Бог исполняет Свои пророчества
Иисус во многих местах Евангелия пророчески говорил о будущем, например:
Се, оставляется вам дом ваш пуст.
Матф. 23:38
Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.
Матф. 24:2
И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
Лука 21:24
Все, что сказал Иисус, исполнилось слово в слово с исторической точностью. Это не были высказывания, которые необходимо понимать как-то духовно, толковать как символы, аллегории или мифы. Нет, это были точные пророческие слова, которые исполнились буквально в истории.
Пророчество - это описание реального исторического события, которому еще предстоит произойти в будущем. В 2 Петра 3:3-4 говорится о ругателях, которые появятся в последнее время и будут издеваться над пророческими словами, которые медлят с исполнением. Но Петр объясняет эту задержку:
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают это медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень как тать ночью...
2 Петра 3:9-10
Так что библейские авторы были полностью согласны с тем, что:
- Бог есть Бог истории, действущий в ней;
- пророчества следует считать исторически достоверными;
- в пророчествах есть символы, но тогда всем им даются и объяснения. Задача же пророчеств прежде всего - в предсказании грядущих событий. В Библии есть также символические и образные тексты, они не отменяют, но только
придают глубину пророчески-историческим текстам, которые обязательно исторически исполнятся;
пророчествам можно доверять, они буквально исполнятся слово в слово;
пророчество не заключает в себе ничего иного, кроме того, что можно прочесть в нем и что можно понять (2 Кор. 1:13);
тот же пророческий Дух, который действовал через Иисуса, когда Тот говорил о разрушении храма и Иерусалима и о рассеянии еврейского народа, действовал через пророков Ветхого Завета и апостолов Нового. Эти пророчества нужно читать так же, как и слова Иисуса. Все пророческие слова, вдохновленные Святым Духом, исполнятся, начиная от пророчеств книги Бытия, до пророчеств Откровения.
Семь периодов времени
Принято разделять историю откровения на семь периодов. Перед ними и после них царит состояние вечности.
1. Век невинности - от сотворения человека до грехопадения.
2. Век совести - от грехопадения до потопа.
3. Век человеческого правления - от Ноя до Авраама.
4. Век обетования - от Авраама до Моисея.
5. Век закона - от Моисея до Христа.
6. Век церкви - от дня Пятидесятницы до возвращения Христа.
7. Тысячелетнее царство - период правления Христа как Царя в Иерусалиме до того, как сатана будет выпущен на короткое время. Затем следует вечность, с новыми небом и землей.
В этой главе мы подробно остановимся на последних двух периодах и пророчествах о втором пришествии Христа.
Иисус был зачат от Святого Духа и рожден Девой Марией, Он жил на земле и явился как Мессия, Помазанник Божий. Но Он не был таким Мессией, которого ожидал народ, - Он был страдающим Рабом (Ис. 53). Это значит, что Он был уничиженным, ничтожным в глазах людей, слугой (Филипп. 2:6-7). Он пришел, чтобы умереть. Он “смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Филипп. 2:8). После воскресения ученики думали, что Он немедленно восстановит Израильское царство, в котором будет править как Мессия.
Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Снятый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Деян. 1:7-8
Это было новостью для учеников. Начался период церкви, и Евангелие должно было быть проповедано всем народам. А то, чего ожидали ученики, - царствование Иисуса как иудейского Мессии на троне Давидовом - откладывалось на будущее.
Затем Иисус покинул их, и Его место занял Святой Дух (Ин. 16:7). Когда Иисус на глазах учеников начал подниматься на небо, им явились два ангела, которые сказали: “Мужи галилеиские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Дет. 1:11).
Что это? Это надежда христианства: Иисус вернется. Со дня события на Елеонской горе церковь молилась, ждала и надеялась, что Иисус вернется. Сегодня Он исполняет служение священника и царя на небесах, сидя по правую руку Отца, и однажды в будущем вернется, чтобы занять трон Давида и предстать Мессией, Царем на земле. Это - верная наша надежда.
Мозаику собирают по-разному
Исходя их того ясного факта, что Иисус вернется, верующие всех времен изучали, расследовали, размышляли и молились, чтобы понять на основании Писаний:
- когда Он придет,
каким образом Он придет, как будет выглядеть мир в момент Его прихода,
что будет с христианами и где они будут тогда находиться,
какие знамения и пророчества должны исполниться прежде того, как Иисус вернется, а также
что произойдет после Его возвращения.
