По учебнику С. Куломзиной «Закон божий для самых маленьких»
«Цель уроков — дать детям доступные им в этом возрасте знания о Боге, о молитве, о Церкви и о христианской жизни, о жизни некоторых святых. На каждом уроке преподаватель обращается к детскому опыту жизни, стараются вызвать активное восприятие детьми предлагаемого им текстового содержания. Уроки составлены так, чтобы вызвать живое участие детей в диалоге со взрослыми. В конце каждого урока для закрепления материала предлагаются темы детских занятий. Курс составлен из объяснений церковной жизни, к участию в которой призываются православные дети. Изложение материала сопровождается примерами и рассказами из Священной Истории, что послужит более осознанному его восприятию детьми». Проф. С.С. Куломзина
Темы уроков | Цели | Виды деятельности детей |
1. Церковь и семья | Формирование понятия о Церкви как о сообществе всех православных христиан мира | Рисование своей семьи Игра «Кто сильнее» |
2. Крест | Способствование выработке у детей представления о Кресте как о символе принадлежности к Богу и символе спасения. Закладывание у детей позитивного отношения к Кресту. | Рисование различных видов Крестов |
3. О Боге | Формирование мировоззрения и мировосприятия, формирование начальных понятий о Боге, мире и человеке. Знакомство детей с этапами творения мира. | Выполнение поделки в технике оригами «Деревья» |
4. Господь Иисус Христос | Знакомство детей с личностью Христа, как Спасителя мира. Донести до детей в доступной форме смысл спасения человечества | Просмотр иллюстраций, чтение икон с жизнеописанием Иисуса Христа |
5. Сретение | Донести до детей смысл и значение праздника. Чтение тропаря празднику с разъяснениями | Изготовление панно «Храм». Чтение тропаря празднику |
6. Праздник Крещения Господня – Богоявление | Донести до детей смысл и значение праздника. Вызвать чувство радости при соприкосновении со святыней – Крещенской водой. Воспитывать чувство благоговения к святыне. Чтение тропаря празднику с разъяснениями. | Заучивание тропаря празднику |
7. Как Иисус Христос помогал людям | Знакомство детей с жизненным подвигом Иисуса Христа. Чтение стихов из Евангелия с разъяснениями. | Рисунки детей по тематике урока. |
8. Как Иисус Христос учил людей | Знакомство детей с Евангельскими притчами в доступной для них форме. Чтение стихов из Евангелия с разъяснениями. | Изготовление панно «Сеятель» |
9. Тайная Вечеря и Распятие | Донести до детей в доступной для них форме смысла Евхаристии и значения таинства в жизни христианина. Чтение стихов из Евангелия с разъяснениями. Заложить понятие долга и верности | Чтение икон Тайной Вечери |
10. Воскресение Христово | Способствовать у детей проявлению чувства радости от духовного праздника. Знакомство с историей праздника. Донести значение и смысл праздника в доступной форме для детей. | Рисование пасхальных яиц. Заучивание тропаря праздника |
11. Зачет в игровой форме | Зачет проводится с использование раскрасок с заданиями | Выполняют задания |
12. Успение Пресвятой Богородицы | Знакомство детей с историей праздника. Чтение тропаря праздника с разъяснениями. | Чтение иконы «Успения Пресвятой Богородицы». Чтение тропаря празднику |
13. Житие св. вмч Георгия Победоносца | Краткое ознакомление детей с историческим периодом, связанным с гонением на христиан. Краткое ознакомление с житием св. вмч. Георгия Победоносца. Знакомство с понятием Православное чудо. | Рисунки по теме урока. |
14. Житие св. вмч. Пантелеймона Целителя | Продолжать знакомить детей с историческим периодом, связанным с гонением на христиан. Краткое ознакомление с житием св. вмч. Пантелеймона Целителя. Продолжать знакомить детей с православными чудесами, связанными с жизнедеятельностью святого. | Выполнение поделки в технике оригами «Врач» |
15. Житие св. равноап. Вел. Кн. Владимира – крестителя Руси | Краткое знакомство детей с историей Крещения Руси. Знакомство детей в доступной форме с жизнеописанием св. равноап. Кн. Ольги, св. равноап. Вел. Кн. Владимира. | Рисунки по теме урока |
16. Житие св. блг. Кн. Александра Невского | Краткое ознакомление детей с историческим периодом, в котором жил святой. Знакомство детей в доступной форме с жизнеописанием святого. | Изготовление поделки «Щит и меч» |
17. Житие св. вмч. кн. Михаила Черниговского иего боярина св. мч. Феодора | Краткое знакомство детей с историей нашей митрополии, с историческим периодом, в котором жили святые, с жизнеописанием святых. Дать детям первоначальное представление о подвиге во имя Отчизны. Чтение примеров из современной жизни. | Рассматривание иллюстраций к книге «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Феодора, воеводы первого в княжестве его» |
18. Житие св. блг. Кн. Романа Брянского | Продолжать знакомить детей с историей нашей митрополии через жития святых: св.блг. кн. Роман Брянский. Познакомить детей с краткой историей Свенско - Успенского мужского монастыря | Рассматривание исторических фотографий Свенско - Успенского мужского монастыря |
19. Житие св. преп. Блг. Кн. Олега Брянского | Продолжать знакомить детей с историей нашей митрополии через жития святых: св. прп. блг. кн. Олег Брянский. Познакомить детей с историей обретения мощей святого. Привитие благоговейного чувства к святому. | Паломническое посещение Собора к мощам св. преп. Блг. Кн. Олега Брянского |
20. Житие св. блж. Ксении Петербуржской | Знакомство детей с жизнеописанием св. блж. Ксении Петербуржской. Продолжать знакомить детей с понятием православное чудо. Воспитание у детей нравственных качеств личности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. | Рисование по теме урока. Чтение иконы св. блж. Ксении Петербуржской. |
