Конспекты игр для самых маленьких детей

Дидактические игры

Одними из самых распространенных дидактических игр для маленьких детей являются игры на подражание движениям и звукам животных. Взрослые обращают внимание детей на то, как животные и птицы могут с ними играть, как могут себя вести, какие действия могут производить. Рассмотрим такую игру: «Как ходит и поет петушок, как бегает и лает собачка».

КОНСПЕКТ 1. ИГРА «КАК ХОДИТ И ПОЕТ ПЕТУШОК, КАК БЕГАЕТ И ЛАЕТ СОБАЧКА»

Цели: обучающая, познавательная, адаптационная, воспитательная.

Задачи: овладение предметной игровой деятельностью, развитие кругозора и образного мышления, развитие речевого аппарата и звукоподражания детей.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные петушок и собачка, мешок или любой предмет, в который можно спрятать игрушку.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с элементами беседы.

Описание и приемы проведения игры. В начале занятия воспитательница кладет на стол петушка и собачку. Подготовив детей к занятиям, она обращается к ним с вопросом: «Кто это? Это к петушок. Какой красивый петушок!», «Катя, как поет петушок?», «Ку-ка-ре-ку» (повторяя 2-3 раза), «А как он ходит? Саша, посмотри, как идет петушок!» (взрослый сопровождает свои слова показом: медленно передвигает игрушку, при каждом шаге наклоняя голову петушка

вперед). «Вот как идет петушок. Петушок идет и поет: "Ку-ка-ку"» (повторяет 2-3 раза).

Движения петушка, сопровождаемые его пением, следует пр0 изводить столько раз, сколько детей участвует в игре. Каждый движение начинается по направлению к кому-нибудь из детей. Когда петушок дойдет до ребенка, ребенок трогает его, при этом удивляется, издает радостные возгласы, произносит звуки. Взрослый обращается к ребенку с вопросом: «Коля, как петушок поет?» Взрослый сначала сам отвечает на этот вопрос, а затем просит ребенка повторить. Когда петушок обойдет всех детей, воспитатель прячет его и спрашивает кого-либо из детей: «Лена, где же петушок? Сережа, где же петушок? Нет петушка».

Далее взрослый ставит около себя собачку и спрашивает детей-«Андрюша, кто это? Таня, как лает собачка?' Ав-ав", - лает собачка» (произносить следует 3-4 раза, отрывисто). Затем показывает, как собачка бегает. Собачка к каждому ребенку бежит быстро, лая при этом. Обойдя всех детей, собачка исчезает, а педагог спрашивает каждого ребенка: «Где собачка?» и сам же отвечает: «Нет собачки, убежала собачка». Дети произносят слово «нет» и выражают недоумение.

Затем воспитательница достает петушка и собачку и показывает детям: «Вот петушок, вот собачка. Они пришли к вам в гости, чтобы вы с ними поиграли». И просит детей повторить, как поет петушок, как лает собачка.

В конце занятия эти игрушки можно раздать детям, чтобы они могли произносить звукоподражательные слова, играя с ними.

Советы воспитателю

Все действия и явления жизни следует подкреплять оценочными словами: «Какая красивая кукла!», «Как хорошо ты умеешь прыгать!», «Как ты быстро добежал до скамеечки!» Такими действиями взрослые показывают свое эмоциональное отношение, передают свои радостные чувства от восприятия звуков, красок, явлений природы и действия малышей. Постепенно дети привыкают слушать слова взрослого, а не только изучать наглядные пособия. Как же это воплощается на практике? Возьмем, например, стихотворение А. Барто «Кто как кричит»: вначале детям последовательно показывают игрушки: петуха, курицу, цыпленка. Дети заинтересовались, оживились, увидев их. Эмоции были направлены только на игрушки. А затем, глядя на них, малыши стали подражать крику животных: «Ку-ку-ре-ку», «Пи-пи-пи». С этими же игрушками можно поиграть, тогда работает зрительное восприятие. Взрослый воспользовался наглядностью, чтобы закрепить у детей понятие об игрушках, с которыми они неоднократно встречаются в играх.

КОНСПЕКТ 2. ИГРА «ПОСТРОЙКА БАШЕНКИ ИЗ КУБИКОВ»

Цели: обучающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: обучение детей умению сосредоточенно играть, накладывать кубикна кубик понимать слова «сделай», «башня»; развитие пространственного мышления.

