Глава 2. развивающие игры для самых маленьких

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ

Ребенок 2 лет любит игры с предметами. Это простые, однотипные действия: он открывает и закрывает коробку, накладывает кубик на кубик, снимает кольца со стержня пирамидки и надевает их снова. На втором году жизни эти действия носят целенаправленный характер: он обязательно уложит все кубики в ряд, соберет матрешку, разберет ее. Совершенствуются по сравнению с предыдущим периодом действия по овладению предметами орудийного характера: ребенок стучит молоточком, совком набирает песок, высыпает его в ведерко и т. д. Все эти действия он выполняет после того, как их показал ему взрослый. То, что ребенок видит и подмечает, в дальнейшем он использует как начало сюжетной игры - купает куклу, вытирает, кормит, укладывает спать. Сюжетная игра состоит из повторяемых действий.

Для детей второго года жизни характерно переводить взгляд с одного предмета на другой, играть с теми предметами, которые они увидели. Если малыш заметил мяч, то он играет с ним, заметил красивую машинку - бросил мяч и схватил машинку. Внимание в этом возрасте неустойчиво, ребенок все время отвлекается, запас действий с предметами ограничен. В то же время ребенок все время находится в движении, т. к. основа его развития - психомоторная.

В этом возрасте дети еще не умеют хорошо говорить, не могут правильно выразить свои желания, но уже учатся строить взаимоотношения с такими же малышами. Если они играют вместе, то они только находятся друг около друга, а играют каждый в свою игру, взглядом следят друг за другом и при случае отбирают игрушки у другого. Они не могут еще согласовать свои действия, поэтому происходят ссоры.

Дети второго года жизни эмоциональны: проявляют свои чувства в мимике, возгласах, что-то лепечут на своем языке. Их эмоциональное состояние будет сильно зависеть от того, сколько времени проводит с ними взрослый, чему он их учит. Но надо помнить и о том, что дети второго года жизни быстро утомляются, легковозбудимы, психически ранимы. На каждом отдельном занятии целесообразно выделять не очень сложное, но определенное программное содержание, на котором необходимо сосредоточивать внимание детей. На другом занятии надо развивать у детей способность звукоподражания, например, «гав-гав», «ку-ка-ре-ку», «бе-е» и т. д.), проводить занятия с игрушками, изображающими животных и птиц. Детям второго года жизни требуется активная помощь взрослого. Они понимают речь окружающих, но еще не способны уяснить, чего от них хотят. Поэтому в таких случаях нужно проделать вместе с ними то, что от них требуется, а потом предложить повторить то же самое самостоятельно. В возрасте 2 лет ребенок уже понимает, о чем его спрашивает взрослый, учится в своей речи связывать явления действительности с именами, с предметами и т. д. Ребенок уже качественно подражает речи взрослого, как по значению (кукла, машина и др.), так и по звуковому составу. Малыши все чаще обращаются с вопросами к окружающим их взрослым. Речь двухлетнего малыша становится основным средством общения со взрослым. Подражая ему, ребенок повторяет короткие стихи, с помощью незнакомых фраз пополняется его словарный запас; он начинает овладевать грамматическим строем языка.

Дети 2 лет уже могут проявить сострадательное отношение к своим сверстникам, могут испытывать к ним чувство жалости при возникновении физической боли. Они легко могут отказаться от лакомства в пользу своего друга. Это - начало проявления у детей гуманных чувств. Нравственное воспитание у детей 2 лет проявляется и в играх с предметами - это умение с ними обращаться. Детей необходимо привлекать к посильной помощи по уходу за игрушками.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ЗАНЯТИЙ

Дидактические игры и занятия дают хороший результат в том случае, если педагоги четко представляют, какие задачи они могут решить в процессе обучения детей. Дидактические игры важны для умственного развития маленьких детей. Малыши сосредотачиваются на том, что говорят им взрослые, что они им показывают, побуждая воспроизводить показанные действия или сказанные слова. Это необходимые условия для усвоения навыков и умений. Тем самым игры закладывают такое важное качество, как любознательность. Получив необходимую крупицу знаний, малыш охотно участвует в занятиях, ждет их с нетерпением. Взрослый рассказывает детям о доступных для их понимания явлениях природы, знакомит со средствами передвижения. Поэтому перед взрослыми, обучающими детей, ставится задача научить детей понимать речь. Для этого им самим необходимо уметь пользоваться речью. На занятиях детей приучают не только созерцать, но и активно действовать. При выполнении таких действий у детей вырабатываются целеустремленность, планомерность, усидчивость.