21. Житие св. блж. Матроны Московской | Знакомство детей с жизнеописанием св. блж. Матроны Московской. Воспитание у детей нравственных качеств личности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. | Чтение иконы св. блж. Матроны Московской. Рисование по теме урока. |
22. Божественная Литургия | Помочь детям вспомнить главные понятия, которые им были сообщены до сих пор. Краткое Ознакомление со структурой Литургии и содержанием ее частей. | Перед занятие все дети в обязательном порядке принимают участие в божественной Литургии. Рассматривание иллюстрацией с изображением хода Литургии. Пропеть с детьми «Господи, помилуй». |
23. Божественная Литургия | Краткое Ознакомление со структурой Литургии и содержанием ее частей. Воспитывать у детей благоговейное чувство к таинствам Церковным. | Рассматривание малого, великого покровов и воздуха. Разъяснение сложности работы золотошвейки. |
24. Божественная Литургия | Разъяснение значений Великого и Малого входов, чтения Апостола и Евангелия. Объяснить значение Литургии в жизни православного христианина. Пригласить на урок священнослужителя для краткой проповеди детям о смысле отрывка из Евангелия, читаемого сегодня. | Пропеть с детьми «Господи, помилуй». Рассматривание иллюстрацией с изображением хода Литургии. |
25. Великий Пост | Познакомить детей с историей возникновения Великого поста. Разъяснить значение Великого поста в жизни православного христианина. Рассказывание реальных историй соблюдения /несоблюдения/ поста и значение телесного подвига для духовного роста человека. Разъяснить схему «Дух – душа – тело» | Дети рассказывают как они соблюдают пост. |
26. Пасха – Воскресение Христово | Разбудить у детей воспоминание о чувстве радости от соприкосновения с Пасхой. Познакомить детей с явлением Благодатного Огня в иерусалиме. Напомнить детям о истории праздника. Донести до детей значение Пасхи в спасении Иисусом Христом человечества от рабства греху. | Дети должны принимать хоть малое участие в Пасхальной Божественной Литургии. Дети делятся своими впечатлениями от участия в празднике. Пение тропаря празднику. |
27. Вознесение и Троицын День | Краткое знакомство детей с историей праздника, донести до детей смысл праздника и его значение в последующей истории человечества. Чтение тропаря празднику с разъяснениями. | Коллективное панно в технике квилинг «Языки Святаго Духа». Чтение иконы «Сошествие Святаго Духа на Апостолов» |
28. Экзамен | Проводится в игровой форме с использованием раскрасок с заданиями | Дети выполняют задание |
Контроль и оценка достижений воспитанников:контроль достижений воспитанников осуществляется в форме непроизвольной беседы с детьми, в виде игр и игровых ситуаций, вопросы заданные как бы невзначай в процессе деятельности тоже несут функцию контроля.
Игры и игровые ситуации
Ассоциации
Цель: проведение контроля достижений детей в виде игры; помочь детям понять и запомнить Библейский материал
Для игры требуется 3-10 человек. Один человек выходит, а остальные загадывают какое-нибудь слово или понятие из Библии, например Вифлеемская звезда. Угадывающий игрок заходит и начинает задавать каждому по очереди вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".
Например:
это живое?
это деревянное?
это съедобное?
это имел Иисус?
сейчас мы может это иметь (видеть)?
Когда же, наконец, угадывающий игрок отгадает слово, то следующим угадывать идет тот, кому последнему был задан вопрос.
Библейский стих в жестах
Цель: проведение контроля достижений детей в виде игры; помочь детям понять и запомнить Библейский материал
Игра очень проста. Главное ее преимущество - она помогает учить Библейские стихи в увлекательной форме. Игру хорошо проводить в домашней группе и в воскресной школе. Могут участвовать от 3-х до 15-ти человек.
Каждый человек (или команда из нескольких людей, если вас много) получает листок с написанным в нем стихом. Через некоторое время игроки по очереди должны показать свой стих в жестах (жесты они придумывают сами), при этом стих должен проговариваться вслух. Можно также объяснить, как понимать этот стих и почему придумали те или иные жесты. Еще можно один и тот же стих дать двум командам. Их выступления сравниваются и оцениваются, чье лучше.
Для примера приведу, как можно жестами показать стих "Ибо так возлюбил бог мир, что отдал сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную." (Иоанна 3:16)
Ибо так возлюбил - два удара кулаком в районе сердца (когда мы влюблены, то сердце бьется у нас часто)
Бог - рука показывает в небо
мир - ладонь открыта, показываем вокруг себя
что отдал - двумя руками отрываем как будто что-то от груди
Сына Своего - рука как будто касается головы маленького ребенка
чтобы всякий - указательным пальцем показываем на одного, второго, третьего человека
верующий - складываем ладони, как для молитвы
в Него - опять показываем на небо,
не погиб - сначала указательным пальце показываем как "нельзя", потом показываем смерть - скрещенные руки на груди
но имел жизнь - щупаем пульс (пульс есть - значит человек жив)
вечную - символ вечности - замкнутый круг, рукой проводим круг в воздухе.
Обязательно проговорите место священного Писания, откуда взят стих. Стихи лучше всего подбирать такие, которые нетрудно показать. Предлагаю следующие:
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Осия 6:6)
В начале сотворил Бог небо и землю. (Бытие 1:1)
Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим 6:23)
Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. (притчи 17:1)
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. (Кол. 3:1-2)
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3:20)
Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1 Иоанна 1:5)
Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иакова 2:26)
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. (Матф. 28:19)
При хорошей тренировке можно усложнить игру. Пусть кто-то показывает стих (только хорошо известный), а другие отгадывают.