Столетиями верующие исследовали и молились, и Писания имеют ответы. Чем больше мы приближаемся к последнему времени, тем больше растет понимание по этому поводу (Дан. 12:4).
За прошедшие столетия возникало множество различных взглядов и теологии относительно последнего времени. Часть теологии строится на мирском рационализме и либеральном взгляде на Библию, в которых сверхъестественно-пророческое либо совершенно отвергается, либо толкуется сверхдуховно. Они не относятся к пророчествам серьезно, и под видом набожности отвергают истинное значение пророчеств и их историческую истинность и надежду верующих на будущее. Но и среди тех, кто верит Библии, существуют разногласия о пророческих событиях. Что касается общей рамки мозаики, в этом часто встречается согласие: Иисус действительно однажды, в определенный исторический момент, вернется на
землю. Тем не менее, различные фрагменты остаются у них “за рамкой” мозаики.
В этой короткой главе невозможно рассмотреть все детали пророческих событий или разобрать все существующие взгляды. Поэтому мы только кратко рассмотрим основные фундаментальные камни, явно указывающие на предстоящее событие, которое после креста будет самым важным в мировой истории, а именно - возвращение Иисуса на землю.
Чтобы иметь обзор пророческих событий будущего, необходимо отметить:
- Пророчества Ветхого Завета о последнем времени, особенно в книгах пророков Даниила, Иезекииля и Захарии.
- Рассказ Иисуса о последнем времени (Матф. 24, Марк 13 и Лука 21).
- Учение апостолов в Новом Завете (Римл. 11, 1 Кор. 15, 1 Фесс., 2 Фесс.).
- Детальное описание последних семи лет в книге Откровения.
Кратко говоря, можно разделить это событие на следующие части:
1. Окончание века церкви.
2. Действия Бога относительно Израиля, церкви и наций.
3. Возвращение Иисуса.
4. Тысячелетнее царство.
5. Последний суд.
6. Новое небо и новая земля.
Окончание периода церкви
Иисус вернется на землю таким же образом, как Он покинул ее.
И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу...
Зах. 14:4
Иисус сказал: “Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий” (Матф. 24:44). Его приход ознаменует собой конец периода церкви и наступление мессианского царства, когда Иисус как Мессия будет править с престола Давида тысячу лет.
Хотя церковь всегда ждала, что Иисус может вернуться в любой момент, явно, что определенные события должны произойти и знамения исполниться до Его прихода. Все они четко описаны в Библии. Их можно разделить на знамения, касающиеся
- мира: наций, географических и мировых событий;
- церкви;
- Израиля, еврейского народа и израильской нации.
Эти события должны закончиться одним особенным - восхищением церкви, описанным в 1 фесс. 4:17: “Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем”.
Восхищением закончится век церкви, век благодати, когда Бог особенным образом посещает все народы, чтобы дать им Евангелие и спасти их от суда. Инструмент, который Бог для этого использует, - церковь. С ее восхищением закончится этот период, и Бог начнет следующий период, период мессианского царства.
'w'^:'•'Действия Бога с Израилем, ' '•'•'ww
*'*" церковью в нациями ' w
В 1 Кор. 10:32 сказано: “Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией”. Все действия Бога в основном относятся к одной из этих трех категорий людей:
- к евреям - собственному народу Божьему, с которым Он связан вечными обетованиями (Быт. 12:1-3, 13:14-17, 17:13; Иер. 31:35-36).
язычникам, то есть остальным нациям, которые были далеко от Бога и стали близкими Ему через Иисуса Христа (Римл. 11:17,24-25;
Ефес. 2:13). ; .
церкви, призванной как из евреев, так и из язычников, которая стала новым творением,
телом Христа и храмом Духа. В период посещения всех наций Божьей благодатью на церковь возложены особые задачи (Ефес. 2:15-16,19-20).
К еврейскому народу относится следующее:
1. Божья любовь к нему (Иер. 31:3) и завет Бога с ним вечны (Иер. 31:35-36).
2. Бог обещал, что Его рука всегда будет на них (Втор. 4:31; Римл. 11:1-2).