Большое значение в развивающих играх для детей имеет их правильная организация. Обучающее воздействие взрослых вызывает у детей желание заниматься, достигать умственной активности в действиях игры. Поэтому, занимаясь с малышами и предлагая им дидактические занятия, следует вызывать живой интерес к этим процессам. В таких занятиях не должно быть назидания, скучности, всякое мероприятие должно нести положительный эмоциональный настрой на весь день. Дети, подражая взрослому в изучении действий с предметами, запоминают новые слова, выражения, учатся многократно повторять их. Взрослому следует быть терпеливым, когда ребенок воспроизводит новое действие в игре. Если малышу трудно, надо взять его руку в свои руки и правильно показать выполнение этих действий. Малышей всегда интересуют показ нового предмета или игрушки, их назначение, форма; их занимает сама мысль, как с ней справиться, куда ее применить и т. д. Поэтому сначала игрушки надо раздать им для изучения.

Дидактические игры и занятия имеют большое значение в нравственном воспитании детей. Они стимулируют общение со взрослыми и развитие интереса к сверстникам и общению с ними, выработку положительных привычек, препятствуют появлению отрицательных черт характера и поведения. С первого знакомства дети приучаются играть друг с другом, не мешая, не отнимая друг у друга игрушки. Постепенно они привыкают к совместной деятельности: вместе смотрят картинки, животных, учатся вместе плясать, играть, ходить на прогулки. Так у них зарождаются интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. В этом возрасте взрослые развивают элементарные представления о плохих и хороших поступках, о том, что можно делать и что нельзя, т. к. дети второго года жизни не могут сами управлять своими эмоциями, не могут правильно оценить свое поведение.

Необходимой и существенной частью воспитания детей второго года жизни являются формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, отработка правил поведения, предупреждение возникновения отрицательных привычек.

В этом возрасте, насколько это возможно, следует воспитывать у ребенка эстетический вкус. Если ребенок не умеет различать предметы, не умеет вслушиваться в слова взрослого, то у него невозможно развить сенсорное восприятие.

В возрасте 2 лет детям предлагаются одинаковые по форме цвету предметы. Если у всех малышей предметы разные, они отвлекаются, потому что все хотят иметь такие же, и в результате возникают конфликты. С каким бы материалом ни работали дети, количество, форма, цвет - все должно быть одинаковым для воплощения замысла во время занятия. Это сосредотачивает их на определенной цели.

Задачи, выполняемые в этих играх, не только должны иметь характер моторных движений (открывать, закрывать, нанизывать), но и заботиться об умственном развитии ребенка (знакомить с формой, цветом, величиной, активизировать запоминание новых слов, названий предметов в действиях). Детям 2-летнего возраста сначала ставятся 1-2 задачи, постепенно в ходе последующих занятий количество задач увеличивается. Сначала с детьми отрабатываются движения руками, на втором и последующем занятии выдвигаются задачи на соответствие предметов по величине, свойствам. К таким предметам относятся одноместные матрешки, разборные бочонки. Действия с матрешками требуют соотнесения одновременно по двум свойствам - величине и положению в пространстве; действия с коробкой - по форме и положению в пространстве. Взрослый строит занятия таким образом, чтобы у детей формировались все типы соотнесений: по форме, величине, положению в пространстве. Чтобы дети правильно умели соотносить типы предметов по свойствам, занятия проводят многократно. Но если эти занятия проходят одинаково, то малыши потеряют к ним всякий интерес. Поэтому задача педагога - видоизменять форму, окраску предметов. Можно предложить одинаковые по форме, но разные по окраске игрушки или игрушки одного цвета, но разных форм и пропорций. В этом случае у детей развиваются зрительная память, сенсорные процессы, речь.

