Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Предание Святой Православной Церкви проводит четкую грань между портретной живописью, то есть изображением — образом живого человека, и иконой — образом, который указывает на соединение этого человека с Богом. Икона отличается от портрета своим содержанием, поэтому ее изобразительный язык будет иным.
Портрет ставит целью либо показать телесные формы человека, либо с помощью красок приоткрыть внутренний мир человека, что-то сказать об его умственной и душевной жизни. Иначе говоря, задача портрета — через изображение внешних форм человеческого тела показать жизнь человеческой души.
Икона должна явить в земном мире образ прославленного состояния человека, который в итоге своей земной жизни обрел бессмертие и Вечную Жизнь в Небесном Царстве Славы Божией. Поэтому основная задача ее — не столько достигнуть портретного сходства, сколько передать то, что в душе этого человека живет и пребывает Бог. Икона должна показать тот свет Божий, который находится внутри человека, пребывающего в Небесном Царстве.
В Царстве Славы Божией Бог во всем. Он все наполняет и везде пребывает. В этом Царстве нет места, где нет Бога и Его благодатного света. Поэтому на иконе, написанной в традиционном православном стиле, нет и не может быть черного цвета. Этот цвет допустим только в изображении адского мира и бесовской силы, то есть того, в чем нет Божией Славы.
Эффект объема в изображении людей достигается за счет некоторого высвечивания изнутри человеческих фигур и одежд. В этом случае свет Божией Славы как бы проступает через лица, фигуры и одежды. Иногда на лицах святых делаются краской даже белые блики — как будто на них отражаются яркие лучи духовного света.
Золотой нимб вокруг головы святого также свидетельствует о вечном свете Божием в душе праведника. Этот свет на языке церковной живописи передается золотом.
Характерной особенностью иконной живописи является наличие обратной перспективы, хотя ее законы далеко не всегда строго математически соблюдаются в иконах.
Если мы стоим на дороге и глядим вдаль, то предметы выглядят тем меньше, чем больше до них расстояние. Прямая дорога вдали сужается и как будто сходится в одну точку. Подобное мы увидим и в пейзажной живописи, глядя на изображение дороги, уходящей вдаль. На фотографиях и на полотнах художников, написанных в реалистической манере, изображаются картины земной жизни, выполненные по закону прямойперспективы.
В отличие от таких картин и фотографий, на традиционной православной иконе мы видим нечто противоположное и поначалу непонятное. Оказывается, что точка, в которой сходится перспектива изображенного на иконе события, находится не у линии горизонта, а в пространстве перед иконой. И это закономерно, ведь икона ставит целью не рассказать о событии, а сделать молящегося перед ней христианина духовным участником священного события, изображенного на иконе. Задача иконы — приобщать молящихся к духовному миру Небесного Царства. Поэтому и перспектива священного изображения сходится к молящемуся перед иконой человеку.
Цель картины — рассказать как происходило событие. А задача иконы иная — рассказать что произошло, раскрыть смысл события.
На картине, изображающей Рождество Богоматери, было бы невозможно изобразить дважды одного и того же человека. А для иконного образа это вполне приемлемо.
Икона Рождества Богородицы изображает святую праведную Анну на ложе. Рядом с ней, еще не оправившейся после рождения Дочери, — люди, несущие ей пищу. Один человек стоит с опахалом. В доме, недалеко от престарелой Анны, находится ее верный супруг — Иоаким. Ему Господь дал возможность дождаться осуществления своей многолетней мечты — рождения Дочери. Но он не может не переживать о здоровье своей жены.
В нижней левой части иконы мы видим, как родившуюся Пресвятую Деву Марию омывают — купают после рождения. Рядом — родившееся Дитя в детской кроватке. Здесь мы снова видим человека с опахалом, и это не удивительно. Ведь Палестина — жаркая страна, и там очень много насекомых, которых следует отгонять и от малышей, и от людей в ослабленном состоянии. Эти круглые опахала на длинной ручке в форме шеста называются рипидами. Они используются в богослужении в южных странах и похожи на те опахала, которые изображены на иконе. Рипиды символически означают таинственное присутствие Ангелов, как бы веяние их крыльев. Это говорит о великой значимости как совершившегося события, так и личности Пресвятой Девы Марии для жизни всего мира.
Православная икона Рождества Богородицы не только рассказывает нам о радостном и важном событии, но и делает нас, молящихся, не зрителями, а духовными участниками Рождества Божией Матери. Поэтому мы поем перед иконой величание, прославляя Пресвятую Деву и Ее родителей, и целуем образ — икону, выражая свою любовь и благодарность рожденной для нашего спасения Деве Марии и Ее родителям, Иоакиму и Анне.
Жизнь в храме
Мы уже говорили о том, что Иоаким и Анна решили посвятить Богу самое дорогое что у них было — свое долгожданное дитя.
Дева Мария три года воспитывалась родителями, а затем по их обету (то есть по обещанию, данному родителями Богу) Ее отдали в Иерусалимский храм, где такие девочки могли жить до четырнадцати лет. За те три года, которые Мария прожила со Своими родителями, Иоаким и Анна смогли привить Ей такую любовь к Богу, что трехлетняя девочка спокойно оставила родителей, и Сама пошла в храм. Родители и девушки с зажженными свечами сопровождали Ее до храмового порога.
В храм вела лестница из пятнадцати больших ступеней. Когда трехлетнюю Девочку поставили на первую ступень, ведущую в храм, Она, как на крыльях, быстро поднялась по всем пятнадцати ступеням, потому что Ее душа стремилась к Богу. По преданию к святыням храма Ее ввел сам первосвященник (то есть священнослужитель, возглавлявший службу в храме).
Всем нам хорошо известно, что малыш может остаться лишь с тем человеком, которого хорошо знает и кому доверяет. Чаще всего это мама, папа, бабушка, дедушка или другой родной или близкий человек. А для маленькой Марии близким стал Сам Бог и Его храм.
Живя при храме, Она училась читать, писать, изучала Священное Писание, занималась рукоделием, выполняла разные работы по храму. Там же Она училась углубляться в молитву, там же постигла тайну общения с Богом. Так проходила Ее жизнь лет до четырнадцати.
Престарелые родители умерли, и девочка осталась круглой сиротой. Но у Бога сирот нет. Любящий Бог заменил Деве Марии отца и мать, а храм для нее стал родным домом.
Вопросы:
1. Сколько времени Дева Мария прожила в родном доме?
2. Почему Деву Марию родители отдали жить в храм?
3. Легко ли было маленькой девочке оставить любимых родителей?
4. Чем занималась Дева Мария, живя при храме?