3. Если они согрешат против Бога, то будут рассеяны (Втор. 28:64).
4. Даже если Он их рассеет, то сжалится наг ними и соберет их снова (Втор. 30:4;
Иер. 31:10).
5. Иисус пророчествовал о рассеянии евреев во все народы, а также о том, что они будут собраны из всех народов в конце времен (Иер. 16:15; Лука 21:24; Римл. 11:25-26).
6. Когда они соберутся в последнее время, то будут жить в своей земле, будут физически и духовно восстановлены и познают своего Бога (Иезек. 36:24-28; Римл. 11:25-29).
7. Они никогда больше не будут изгнаны из своей страны (Амос 9:14-14).
8. Тогда слуга Господень Давид будет их царем (Иезек. 37:24).
9. Они будут занимать ведущую позицию в тысячелетнем царстве (Ис. 2:2-4; Зах. 14:9,16-17).
К нациям относится следующее:
1. Все народы далеко ушли от Бога и были идолопоклонниками (1 Кор. 10:20; Ефес. 2:12, 4:18).
2. Они стали близки Богу через Иисуса Христа (Ефес. 2:13,18).
3. Поскольку часть евреев не уверовала, то у язычников появилась возможность по благодати Бога стать “общником корня и сока маслины” (Римл. 11:17).
4. Они не должны превозноситься над “ветвями”, то есть над евреями (Римл. 11:18).
5. Период церкви - это время посещения Богом всех народов (Матф. 24:14).
6. В конце периода церкви тьма, упадок и жестокость среди народов усилятся (Матф. 24:4-12; 2Тим. 3:1-5).
7. Одновременно с нарастающей тьмой в конце периода церкви начнется сильное пробуждение и время посещения, когда будет жатва Божья среди всех народов (Ис. 60:1-3; Матф. 24:14;
Иак. 5:7).
8. После посещения Господом начнется суд над народами (Матф. 25:31-32).
9. Народы будут судимы на следующих основаниях:
а) приняли ли они Евангелие (Матф. 10:14-15);
б) как они воспринимали Иисуса (10:22,32-33);
в) как они относились к еврейскому народу (Иоиль 3:1-3);
г) как они относились в Израильскому государству и нации (Иоиль 3:1-3).
К церкви относится следующее:
1. На протяжении истории церкви происходили периоды отступничества.
2. В последнее время произойдет сильное отступничество (1Тим. 4:1).
3. В истории церкви были периоды восстановления.
4. В последнее время произойдет окончательное восстановление церкви (Ефес. 4:13, 5:27).
5. Восстановление будет касаться учения, жизни, силы и порядка.
6. Церкви предстоит выполнять множество задач:
а) проповедовать Евангелие всем народам (Матф. 24:14),
б) сиять славой Христа,
в) быть носительницей пробуждения, реформации и восстановления,
г) собрать последнюю жатву из всех народов,
д) вести верующих к зрелости,
е) пророчествовать народам иих правительствам,
ж) в духовном мире доминировать над силами зла (Ефес. 6:12).
7. Церковь будет восхищена в победе к славе (1 Фесс. 4:16-17).
Последняя седьмина
Чтобы разобрать подробнее события последнего времени, необходимо прежде всего обратиться к книге пророка Даниила. Даниил описывает семьдесят седьмин (70 х 7 лет = 490 лет) истории еврейского народа и города Иерусалима (Дан. 9:24-27). В это время произойдет следующее:
- преступления будут покрыты,
- грехи запечатаны и
- заглажены беззакония,
- будет приведена правда вечная,
- будут запечатаны видение и пророк,
- будет помазан Святый святых.
Это записано в Дан. 9:24 и говорит о том, что с грехом и неправедностью будет покончено и что Царство Божие будет продвигаться вперед. Это будет вечное царство, управляемое Сыном Человеческим (Дан. 7:13-14,18). Началом отсчета этих семидесяти седьмин, охватывающих период прямого политического господства язычников над Израилем, стал 445 год до Рождества Христова, когда Артаксеркс дал приказание о “восстановлении Иерусалима” (Неем. 2:1,5; Дан. 9:25).
