Предопределение того, что случится в течение дня, и имеет отношение к жизни и смерти, возвышению и унижению и так далее.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ كُلَّ يَوْمٍ هُوَ فِي شَأْنٍ ﴾

«…а Он каждый день занят делом» Сура «Милостивый», аят 29.

Третья:Вера в то, что воля Аллаха всегда исполняется, что могу­ществу Его нет предела, что происходит лишь то, чего желает Аллах, а то, чего Он не пожелает, не произойдёт, в то, что лишь по воле Аллаха совершается или не совершается всё как на небесах, так и на земле, что во владениях Его ничто не про­исходит против воли Его и что Он может всё.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَرَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ وَيَخْتَارُ ﴾

«Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает…» Сура «Рассказ», аят 68.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ إِنَّ رَبَّكَ فَعَّالٌ لِمَا يُرِيدُ ﴾

«Поистине, Господь твой вершит то, что пожелает» Сура «Худ», аят 107.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ إِنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ﴾

«Поистине, Аллах всё может» Сура «Корова», аят 20.

При этом волеизъявление Аллаха бывает двух видов:

1. Волеизъявление, имеющее отношение к бытию в целом и к предопределению, но не связанное с любовью и благоволением. Об этом Аллах Всевышний сказал так:

﴿ فَمَنْ يُرِدِ اللَّهُ أَنْ يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ ۖ وَمَنْ يُرِدْ أَنْ يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاءِ ﴾

«Кого Аллах пожелает вести прямым путём — облегчает Он для души его принятие ислама, а кого пожелает сбить с пути — сдавливает и сжимает ему грудь, будто поднимается он на не­бо» Сура «Скот», аят 125.

2. Волеизъявление, имеющее отношение к религии и рели­гиозному закону. Такое волеизъявление включает в себя элемен­ты любви и благоволения, на что указывают слова Всевышнего, который сказал:

﴿ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْ ﴾

«Аллах желает вам облегчения, а не затруднения…» Сура «Корова», аят 185.

Это означает, что если имеет место нечто, связанное с проявлением повиновения, то Аллах пожелал этого в первом смыс­ле этого слова, иначе говоря, предопределил и захотел этого, пожелав этого также и во втором смысле слова, а это значит, что он любит это и это угодно Ему. Если же случается нечто, связанное с ослушанием, это значит, что Аллах пожелал этого в первом смысле слова, что же касается второго, то подобные действия Ему ненавистны и неугодны.

Четвёртая:Вера в то, что Аллах Всевышний является Творцом, а всё оетальное сотворено Им, и в том числе сотворены Им и никем иным все действия или отсутствие действий сотворённых существ, и нет у этого ни иного Творца, ни иного Господа.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ ۖ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ ﴾

«Аллах — Творец всего сущего и Он — Покровитель всему» Сура «Толпы», аят 62.

Аллах Всевышний сообщил, что пророк Его Ибрахим, мир ему, сказал своим соплеменни­кам:

﴿ وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ ﴾

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» Сура «Выстроившиеся в ряды», аят 96.

Рабы Аллаха обладают реальной способностью к действиям, как обладают они и определёнными возможностями и волей, но Творцом их самих, их возможностей и их воли является Ал­лах.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ لِمَنْ شَاءَ مِنْكُمْ أَنْ يَسْتَقِيمَ {28} وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴾

«…для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Но вы не захотите этого, если того не захочет Аллах, Господь миров» Сура «Скручивание», аяты 28-29.

Таким образом, Аллах Всевышний указал на то, что люди обладают волей, но проявить себя она может только по воле Аллаха.

Поскольку рабы Аллаха обладают способностью к действи­ям и волей и поскольку к ним были направлены посланники и им были ниспосланы Писания, это означает, что Аллах представил им Свои доводы и разъяснения, а из этого следует, что за свои дела они либо получат награду, либо подвергнутся наказанию. Ввиду этого раб Аллаха должен верить в предопределение Аллаха, повиноваться установлениям Его закона и просить Аллаха о том, чтобы Он направил его на прямой путь. Кроме того, ему следу­ет стремиться ко всему тому, что принесёт ему пользу, и от­вергать всё то, что может повредить ему в его мирских и рели­гиозных делах, уповая на Аллаха и моля Его о содействии и об­легчении достижения желаемого и удалении от себя неодобряе­мого шариатом. И если средства, которые изберет для себя че­ловек, принесут ему пользу, он должен воздать хвалу Аллаху и возблагодарить Его, если же это не принесёт пользы, то ему следует хранить спокойствие, ибо он сделал то, что было в его силах, терпеть, надеяться на награду Аллаха и просить Ал­лаха о том, чтобы Он дал ему что-нибудь взамен.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ ﴾

«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё. Ей то, что она приобрела и против неё то, что она приобрела» Сура «Корова», аят 286.

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Действуйте, ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего создал его Аллах». Этот хадис Бухари и Муслим приводят со слов ’Али бин Абу Талиба.

Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо всё в по­ложении его является благом, и не дано это никому, кроме ве­рующих: если случается с ним что-нибудь радостное, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, а если постигает его горе, он проявляет терпе­ние, и это тоже становится для него благом». Этот хадис приводит Муслим

Наши рекомендации