Игровой материал и наглядные пособия: кубики одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).

Форма работы: индивидуальная. Максимальное количество участников - три.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Ребенку даются четыре кубика. Воспитательница сначала сама строит башню, старательно ее подравнивая. Затем предлагает детям: «Катя, построй башню» и т. д. Если постройки детей неустойчивы, то на первом занятии воспитатель сама их исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно, «чтобы башня не упала». Педагог может, взяв руку ребенка, провести его ладонью по поверхности башни, чтобы он почувствовал, ровная ли она. Эта игра проводится с детьми, уже немного привыкшими к занятиям, поэтому при повторении можно сразу предложить детям: «Построим башню из кубиков».

Воспитатель должен проверить, как дети выполняют задание, помочь, кому следует, ободрить тех, кто пытается делать самостоятельно. Такие игры проводятся с малым количеством детей, иначе они останутся без внимания взрослых, будут пассивны в игре.

Советы воспитателю

Каждый ребенок при обучении какому-нибудь действию требует индивидуального подхода. Не все дети одинаково усваивают материал, и нередко они начинают делать не то, что нужно, например стучать кубиками по полу. Следует объяснить таким ребятам, что из кубиков можно строить дорогу, башню. Двухлетние дети еще не способны преодолевать затруднения, они действуют так, как им удобно. Поэтому после показа действий всей группе полезнее показать ещё раз, как надо выполнить предлагаемые задания. Машыл запоминает действия взрослого. Затем ему предлагается сделать ту же постройку самому, без помощи воспитателя.

КОНСПЕКТ 3. ИГРА-ЗАНЯТИЕ «ПОСТРОЙКА ДОМИКА»

Цели: обучающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: ознакомление детей с навыками строительного дела обучение умению делать перекрытие с использованием нового элемента - треугольной призмы; запоминание детьми слов «окошко», «крыша», «дверь».

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Игровой материал и наглядные пособия: строительный материал - кирпичики размером 8 х 4 х 2 см, мягкие или пластмассовые игрушки.

Описание и приемы проведения игры-занятия.

Детям предлагаются два варианта постройки:

1)дом с окошком;

2)дом с окном и дверью.

Воспитательница просит детей построить домики для матрешек или для животных, затем показывает, как строить: два кирпичика располагают вертикально, сверху крыша из трехгранной призмы, и еще один кирпичик соединяет стены, образуя окошко. В домик ставят матрешку или зайчика, которые смотрят в окошко. Во втором варианте к постройке прибавляется еще один кирпичик, изображающий дверку.

Сделав такие постройки, дети заводят и выводят игрушки, ходят в гости друг к другу. Во время свободного часа воспитатель создает условия для сооружения построек для самостоятельных игр, напоминает, как можно в них играть!

Советы воспитателю

На повторных играх со строительным материалом не всегда нужен наглядно-действенный показ, следует чаще прибегать к словесным указаниям. Воспитатель должен приветствовать у детей желание самостоятельно видоизменять постройки - так он заложит основу для будущих творческих проявлений.

КОНСПЕКТ 4. ИГРА С КОЛЬЦАМИ

Цели: обучающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: формирование у детей глазомера, ориентации в пространстве, развитие мелкой и общей моторики руки, умения управлять палкой, сохраняя правильное направление конца палки, толкающего игрушку. Важность постановки такой задачи определяется умением детей получать необходимый результат.

Игровой материал и наглядные пособия: детские столики, кольца цветные большого размера (диаметром 5-8 см), палочки.

Форма работы: групповая. форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитательница составляет вместе четыре стола в форме квадрата, усаживает за них детей и высыпает на середину стола цветные кольца большого размера. Дети тут же потянутся к кольцам руками. Педагог берет палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко, будем доставать палочкой» - придвигает палочкой к каждому ребенку по кольцу. Когда дети рассмотрят кольца и подержат их в руках, нужно взять у них эти кольца, давая взамен каждому по палочке и вновь положить игрушки в центр стола. Затем воспитатель предлагает детям: «Теперь сами достаньте колечки». Если некоторые дети будут тянуться к кольцам рукой, то им надо напомнить, что кольца можно достать палочкой. Такую игру-занятие можно повторить 2-3 раза. Показывая детям, как передвигать кольцо палкой, воспитатель заводит конец палки внутрь кольца. Если кто-либо из детей придвигает кольцо иным приемом, то это не считается ошибкой.