Во время дидактических игр взрослый учит детей различать основные свойства предметов. Это игры с разборными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладными чашками и др.). Дети учатся различать величину предметов (сначала более контрастную), например собирать пирамидку из 3-4 колец или двухместную матрешку. К концу второго года жизни дети собирают постепенно уменьшающуюся по величине пирамидку из 6-8 колец и четырехместную матрешку. Для этого существуют специальные дидактические игры, развивающие у детей узнавание геометрических форм предметов. Детей следует научить подбирать по образцу однородные по форме предметы, сначала очень непохожие (шар, куб, прямоугольник), затем более сходные: шар - яичко или грибочки разных форм. Также необходимы занятия по развитию у детей ориентировки в основных цветах. Например, предлагается разложить шарики двух цветов мисочки такого же цвета.

С детьми в возрасте 2 лет проводятся такие занятия, которые развивали бы координацию мелких движений кисти, движения пальцев, понимание названий предметов и их частей: сними и надень кольцо, покатай шарики, положи грибочки в корзиночку и т. д.

На занятиях с разнообразными предметами дети учатся вставлять их в отверстия, вынимать и при этом производить действия не с одним шариком или грибочком, а с 6-10 штуками. Кроме таких перечисленных занятий ребята в этом возрасте должны уметь самостоятельно назвать и перечислить 2-4 цвета. Это тоже решается на специальных занятиях под руководством воспитателя.

Возникает вопрос о длительности занятий. Это зависит от активности детей и их эмоционального состояния. Есть занятия, на которых дети могут вставать со стульчика, ходить между столами, приносить предметы. Такие действия их не утомляют, в то время как чтение стихов, разучивание песенки не требует относительной активности, поэтому малыши отвлекаются, перестают слушать. Смена деятельности предупреждает утомление, но в то же время дети учатся слушать и понимать художественный текст. Взрослым при виде усталости и незаинтересованности детей следует прекратить занятия и предложить подвигаться, поиграть (например, в «Раздувайся пузырь», «Лови-лови», «Гуси-лебеди», «Найдем сапожок»).

Помимо дидактических игр можно предложить несколько разных по характеру подвижных игр. Двигательные задания должны соответствовать возможностям детей. Это чаще всего бывают бег, прыжки, подпрыгивания и др. Правила, регулирующие действия детей, просты и тесно связаны с сюжетом. Малыши очень любят игры с пением, с текстом. Текст потешки, песенки, прибаутки и иного определяет характер и длительность движений, служит сигналом к началу и прекращению игры. Дети очень любят игры, в которых есть водящий (мишка, большая птица, кот и др.). Роль водящего в играх с маленькими детьми выполняет кто-то из воспитателей или дети старшего возраста.

Подвижные игры с малышами можно проводить в разное время дня. Игры на разную тематику проводят на прогулках. В зимнее время и в ненастную погоду, осенью или весной целесообразно проводить игры на веранде или в закрытых помещениях. У детей 2 лет продолжительность игр зависит от разных факторов (условии проведения, настроения самих играющих, количества игроков) и может составлять 6-8 мин. Для усвоения материала многократность повторения составляет 3-5 раз.

При обучении детей правилам подвижной игры важными задачами являются развитие и совершенствование движения детей.

По мере приобретения двигательного опыта требования к выполнению движений должны усложняться. Другая задача - развитие у детей умения действовать вместе со сверстниками в соответствии с правилами, которые направлены на воспитание организованности, умения сдерживать себя, т. е. умения не начинать движения до определенного сигнала. А функция педагога в этих занятиях заключена в том, как он сможет заинтересовать детей игрой. Участие взрослого для создания интереса к игре имеет большое значение: малышей не смущает тот факт, что воспитатель в определенное время может быть, например, медведем, лисой, Снегурочкой, кошкой. Объяснение игры детям младшего возраста дается совместно с показом движений, выполнением отдельных эпизодов игры. Во время проведения игры необходимо обратить внимание на то, как дети реагируют на сигналы.

