлением со стороны враждебного мира, Петр дает наилучший из возможных советов: «…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В наших взаимоотношениях будут царить мир и единство только в том случае, если каждый облачится в одежды смирения — и пресвитеры, и молодежь, и женщины, и диаконы.


Примечания

1 J. Ramsay Michaels, 1 Peter, Word Biblical Commentary (Waco: Word, 1988), page 262.
2 R. C. H. Lenski, The Interpretation of the Epistles of St. Peter, St. John and St. Jude (Minneapolis: Augsburg, 1966), page 217.
3 C. E. B. Cranfield, The First Epistle of Peter (London: SCM, 1950), page 110.
4 Ibid., page 110.
5 В греческом манускрипте IV века, Ватиканском кодексе (В), слово надзирая отсутствует, как и в Синайском кодексе (Алеф), в Колбертинском кодексе и в коптской (саидской) рукописи (самая древняя египетская версия). Однако мы находим слово надзирая в самой древней и, вероятно, лучшей рукописи (Р72), как и в Синайском кодексе с более поздними исправлениями, Александрийском кодексе (А), Лейкестерском кодексе, кодексе Афонской Великой Лавры, латинской Вульгате, коптском (бохейрском) манускрипте и во всех позднейших рукописях. Все имеющиеся свидетельства говорят в пользу исключения этого слова из текста по следующим причинам: 1) деепричастие надзирая здесь излишне. Текст вполне понятен и без него, поэтому трудно понять, почему писец внес это слово в текст. Это достаточно необычная интерполяция. 2) Широко распространенное мнение, принятое учеными древности, согласно которому епископы и пресвитеры представляют собой две разные должности, причем епископы стоят над пресвитерами (священниками), противоречит включению в текст этого слова более поздними переписчиками. Пресвитеры (священники) не выполняют обязанностей епископа. 3) Слово надзирая — деепричастие, и именно в такой форме Петр наиболее часто употребляет его. 4) Петр уже использовал сочетание слов «пастырь» и «блюститель» в 1 Пет. 2:25.
6 Числ. 27:16–17; Иер. 23:2; Иез. 34:11–12; Зах. 11:16; Деян. 20:28; 1 Пет. 2:25; 5:2.
7 Lenski, The Interpretation of the Epistles of St. Peter, St. John and St. Jude, pages 218, 219.
8 J. H. Jowett, The Redeemed Family of God, Studies in the Epistles of Peter (New York: Hodder and Stoughton, n.d.), page 186.
9 Cranfield, The First Epistle of Peter, page 112.
10 W. Foerster, «kleros», in Theological Dictionary of the New Testament, 3 (1965): 763.
11 Peter H. Davids, The First Epistle of Peter, The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1990), page 181.
12 John Brown, Expository Discourses on 1 Peter, 2 vols. (1848; repr. Carliste: The Banner of Truth, 1975) 2: 453.
13 I. Howard Marshall, 1 Peter, The IVP New Testament Commentary Series (Downers Grove: InterVarsity, 1991), page 164.
14 Robert Leighton, Commentary on First Peter (1853; repr. Grand Rapids: Kregel, 1972), page 473.
15 Polycarp, Philippians 5.
16 Davids, The First Epistle of Peter, page 184.

К началу страницы

<< Глава 10 | Содержание | Глава 12 >>

Наши рекомендации