Советы воспитателю

Когда дети усвоят игру, то в дальнейшем можно варьировать ее условия, заменяя крупные кольца мелкими, одноцветные -разноцветными; предлагая, например, одному ребенку достать красное кольцо, другому - синее, одному - большое, другому -маленькое.

КОНСПЕКТ 5. ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: привитие детям трудовых навыков, развитие общей моторики, ловкости.

Игровой материал и наглядные пособия: резиновые игрушки, надувной бассейн, сачки.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с беседой.

Описание и приемы проведения игры. Эта игра похожа на предыдущую, но теперь сачок нужно не накидывать, а подводить под плавающую в воде рыбку снизу так, чтобы она попала в сачок и ее можно было бы вынуть из бассейна.

В небольшой бассейн с водой (тазик, надувной бассейн и т. п ) воспитательница помещает резиновых рыбок или уточек, ставит детей вокруг бассейна и говорит: «Посмотрите, детки, как рыбки в воде плавают». Затем показывает им ловлю игрушек сачком, при. говаривал: «Поймаем рыбку». И предлагает 2-3 детям взять сачки и ловить: «Поймай рыбку, Миша, Катя, Саша», при этом можно приговаривать: «Ловись рыбка, большая и маленькая».

Советы воспитателю

После игры детям можно показать деревянную игрушку «рыбак». Демонстрация этой игрушки напомнит малышам их собственную «ловлю» рыбок, позабавит их, даст возможность детям активизировать произнесение слов и речевой аппарат, поговорить с воспитательницей, поиграть с водой.

КОНСПЕКТ 6. ИГРА «СБОРНЫЕ МАТРЕШКИ»

Цели: познавательная, развивающая.

Задачи: приобретение новых знаний, пополнение словарного запаса, проявление находчивости, развитие у детей пространственной ориентировки - различение верха и низа предмета; развитие координации мелких движений кисти руки.

Игровой материал и наглядные пособия: можно использовать двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: игровая в сочетании с беседой.

Описание и приемы проведения игры. Воспитательница предлагает детям рассмотреть двухместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать, правильно собрать, вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Дети должны научиться отличать низ и верх игрушки. Слова «низ» и «верх» им непонятны, и употреблять их в разговоре с детьми не следует. Дети самостоятельно, на практике должны усвоить эти пространственные понятия, а помочь им в этом может только жизненный опыт, который в этом возрасте необходимо нарабатывать.

Далее воспитатель вместе с детьми рассматривает матрешку и задает наводящие вопросы: «Дети, покажите, где расположена голова у матрешки? Правильно, там, где платочек! Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть? Конечно, там, где кармашек на платье. Молодцы, ребята!» По оформлению, наряду игрушки могут быть названы другие знакомые детям признаки.

Советы воспитателю

Поскольку дети проявляют большой интерес к подобным играм-занятиям, педагогу не следует при малейшем затруднении спешить им на помощь. Надо дать возможность детям самим потрудиться и добиться результата. Это прекрасный способ воспитать у них настойчивость и целеустремленность.

Подвижные игры

КОНСПЕКТ 7. ИГРА «НАЙДЕМ САПОЖОК»

Цели: обучающая, адаптационная, коммуникативная.

Задачи: развитие координации движений и умения взаимодействовать в коллективе, т. е., во-первых, двигаясь вместе в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкать друг друга, во-вторых, подражая друг другу, дети в ходе игрового общения сближаются друг с другом и со взрослым.

Игровой материал и наглядные пособия: мелок.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: подвижная игра.

Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в большом помещении или в дворе. Действия построены на знакомых малышам движениях (бег, ходьба, прыжки, приседания). Новое для них - их чередование. Особенность игры заключается в фантазировании, которое помогает превратить обычные прыжки в перепрыгивание кочек, а бег и приседания - в поиск утерянного сапожка. Дети радостно заканчивают путешествие и с помощью взрослого находят утерянный сапожок. Благодаря активности детей движения становятся игровыми действиями, они выполняются детьми одновременно и одинаково.