В возрасте 2 лет происходят изменения в развитии речи, запас слов пополняется, дети умеют внимательно слушать сказки. Им нравятся стихи, где прослеживается точная рифма: они легко их запоминают. Дети отличают прозаический и поэтический тексты, замечают речевую интонацию взрослого. У малышей большой любовью пользуются потешки и сказки, которые содержат начало игровых ситуаций, привлекают своей напевностью. Сказки, предлагаемые детям этого возраста, отличаются динамичным сюжетом, сменой фактов, должны соответствовать их мышлению. Во время чтения рассказов, стихов, потешек, заучивания песенок взрослый учит детей чувствовать ритм звуков, напевность. Также можно сопровождать чтение текста показом игрушек или картинок. Так взрослый учит малышей сосредотачивать внимание на тех игрушках и предметах, которые им показывают.

Все занятия, построенные на использовании литературы, характеризуются общей задачей, которая состоит в том, чтобы научить детей слушать художественный текст, при этом слово и наглядность могут применяться в разных соотношениях. Однако наблюдения за детьми во время чтения им стихотворений, потешек показывают, что дети быстро отвлекаются; их внимание переключается на игрушку, которая попалась им на глаза, и они перестают слушать. Поэтому несложное и доступное детям содержание произведения не доходит до них. Они не в состоянии уловить и отличительные его признаки - ритмичность, рифму. Значит, чтение потешек, стихотворений не приносит им пользы. Чтобы обеспечить воздействие художественного слова на детей, надо умело сочетать само слово и наглядность. В раннем возрасте зрительные впечатления ярки и конкретны. Важно так организовать игру, чтобы зрительные впечатления, выполняя свою главную роль, не отвлекали детей от слушания. Использование наглядных средств и пособий - игрушек, картин, поделок - создает положительный эмоциональный настрой, способствует лучшему запоминанию, созданию игровых ситуаций. Необходимо плавно привлекать детей к игровому сюжету, описанному в тексте.

Преобладающими методами ознакомления с художественными произведениями являются рассказывание и чтение наизусть, малыши лучше воспринимают их, когда взрослые непосредственно общаются с ними. Хорошее развитие речи достигается систематическим обращением внимания ребенка на правильное произношение звуков. Дети легко учатся строить предложения из нескольких слов в быту, на прогулке. Взрослым следует вовлекать детей в разговоры о том, что они видели в магазине, кого встретили по дороге домой или в парк (собаку, птичку, машину). Когда дети сидят за столом и обедают, можно сконцентрировать их внимание на предметах домашнего обихода и попросить рассказать своими словами, что они в данный момент делают (из чашки пьют кисель, из тарелки едят суп, на стуле сидят и т. д.). Также надо знакомить детей во время игр с незнакомыми предметами, с их правильным названием. На прогулках можно учить детей своими словами описывать погоду: какой падает снег, какого он состава, цвета; какие деревья растут в парке: какого цвета листья, как они падают, куда падают и т. д.

Играя и показывая игрушки, педагог должен учить малышей овладевать действиями с предметами, связанными между собой. Например, игрушечная кошка пришла в дом, увидела мяч, стала катать его; катала-катала, устала, легла на коврик отдохнуть. Во время игр у ребенка есть много поводов обратиться к педагогу, и взрослый может попросить его выполнить какое-нибудь поручение, тем самым развивается активная речь детей. Развить речь у детей можно с помощью показа им детских картин или картин, изображающих сказочных героев. Например, «Вот Аленушка сидит на камне и ждет братца Иванушку» или «Милые зверушки строят для себя и друзей теремок» и др.

В обучении детей речевому умению следует подчеркнуть главную роль взрослого. Это он на занятиях и вне занятий должен организовать и построить игры так, чтобы они носили характер зрелищ-показов, цель которых - повысить интерес к событию, явлению. Воспитателю следует всегда помнить, что речевые занятия имеют свою специфику, поэтому, какие бы занятия он ни проводил, основное внимание необходимо сосредоточить на своей речи и на речи ребенка. Чтобы у ребенка самостоятельно формировалась активная речь, воспитатели проводят занятия, вызывающие «подговаривание»: это повторение слов вслед за воспитателем и самостоятельное произнесение новых и непонятных слов (например, «Послушай и скажи, как поет птичка на улице, лает собачка»), чтение детям коротких стихов потешек, способствующих подговариванию, обучение умению отвечать на вопросы и т. д.

Наши рекомендации