С3- Почему в стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе(«Определение поэзии»)?

В стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе, сопоставляя их с творчеством писателя. Автор это показывает через такие стилистические фигуры, как параллелизм и анафора: «Это - круто налившийся свист, это - щелканье сдавленных льдинок. Это - ночь, леденящая лист, это - двух соловьев поединок». Так же эти приёмы придают особую ритмичность стихотворению. Музыка-лирика, которая постепенно сливается с красотой природы, находит отражение в строках: «Это - с пультов и с флейт – Figaro низвергается градом на грядку». Единство между звуками и жизнью- это и есть определение поэзии.

С4- Чем стихотворение Б.Л.Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX- XX веков? (При сопоставлении укажите авторов произведений.)

Многие писатели 19-20 века, так же как и Б.Л.Пастернак, обращались к теме поэта и поэзии, например, М.Ю.Лермонтов и М.И.Цветаева. В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов изображает непростую судьбу творца, который «восстал … против мнений света один, как прежде... и убит». Автор осуждает убийц поэта: «Его убийца хладнокровно навел удар... спасенья нет: пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет». Но всё же Лермонтов считает творчество Пушкина бессмертным и восхваляет его талант. Так же восхищается Блоком М.Цветаева в произведении «Имя твоё- птица в руке»: «Имя твое — птица в руке, имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ имя твое — пять букв…». Марина Ивановна проявляет в звучании имени Блока сущность его творчества. Стихотворения М.Цветаевой, М.Ю.Лермонтова и Б.Л.Пастернака объединяет идея о назначении поэзии, которая бесценна, бессмертна и прекрасна.

С3- Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения(М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»).

Лирический герой данного стихотворения М.Ю.Лермонтова является романтичным, чувственным и одиноким. Образ дороги навевает на него философские размышления о жизни и смерти: «Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы…». Изображая мысли лирического героя, автор использует различные средства художественной выразительности. Например, такие как риторическое восклицание: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», анафора: «Чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб дыша вздымалась тихо грудь», риторический вопрос: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?». Эти приёмы помогают автору сделать акцент на эмоциональном состоянии лирического героя, которому «так больно и так трудно». Он несчастен и желает для себя другой жизни: «Уж не жду от жизни ничего я,… я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!»

С4- Каково значение образа дороги, пути в этом стихотворении и в каких произведениях литературы мотив дороги играет ведущую роль?

Образ дороги играет значимую роль в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Он символизирует жизненный путь лирического героя. Так же, как и в лермонтовском стихотворении, образ дороги встречается и в других произведениях, например «Железная дорога» Н.А.Некрасова и «Россия» А.А.Блока. В «Железной дороге» в центре внимания автора- острая социальная тема(строительство железных дорог). Образ пути в этом произведении является символом страданий людей: «Прямо дороженька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские... сколько их!». В произведении А.А.Блока история России тесно связана с дорогой, которая проходит через родную сторону, обожаемую поэтом: «Дорога долгая легка, когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка…». В стихотворениях М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова и А.А.Блока образ пути имеет большое значение, он является символом жизненной тропы, по которой идёт либо один человек («выхожу один я на дорогу»), либо страна(«Россия»), либо весь народ(«Железная дорога»).

Наши рекомендации