Педагог проводит на земле черту и говорит: «Это наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда побегут, сейчас покажу». Он отходит на расстояние 20 шагов от детей и проводит черту, произнося: «Здесь вы остановитесь». Вернувшись к малышам, воспитатель помогает детям построиться и произносит слова, под которые они и будут выполнять игровые действия. Затем просит повторить эти слова всем вместе:

Ножки, ножки

Бежали по дорожке

Бежали лесочком

Прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок –

Прибегали на лужок,

Потеряли сапожок.

Правила игры.

В соответствии с текстом необходимо выполнять следующие движения:

1)дети бегут по направлению к очерченной линии;

2)прыгают на двух ножках, приближаясь к взрослому (сделать 4 прыжка). С последним словом останавливаются и приседают на корточки, поворачиваются то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок;

3)при словах воспитателя: «Нашли сапожок» - все дети бегут к первой линии. Игра начинается сначала;

4)после слов воспитателя: «Нашли сапожок» - обязательно надо вернуться на исходное место.

Советы воспитателю

Важными условиями успешной игры является ее доступное объяснение и наглядное знакомство с правилами. Поэтому сначала рекомендуется проводить игру в облегченном варианте, когда взрослый вместе с детьми встает в одну линию и они отправляются в путешествие. Совмещая показ движений с чтением текста, педагог придает действиям игровой смысл. Однако увлекаться облегченным вариантом игры долго не стоит. Как только дети уловили смысл игры и движения их согласуются с текстом, надо переходить ко второму варианту, при котором дети смогут проявить свою самостоятельность. Однако и здесь следует поддерживать эмоциональную связь с детьми, ведь воспитатель для них является центром притяжения. К нему дети направляются, преодолевая все преграды. Детям следует помогать соблюдать игровые правила, особенно если надо выполнить согласованные движения в ограниченном пространстве, что для детей непривычно. Взрослый должен проследить, чтобы дети не стояли слишком тесно друг к другу, иначе возможны столкновения и ссоры. Во время прогулки игру можно проводить не со всей группой, а с 2-3 детьми. Заметив это, другие дети тоже присоединятся к играющим. Не стоит детей принуждать играть, поскольку это принесет им вред. Заинтересовать игрой пассивных детей рекомендуется, выбрав из них помощника, который будет вместе с воспитателем говорить текст. Тем самым таких детей приучают к активной роли.

Когда игра освоена, полезно будет изменить концовку игры. Взрослый или его помощник подходят к отдельным детям, дотрагиваются до них рукой и произносят такие слова: «Вот твой сапожок, надень его и беги обратно!» Надев воображаемый сапожок, ребенок бежит обратно и игра начинается сначала. Такие игры и занятия удачно проходят при условии их правильной организации. Для проведения игр отводится специальное время: после завтрака, во время прогулки; после сна. Наблюдения показали, что дети в эти часы бодры, веселы, деятельны.

КОНСПЕКТ 8. ИГРА «СКАЧКИ НА ЛОШАДКАХ»

Цели: спортивная, развивающая.

Задачи: обучение умениям по сигналу, точно выполнять все команды, быть внимательными, развитие умения быстро реагировать в игровой ситуации, подражать движениям лошадей и звукам.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветные ленточки, шляпы для кучеров, маски лошадок.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель раздает детям атрибуты для лошадок и кучеров. Они сами выбирают ту роль, которая им по нраву. Дополнительно можно предложить разноцветные ленточки для лошадок, по которым кучера узнают их. Лошадок отпускают попастись на лугу, кучера в это время наблюдают за ними, а затем кричат: «Лошадка, ко мне!»

Кучера как бы надевают на лошадок уздечки и скачут. В это время лошадки издают такие звуки: «Цок-цок-цок!», а если они веселы, то радостно ржут: «И-го-го-го-го!» Когда они вдоволь наскачутся, кучера останавливают лошадок: «Тп-ру-у-у-у-у». После этого кучера начинают ухаживать за ними: как бы дают корм, расчесывают, поят водой из ведерка. Затем дети меняются ролями и производят те же действия. Из строительного материала можно построить ворота, и они как бы будут выезжать со двора.

В конце игры детям можно предложить вспомнить, какие они знают стихи или песенки про лошадей, например:

Я свою лошадку больно не хлещу.

Я свою лошадку славно угощу.

Ест моя лошадка манго и маис.

Белый сахар сладкий и вареный рис, (Индийский фольклор)

Советы воспитателю

Такие игры можно проводить на площадке в любое время года.