Далее Даниил говорит о семи и шестидесяти двух седьминах (то есть 69 седьмин или 483 года), которые пройдут до того дня, когда “предан будет смерти Христос и не будет” (Дан. 9:25-26). 483 года после приказа Артаксеркса до “вербного воскресенья” - дня, когда Иисус вошел в Иерусалим для празднования Пасхи, чтобы стать жертвенным Агнцем за грехи мира. Мессия умирает, одинокий и покинутый всеми (Ис. 53), а затем следует разрушение Иерусалима и храма. Это произошло в 70 году н. э. во время штурма Иерусалима римлянами.
Остается еще одна пророческая седьмина. До нее - долгий разрыв во времени. Он приходится на период церкви. На это время падает рассеяние - диаспора - еврейского народа, лишенного страны и национальной государственности. Это происходит перед наступлением последней седьмины, во время которой исполнятся видения и пророчества и “помазан был Святый святых” (Дан. 9:24).
Эта последняя седьмина, последние семь лет подробно описаны в книге Откровения. В этой перспективе должно читать описанное в книге Откровения, и в такой перспективе то, что сделает Бог для Своего народа Израиля, для церкви и для всех наций, вписывается в общую картину.
Это последняя седьмина для Израиля. Но прежде евреи должны собраться в свою страну, потому что здесь говорится о народе и стране (Дан. 9:24). В эту последнюю седьмину совершится суд над народами, и закончится она возвращением Иисуса. За эти семь лет произойдет следующее:
1. Скорбь - малая (три с половиной года) и великая (три с половиной года).
2. Установится всемирная антихристианская система, и нации все больше будут враждовать против Бога (Откр. 13:1-2).
3. Антихрист станет во главе этой антихристианской системы (2 Фесс. 2:3-6).
4. Нации будут объединяться все более в их враждебности против Израиля, который будет атакован (Зах. 12:2-3, 14:1-4).
5. Чаши гнева будут излиты на мир и творение в конце периода великой скорби (Матф. 24:6-9,15-22; Откр. 16:1-21).
6. Иисус вернется, победит Антихриста и произведет суд над народами (Иоиль 3:1-2;
Зах. 14:4; Откр. 19:11-21).
7. Установится тысячелетнее царство. Иисус будет править как Мессия в храме в Иерусалиме всей землей тысячу лет (Откр. 20:1-6).
Восхищение церкви
Событием большого значения в последнее время будет восхищение церкви. Библия говорит об этом совершенно определенно. Период церкви закончится ее вознесением на облака для встречи с Господом (Матф. 24:40-41; 1 Фесс. 4:16-17;
1 Кор. 15:51-52). Примерами подобного восхищения в Библии являются Енох, Илия и Сам Иисус. Это сверхъестественное событие огромного порядка. Библия ясно утверждает, что верующие последнего поколения вместе с верующими всех предыдущих поднимутся на небо для того, чтобы встретиться с Господом Иисусом, который придет им навстречу на облаках. Многих христиан занимает вопрос,когда это будет. То, что указывает на восхищение прежде времени скорби, является постоянная защита Богом церкви от суда.
1. 1 Фесс. 5:9: “Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа”.
2. Откр. 3:10: “...то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать всех, живущих на земле”.
3. 2 Фесс. 2:6-7: “И ныне вы знаете, что не допускает ему открыться... пока не взят из
среды удерживающий теперь”. Здесь, хотя и не так ясно, содержится намек на то, что приход Антихриста одерживается присутствием церкви.
4. Предполагается, что как дети Израиля, Ной и Лот, были спасены от испытания судом, так и церковь вознесется прежде скорби.
5. Поскольку время скорби приходится на последнюю седьмину, считается, что скорбь постигнет евреев и нации, но не церковь.
6. Имеется в виду, что все, описанное в книге Откровений после 3 главы, не коснется церкви. Она в это время будет находиться на небе, пока Бог закончит восстановление Израиля и произведет суд над другими народами на земле.
7. Указывается также, что Иисус придет вместе со Своими святыми совершать суд над народами (Иуда 14-15).
Те, кто считает, что восхищение произойдет в конце времени скорби, между прочим опираются на 24 главу Евангелия от Матфея, где сказано, что ученики пройдут через всю скорбь, что их будут вводить в заблуждение, но что они должны бодрствовать и следить за знамениями пришествия Сына Человеческого, которые произойдут в конце периода скорби.
