Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью.
Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
Пример:
Библйский рассказ об одном и том же событии языком прозы и языком поэзии. Эти два рассказа присутствуют в двух соседних главах, 4-й и 5-й, одной и той же Книги Судей: вражеский полководец Сисара забежал в шатер женщины по имени Иаиль, а она, усыпив его бдительность, убила его. Вот прозаическое повествование:
«Сисара сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его, и опять покрыла его. Сисара сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: «нет ли здесь кого?», ты скажи: «нет». Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости и умер». (Книга Судей 4:19–21)
А вот поэзия:
«Да будет благословенна между женами Иаиль,
Жена Хевера Кенеянина,
Между женами в шатрах да будет благословенна!
Воды просил он: молока подала она,
В чаше знатной поднесла кислых сливок.
Руку она протянула к колу,
Десницу — к молоту работников;
Ударила Сисару, поразила голову его,
Разбила и пронзила висок его.
К ногам ее склонился, пал и лежал,
К ногам ее склонился, пал;
Где склонился, там и пал сраженный». (Книга Судей 5:24–27)
Поэтический текст опускает множество второстепенных деталей («Она развязала мех с молоком… и опять покрыла его»), но самому главному он уделяет несравнимо больше внимания, чем проза: «К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный». Более того, можно обратить внимание на фактическую неточность поэтического текста: Сисара сначала лег к ногам Иаили, и только потом она его убила. Но в поэзии целостность образа бывает важнее фактической точности: Сисара был повергнут к ногам слабой женщины, одержавшей над ним победу, и какая разница, в какой именно последовательности произошли эти события!
Примерно то же самое можно будет сказать и о некоторых других противоречиях и загадках библейского текста: иногда фактическая точность может уступать место яркой и последовательной образности. Такова особенность поэтического жанра.
Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
С поэзией нельзя обращаться, как с учебником, в котором всё систематизировано и все истины выражены точно и последовательно. Поэтические книги не похожи на Библейский словарь, где всем явлениям и предметам дается точное богословское определение. В поэзии очень много богословских истин, но они преподносятся более вольно, художественно, образно.
В Псалтири, например, раскрыты практически все важнейшие темы Богопознания. Недаром Псалтирь иногда называют малой Библией. Она говорит о творении мира, добре и зле, грехе и добродетели. Многие псалмы посвящены описанию свойств Божиих, Его могуществу, святости, мудрости, любви, правде и милосердию. Весь Ветхий Завет содержит около 450 пророчеств о Христе. Из них не менее 100 содержится в Псалтири. Однако, богословие поэзии идет не столько от холодного рассудка, сколько от горячего верующего сердца. Поэтому и воспринимать его нужно научиться не только умом, но и сердцем.
Примеры:
«Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Псалом 89:5)
Урок, который хотел преподать здесь псалмопевец, не заключается в том, скольким именно земным годам равен один год у Бога. Он просто хотел показать, что в отличие от людей, Господь неподвластен времени. То, что человеку кажется вечностью, для Бога - мгновение. Итак, богословская истина присутствует здесь, но она выражена образно, а не в точных формулировках.
«Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его» (Иов 7:17,18)
Нельзя понимать буквально, что Господь испытывает нас прямо-таки каждое мгновение и посещает именно по утрам. Но богословскую истину мы извлекаем здесь между строк. Поэзия преподносит нам богословие в образах, из которых мы должны извлечь не буквальный смысл, а суть. В данном случае, всё, что хотел сказать Иов, это то, что Бог всегда рядом и вникает во все дела человеческие. Иова удивляет такой интерес Бога к человеку.