КОНСПЕКТ 9. ИГРА «СМЕЛЫЕ ОКУНЬКИ»

Цели: развивающая, спортивная, коммуникативная.

Задачи: формирование умения ориентироваться в пределах игровой площадки, развитие координации движений и физической выносливости, быстроты реакции.

Игровой материал и наглядные пособия: цветной мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. Щука не должна заплывать в сеть и в корзину за окуньками. Сначала надо обозначить 2-3 места на игровом поле, где может притаиться щука, а затем по краям площадки намечают норы, где спрятались окуньки.

В начале игры дети, которые играют окуньков, «заплывают» в отмеченные норы. Воспитатель дает сигнал, и они выплывают из своего укрытия, а затем пытаются переправиться на другой берег. В это время щука выходит на охоту и быстро старается переловить окуньков. Пойманные рыбки образуют сеть. Чем больше пойманных детей-окуньков, тем шире сеть. Остальные рыбки, которых поймали, уже заходят в центр этой сети, они как бы попали в корзину. Игра заканчивается, когда все окуньки попадутся в эту корзину.

КОНСПЕКТ 10. ИГРА «БОЙ НА ПЕТУШИНОМ ДВОРЕ»

Цели: развивающая, спортивная, воспитательная.

Задачи: обучение умениям получать радость от движения, держаться на одной ноге, не терять равновесия во время игры, соблюдать дружеские отношения и правила игры.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: парная.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель предлагает детям разбиться на группы и решает с ними, кто какую выберет позу для боя: руки можно держать перед собой, зажатыми в кулачки, за спиной или на поясе. Так они начинают изображать дерущихся петухов. Выигрывает та пара, которая дольше всех смогла удержаться в первоначальной позе.

Советы воспитателю

Бой петухов может проходить и в другой позе, например вприсядку, руки играющие держат на коленях. Во время игры или перед ней можно попросить детей вспомнить, как кричат петухи по утрам, и тот кто выиграет, может точно так же прокричать. Тем самым малыши научатся звукоподражанию.

КОНСПЕКТ 11. ИГРА «МАШИНЫ НА ДОРОГЕ»

Цели: спортивная, коммуникативная, воспитательная.

Задачи: формирование умения вести себя в коллективе, развитие умения звукоподражания, воспитание соревновательного духа в детях.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры воспитатель просит детей вспомнить, какие машины они видят на улице, когда идут в детский сад, или на какой машине их привез папа. Ответы могут быть примерно такие: «Машина скорой помощи», «Пожарная машина», «Грузовая, на которой возят хлеб в детский сад», «Машина, которая поливает улицы» и др.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть в «машины». Дети сами выбирают, какую они будут изображать машину. И, когда воспитатель дает сигнал, дети на своих «машинах» устраивают гонки, стараясь при этом издавать звук той машины, которую он изображает. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех доехал до финиша. Воспитатель отмечает и тех, кто безошибочно издавал звук изображаемой машины. Первым гонщикам можно придумать приз, изготовленный заранее на других занятиях.

Советы воспитателю

Такую несложную игру воспитатель может проводить не только в помещении, но и на прогулке, на экскурсиях в парке, в лесу.

КОНСПЕКТ 12. ИГРА «ГУСИ И ВОЛК» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие речевой и двигательной активности детей, координации движений, обучение детей умению выполнять действия в соответствии с текстом.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: спортивно-игровая.

Описание и приемы проведения игры. На прогулке воспитатель предлагает вспомнить сказку про гусей и поиграть в нее. Отбирают из детей желающих быть бабушкой, у которой во дворе пасется много гусей, и волком, который живет в лесу.

Бабушка выгоняет гусей пастись на луг, травки пощипать. Спустя некоторое время она выходит и зовет гусей домой: «Гуси-гуси-гуси, пора домой!» А они отвечают бабуле: «Боимся идти домой, волк нас поджидает, перья нам пощипает». «Ну, не бойтесь, бегите же домой, я вас ожидаю». Дети-гуси быстро бегут на другую сторону, а волк выскакивает и старается поймать бегущих. Детям можно изворачиваться, делать перебежки, а волк собирает около себя пойманных гусят. Игра заканчивается, когда все гуси будут пойманы.

Советы воспитателю

Когда гуси выходят в поле, они должны разойтись по всей площадке, выполнять действия строго после слов ведущего.

Наши рекомендации