Дружба и непричастность в исламе

Не делать уаля мушрикам и делать бара им есть необходимое условие веры в Аллаха

По мере того как уменьшается ненависть (бара) к мушрикам, уменьшается и вера. Если бара к мушрикам упадет ниже определенного минимума, вера в Аллаха полностью исчезнет. Человек при совершении определенной уаля к мушрикам, лишается веры и единобожия, уподобляется неверным и становится одним из них. Не показывать уаля мушрикам и делать бара им, является одним из самых главных условий единобожия, без которого единобожие недействительно.

Для того чтобы лишиться единобожия необязательно совершать ширк, достаточно проявить согласие ширку или уаля мушриком, как человек теряет единобожие и становится мушриком.

Приведем некоторые примеры для того, чтобы лучше понять связь между единобожием (веры) и неделанием уаля мушрикам.

Такая связь имеется между корнем дерева и плодами. Корень дерева подобен единобожию (вере), укрепившемуся в сердце муслима. Эта вера дает плоды–деяния единобожия, точно так же как дерево. Заметим, что корень дерева скрыт, точно также и скрыта (невидима нами) и вера, что в сердце. Но если дерево дает здоровые плоды, несмотря на то, что мы не видим корня непосредственно мы можем заключить, что корень есть. Точно также если мы видим, что человек совершает деяния единобожия мы заключаем, что в сердце у него единобожие.

Если дерево не плодоносит или дает плохие плоды, мы можем заключить, что корень болен или его нет вообще. Аналогично, если деяний единобожия нет или есть деяния ширка (гнилые плоды), мы заключаем, что корня–единобожия нет, потому что если бы он был, он обязательно дал бы здоровые плоды и не позволил бы появиться гнили и бесплодию.

Аллах приводит в Коране аналогичное сравнение:

«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчей доброе слово (ла иляха илла Аллах) - оно, как дерево доброе: корень его тверд, а ветви (тянутся) к небесам... Оно постоянно приносит свои плоды с позволения своего Господа. И приводит Аллах притчи людям, - быть может, они опомнятся! А скверное слово (слово ширка) - оно подобно скверному дереву, вырванному из земли, - нет у него прочности.» (Ибpaxим,24-26)

Ибн Аббас говорит, что под добрым словом подразумевается слово единобожия - "Ля иляха илла Аллах", доброе дерево же муслим. Муджахид и ибн Джурайдж говорят, что доброе слово это вера, что одно и тоже (тафсир Куртуби). Табариговорит: "Слово единобожия укрепляется в сердце муслима подобно корню дереву и дает подобно доброму дереву, добрые плоды – деяния»(см. тафсир Табари).

Под скверным словом подразумевается ширк и куфр, что в сердце неверного

(см. тафсир Табари и Куртуби).

Есть много вещей, которых мы не видим, но можем судить о их существовании по их внешним проявлениям. Например, электрический, ток или электромагнитные волны. Если кабель нагревается или бьется мы можем судить, что там внутри есть ток, несмотря на то, что мы его не видим. Если же он не бьет и нет никаких других проявлений мы с полной уверенностью можем сказать, что его нет, так как если он был бы, то обязательно проявил бы себя.

Или же, например воздух в мяче. Если мяч надут, мы знаем, что внутри воздух. Если спущен, то судим о отсутствии воздуха. Ведь если был бы, то он обязательно распирал бы мяч. Вот и единобожие также; стоит ей поселиться в сердце оно обязательно проявит себя в виде ненависти к тагутам и мушрикам и любви к Аллаху и муслимам.

Согласие к куфру - куфр; согласие к ширку – ширк

Для того чтобы считаться неверным, не обязательно собственноручно совершать деяния куфра или ширка. Достаточно проявить согласие куфру например, сделать уаля мушрику.

Приведем некоторые доказательства этого: “Аллах уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с теми, кто отвергает знамения Аллаха и надсмехается над ними, пока они не переменят тему. В противном случае вы подобны им. Воистину, Аллах соберет вместе всех двуличных и неверных в аду”. (Женщины,140)

Рази в тафсире сказал: "Ученые сказали, что этот аят свидетельствует о том, что тот, кто покажет согласие неверию станет неверным, а также, что если некто увидит совершение какого-нибудь греха и покажет согласие ему, например, будет присутствовать в том месте, то не будет ничем отличаться от грешников, даже если не будет совершать греховное деяние собственноручно".

(Тафсир Рази, том 8, стр. 373,374)

Самарканди в тафсире аята сказал: "Этот аят указывает на следующее: Если кто-то присутствует в месте, где совершается греховное деяние и не препятствует этому, он приобщится к этому греху. Те, кто не в силах препятствовать греховному деянию, чтобы не приобщаться к греху должны от них удалиться. Сидеть вместе с распивающими алкоголь или играющими в азартные игры, слушать тех, кто сплетничает, говорит ложь или говорит слова куфра означает приобщаться к греху тех, кто это делает сам. Такие получают точно такой же грех, как и совершающие грех собственноручно."