Обоих убеждений о вознесении придерживаются освященные, преданные верующие. Есть доводы, говорящие в пользу обоих убеждений, но также и против. Ясно, однако, что восхищение произойдет, и что по этому поводу в последнее время будет все больше понимания. Ясно также, что Господь хочет, чтобы церковь бодрствовала и была готова верою перенести все испытания последнего времени. В то же время она должна быть готова к тому, что восхищение к главе произойдет внезапно.
После драматических семи последних лет наступит тысяча лет мира. Это время ознаменуется следующими событиями:
- Израиль восстановлен как нация и совершает свое священническое служение вместе с церковью (Ис. 4:3, 61:6; Иезек. 36:27-28).
- Народы подчинятся Царствию Божьему, будут парить мир и гармония (Ис. 2:2; Иер. 16:19).
Устанавливается Царство Давида и престол с Иисусом, Царем и Мессией, во главе (2 Цар. 23:2-4; Иез. 37:22-24).
- Проклятие над творением разрушено, и творение будет праздновать тысячелетнюю субботу покоя (Римл. 8:19-22).
Суды Божьи
Период церкви - это период благодати. Проповедуя в назаретской синагоге, Иисус цитировал Ис. 61:1-2 и закончил словами: “проповедовать лето Господне благоприятное (то есть год благодати)” (ст. 2). Иисус закончил цитировать на половине второго стиха. Далее следут: “...и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих...”.
В новом завете, который является веком благодати, Господь отодвигает суд Божий на будущее. Каждый период истории заканчивался судом. По окончании тысячелетнего царства Божия работа с человечеством на земле завершена, и тогда предстоит последний, заключительный суд Бога над всей неправедностью. Все будет подвержено суду. Библия говорит о нескольких судах. ,,.,д ;.
1. На кресте был осужден грешник и грех. Верою в Иисуса и в тот суд над грехом, который Бог совершил над Иисусом на кресте, грешник избегает суда, получает помилование и переходит к вечной жизни (Ин. 5:24).
2. Бог будет судить верующих по их делам, их вере и верности Ему. Это не значит, что кто-либо будет отвергнут, но это будет оценка жизни и служения верующего. Каждый получит награду за исполненную работу (1 Кор. 3:11-15;
2 Тим. 4:8).
3. Бог будет судить народы. Он разделит их на “овец” и “козлов” (Матф. 25:31-46). Этот суд произойдет перед тысячелетним царством. Библия описывает сражения при Армагеддоне (Откр. 16:16, 19:11-19) и суд в долине Иосафата (Иоиль 3:1-3).
4. Бог будет судить нечестивых. Этот завершающий суд будет происходить перед престолом на Небесах после тысячелетнего царства. (Дан. 7:10; Откр. 20:11-15).
а) Судьей будет Христос: “И дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий” (Ин. 5:27).
б) Судимы будут все люди, чьи имена не записаны в книге жизни (Откр. 20:15).
в) Те, кто будут судимы, перед судом воскреснут из мертвых: “Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения” (Ин. 5:28-29).
К книге Откровения сказано: “Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим” (Откр. 20:13).
Перед этим умершие во Христе Иисусе уже воскресли:
Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Фесс. 4:16-17
Воскресение умерших во Христе произойдет одновременно с восхищением церкви для встречи с Господом в облаках. Это будет прежде тысячелетнего царства, а воскресение неправедных произойдет после окончания тысячелетнего царствия, при последнем суде.
5. Перед началом тысячелетнего царства Антихрист и лжепророк осуждены и брошены в огненное озеро, горящее серою (Откр. 19:20).
6. В начале тысячелетнего царства, после суда над народами, сатана связан и брошен в преисподнюю на тысячу лет (Откр. 20:2-3). После окончания царства он будет выпущен на короткое время, чтобы еще раз попытаться ввести в заблуждение народы, но затем будет брошен в огненное озеро, куда еще раньше были брошены Антихрист и лжепророк (Откр. 20:10)
7. Неправедные, умершие в грехах, остаются потерянными. До последнего суда они сохранялись в царстве смерти. После него они будут брошены в огненное озеро: “И смерть
и ад повержены в озеро огненное - это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное” (Откр. 20: 14-15).