Предопределение того, что случится в течение дня, и имеет отношение к жизни и смерти, возвышению и унижению и так далее.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ كُلَّ يَوْمٍ هُوَ فِي شَأْنٍ ﴾
«…а Он каждый день занят делом» Сура «Милостивый», аят 29.
Третья:Вера в то, что воля Аллаха всегда исполняется, что могуществу Его нет предела, что происходит лишь то, чего желает Аллах, а то, чего Он не пожелает, не произойдёт, в то, что лишь по воле Аллаха совершается или не совершается всё как на небесах, так и на земле, что во владениях Его ничто не происходит против воли Его и что Он может всё.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَرَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ وَيَخْتَارُ ﴾
«Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает…» Сура «Рассказ», аят 68.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِنَّ رَبَّكَ فَعَّالٌ لِمَا يُرِيدُ ﴾
«Поистине, Господь твой вершит то, что пожелает» Сура «Худ», аят 107.
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ إِنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ﴾
«Поистине, Аллах всё может» Сура «Корова», аят 20.
При этом волеизъявление Аллаха бывает двух видов:
1. Волеизъявление, имеющее отношение к бытию в целом и к предопределению, но не связанное с любовью и благоволением. Об этом Аллах Всевышний сказал так:
﴿ فَمَنْ يُرِدِ اللَّهُ أَنْ يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ ۖ وَمَنْ يُرِدْ أَنْ يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاءِ ﴾
«Кого Аллах пожелает вести прямым путём — облегчает Он для души его принятие ислама, а кого пожелает сбить с пути — сдавливает и сжимает ему грудь, будто поднимается он на небо» Сура «Скот», аят 125.
2. Волеизъявление, имеющее отношение к религии и религиозному закону. Такое волеизъявление включает в себя элементы любви и благоволения, на что указывают слова Всевышнего, который сказал:
﴿ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْ ﴾
«Аллах желает вам облегчения, а не затруднения…» Сура «Корова», аят 185.
Это означает, что если имеет место нечто, связанное с проявлением повиновения, то Аллах пожелал этого в первом смысле этого слова, иначе говоря, предопределил и захотел этого, пожелав этого также и во втором смысле слова, а это значит, что он любит это и это угодно Ему. Если же случается нечто, связанное с ослушанием, это значит, что Аллах пожелал этого в первом смысле слова, что же касается второго, то подобные действия Ему ненавистны и неугодны.
Четвёртая:Вера в то, что Аллах Всевышний является Творцом, а всё оетальное сотворено Им, и в том числе сотворены Им и никем иным все действия или отсутствие действий сотворённых существ, и нет у этого ни иного Творца, ни иного Господа.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ ۖ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ ﴾
«Аллах — Творец всего сущего и Он — Покровитель всему» Сура «Толпы», аят 62.
Аллах Всевышний сообщил, что пророк Его Ибрахим, мир ему, сказал своим соплеменникам:
﴿ وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ ﴾
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» Сура «Выстроившиеся в ряды», аят 96.
Рабы Аллаха обладают реальной способностью к действиям, как обладают они и определёнными возможностями и волей, но Творцом их самих, их возможностей и их воли является Аллах.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ لِمَنْ شَاءَ مِنْكُمْ أَنْ يَسْتَقِيمَ {28} وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ ﴾
«…для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Но вы не захотите этого, если того не захочет Аллах, Господь миров» Сура «Скручивание», аяты 28-29.
Таким образом, Аллах Всевышний указал на то, что люди обладают волей, но проявить себя она может только по воле Аллаха.
Поскольку рабы Аллаха обладают способностью к действиям и волей и поскольку к ним были направлены посланники и им были ниспосланы Писания, это означает, что Аллах представил им Свои доводы и разъяснения, а из этого следует, что за свои дела они либо получат награду, либо подвергнутся наказанию. Ввиду этого раб Аллаха должен верить в предопределение Аллаха, повиноваться установлениям Его закона и просить Аллаха о том, чтобы Он направил его на прямой путь. Кроме того, ему следует стремиться ко всему тому, что принесёт ему пользу, и отвергать всё то, что может повредить ему в его мирских и религиозных делах, уповая на Аллаха и моля Его о содействии и облегчении достижения желаемого и удалении от себя неодобряемого шариатом. И если средства, которые изберет для себя человек, принесут ему пользу, он должен воздать хвалу Аллаху и возблагодарить Его, если же это не принесёт пользы, то ему следует хранить спокойствие, ибо он сделал то, что было в его силах, терпеть, надеяться на награду Аллаха и просить Аллаха о том, чтобы Он дал ему что-нибудь взамен.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ ﴾
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё. Ей то, что она приобрела и против неё то, что она приобрела» Сура «Корова», аят 286.
Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Действуйте, ибо каждому будет облегчено достижение того, для чего создал его Аллах». Этот хадис Бухари и Муслим приводят со слов ’Али бин Абу Талиба.
Сообщается также, что Пророк ﷺ сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо всё в положении его является благом, и не дано это никому, кроме верующих: если случается с ним что-нибудь радостное, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, а если постигает его горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Этот хадис приводит Муслим