(Том 2, стр. 122,123)

Ибн Касир сказал в тафсире: " Этот аят означает следующее: если вы согласитесь сидеть молча в месте, где отвергаются аяты Аллаха или надсмехаются над ними, то вы станете одинаковыми с ними. Поэтому Аллах сказал: "вы подобны им". В связи с этим есть такой хадис: "Кто верит в Аллаха и судный день, да не сядет за стол, где распивается алкоголь"

(Том 5, стр. 1963-1965)

Куртуби в тафсире этого аята говорит: Этот аят доказывает, что необходимо удаляться от тех, кто открыто совершает греховные деяния. Потому что тот, кто не удалился от них считается показавшим согласие им. Согласие к неверию же является неверием. Это следует из выражения "В противном случае вы подобны им". Согласно этому, любой кто находится в месте, где совершается греховное деяние и не противодействует этому, равен в совершении греха с совершающими грех непосредственно. Если у него нет сил противодействовать, то для того чтобы не попасть под угрозу этого аята, он должен встать и удалиться от того места.

Хишам б. Уруа передает, что Умар б. абдуль-Азиз застал группу людей за столом, на котором был алкоголь и дал им наказание, полагающееся за распитие спиртного. Среди них оказался один человек, который в этот день держал пост. Они сказали (Умару): "Этот человек постился сегодня (он не пил спиртного)". Тогда Умар прочитал им аят: "Аллах уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с теми, кто отвергает знамения Аллаха и надсмехается над ними, пока они не переменят тему. В противном случае вы подобны им".

Т.е. согласие к греху есть грех, поэтому и сам грешник и тот, кто показал ему согласие подвергаются одинаковому наказанию.

Некто спросил Суфйяна ас-Саури: "Я шью платья несправедливым (тиранам). Считаюсь ли я помощником несправедливых?" Суфйян ответил: "Нет не считаешься, ибо ты сам уже стал несправедливым (делая это). Помощниками несправедливых могут считаться те, кто продал тебе иглу"

"О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в "уали" (друг, покровитель и т.д.), если они предпочли вере неверие. А кто из вас берет их себе в уали, воистину они и есть настоящие несправедливые” (Покаяние,23)

Ибн Аббас выражение "А кто из вас берет их себе в уали, воистину они и есть настоящие несправедливые" толкует следующим образом: "он тоже станет мушриком как и они, ибо кто покажет согласие ширку стал мушриком"

(Тафсир Куртуби аята 9/23)

Как видно из слов ибн Аббаса, действие проявления уаля к мушрикам он связывает с показанием согласия к ним и, исходя из этого, утверждает, что тот, кто проявит уаля к мушрикам, сам станет мушриком.

Дружба и непричастность в исламе

(Аль уаля уаль Бара филь ислям)

Мухаммад ибн Сагид ибн Салим Аль-Кахтани.
одобрил: Абдуразак Афифи, член общества больших ученых Саудовской Аравии.

1 - Противоположность "Уаля" и "Бара"

"Уаля" (приятие) и "бара" (неприятие) понятия диаметрально противоположные. Эта противоположность настолько радикальная, что уаля другим способом можно определить как отсутствие бара; бара же как отсутствие уаля. Подобная противоположность наблюдается во многих понятиях. Для лучшего уяснения приведем некоторые примеры и проработаем их:

- Чистота (отсутствие грязи) и грязь (отсутствие чистоты)

- Свет и тьма

- Знание и неведение

- Истинное и ложное

- Верное и неверное

- Любовь и ненависть

- Добро и зло

- Истинное божество (Аллах) и ложные божества, тагуты

- Единобожие (таухид) и многобожие (ширк)

- Вера (иман) и неверие (куфр)

- Единобожник (мууаххид) и многобожник (мушрик)

- Векующий и неверный (кафир)

Из-за того, что эти явления прямо противоположные они не могут сосуществовать в одном месте, они не терпят друг друга. Если в место, где находится одно явление, придет противоположное, то первое исчезнет; и наоборот. Они настолько противны друг другу, что даже самая малая примесь одного портит и упраздняет второе. Так, например если в место, где есть чистота, придет грязь, то чистота исчезнет, ибо чистота это отсутствие грязи. Если же чистота придет в грязное место, то грязь исчезнет. Если не исчезла, то значит, чистота и не пришла. Аналогичные рассуждения верны и для остальных понятий; например ложь и правда: известно, что лучшие сорта лжи получаются из полуправды. Ложное и не стремится завоевать все пространство, ибо знает, что малейшее ее присутствие уже портит истину и в общем будет царить ложное. Для шайтана лучший способ прикрытия это подавать смесь ложного с истинным. Известно, что почти все мушрики поклоняются Аллаху, но наряду с этим и ложному

(“Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!” [т.е. Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей] - 12/106).

Наличие доли ширка или куфра уничтожает таухид, веру и все добрые деяния:

"Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» ". (Толпы,65)

"Деяния тех, кто совершил куфр по отношению Господа своего, подобны пеплу, над которым пронесся ветер непогоды, и они нисколько не властны над тем, что заработали (из деяний). Это и есть глубокое заблуждение". (Ибрахим,18)

А вот пример обратному: "Скажи: «Явилась истина, и ложь ничего больше не породит и не вернется»" (Перенес Ночью,81)

Поэтому если мы хотим иметь одно из этих явлений, то для этого необходимо выполнять два действия (позитивное и негативное) одновременно:

1) Позитивное - утверждать само явление

2) Негативное - отвергать противоположное явление

Например, чтобы быть чистым, нужно поддерживать чистоту и избегать грязи. Чтобы быть на свету - поддерживать свет и избегать мрака. Для осуществления уаля и бара нужно поддерживать дружественность с мусульманами и неприязнь относительно неверных.

Эти два действия нашли себе в место и в формуле единобожия "Ла илаха илля Аллах" - "Нет божеств(ам) и (есть) только Аллах":

Негативная часть: " Ла илаха " - отвержение ложных божеств, тагутов.

Позитивная часть: "илля Аллах" - направление, поклонение только Аллаху.

Чтобы результат был действителен, эти два действие нужно выполнять одновременно. Нет никакого смысла и толка выполнять одно действие без другого. Они взаимно укрепляют друг друга и составляют одно целое. Отсутствие одного влечет за собой отсутствие другого и как результат уничтожение целого.

Нет толка говорить правду, говоря при этом и ложь. Не принимается единобожие и вера в Аллаха пока не отвергается тагут:

"Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять (ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий" (Корова,256)

Куртуби в тафсире этого аята передал, что под рукоятью подразумевается иман, ислам и таухид и сказал что это одно и тоже. Там же сказал, что для обладания этого (таухида, ислама) поставлено необходимое условие: отвергнуть того кто утверждают свое господство и тех, кому поклоняются вместо Аллаха; и уверовать в Аллаха.

Аналогичный смысл проявляется и в следующем достоверном хадисе:

"Станет запретной (для муслимов) кровь и имущество того, кто скажет "Ля илаха илла Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха" (передал Муслим)

Ибн Таймия толкуя аят ("И вы не есть поклоняющиеся тому, чему поклоняюсь я" - Неверные,5) говорит, что если многобожники поклоняющиеся ложным божествам, наряду с этим поклоняются и Аллаху, то не считается, что они поклоняются Аллаху, а наоборот считается, что они поклоняются ложным божествам. (Маджмууль-фатауа, 16/550-600).

Ибн Аль-Кайим сказал: "Только отвержение не является таухидом. Точно также принятие само без отвержения не действительно. Таухид содержит в себе и принятие и отвержение одновременно" (Абдур-рахман б. Хасан передал в фатхуль-маджиде)

Да, не считается, что человек любит Аллаха, пока он не станет ненавидеть ложных божеств и тагутов. Не считается, что человек возвеличивает Аллаха, пока он не унизит всех, что кроме Аллаха. Не считается, что человек боится Аллаха, если он боится еще нечто и вне Аллаха. Не считается, что человек взял себе Аллаха за судью, если он обращается в суд тагута и т.д.

Аналогично, не считается, что человек дружит с муслимами, пока он не удалится от мушриков. Направлять мушрикам уаля, которую следовало бы направлять только муслимам, есть своего рода ширк относительно муслимов. Если ширк по отношению к Аллаху это придавать ему тагутов в равные, то ширк по отношению к муслимам это, придавать им кафиров в равные:

“Верующие да не берут неверующих "уали"ями предпочитая их верующим (не делайте уаля неверным, ибо делая это вы тем самым предпочтете их муслимам [тем самым удалите от себя муслимов]). А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху...” (Семья Имрана,28)

"А верующие, как мужчины, так и женщины, — "уали"и (покровители, помощники) друг другу..." (Покаяние,71)

Иудеи и христиане "уали"и друг другу. Так не берите же, О вы, которые уверовали, их "уали"ями. А если кто из вас берет их себе в "уали"и, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей несправедливых!" (Трапеза,51)

Муслимы проявляют уаля друг другу, неверные друг другу. Кто покажет уаля неверным станет из них, тем самым станет не из муслимов, нарушит свою уаля с ними.

“О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии (путем показывания уаля неверным), то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны и жестки перед неверными...” (Трапеза,54)

Кто из вас покажет уаля неверным и отступит тем самым от религии, то Аллах вместо вас приведет тех, кто будет делать эти два действия одновременно.

“Мухаммад – посланник Аллаха; а те, кто с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой...” (Победа,29)

Кто не делает эти два действия те не с Мухаммадом. Не может быть в одном сердце таухид и ширк, дружественность к муслимам и неприязнь к неверным. Аллах не сотворил два сердца, чтобы противоположные явления сосуществовали в одной личности:

"Не устроил Аллах для человека двух сердец в одном теле..." (Сонмы,4)

Наши рекомендации