Программа итоговой государственной аттестации бакалавров
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Программа итоговой государственной аттестации бакалавров
(Стандарт государственные экзамены)
Екатеринбург
Программа государственного экзамена по «Религиоведению» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
бакалавра по направлению «Религиоведение» - 033300
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией философского департамента
Протокол заседания № от ____ г.
(С) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2014
(С) Пивоваров Д.В., Чернышкова З.Е., Рыжкова Г.С., Кузнецова О.В., Иванова Е.В., Мельникова Е.В., Фархитдинова О.М., 2014.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа модуля составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Код направления | Название направления/ специальности | Реквизиты приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и вводе в действие ФГОС ВПО | |
Дата | Номер приказа | ||
Религиоведение | 28 декабря 2010 г. |
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код разделов и тем | Раздел, тема дисциплины* | Содержание |
Р1 | Раздел I. История религии | |
Р1.Т1 | Ранние формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. | Формирование научного подхода к вопросу о происхождении религии. Роль археологии, этнографии, палеоантропологии и других наук в решении вопроса о происхождении первоначальных религиозных верований. Периодизация истории первобытного общества. Эпоха верхнего палеолита. Отношение человека к природе. Социальные отношения в первобытной общине. Мировоззрение первобытного человека. Формы ранних верований. Тотемизм как форма осознания единства человека и природы и целостности общественных образований (рода, племени. Тотем – прародитель рода. Фетишизм – культ неодушевленных предметов. Магия как практическое искусство в сфере сакрального. Магия и религия. Магия и наука (Б .Малиновский). Типы магических действий. Анимизм – вера в души и духов (Э. Тайлор). Шаманизм. Шаман, его способности и функции. Поиски в современной науке оснований и первоначального ядра («минимума») религии. |
Р1.Т2 | Политеистические религии Древнего мира. Религии древней Греции и Рима. | Религия Древней Греции. Основные этапы развития. Религиозные представления крито-микенской эпохи. Древнейшие божества и культы. Гомеровский период. Формирование пантеона богов. Теогония Гесиода. Классический период. Формирование полисных культов. Олимпийский пантеон богов. Антропоморфизм греческих богов. Герои классического периода. Эпоха эллинизма. Эллинизация восточных культов. Религия Древнего Рима. Основные этапы становления и развития: ранний период, царский период, республиканский и императорский периоды. Формирование пантеона богов. Особенности древнеримской религии. Сравнительная характеристика религий Древней Греции и Древнего Рима, культовая практика, роль жречества. |
Р1.Т3 | Национально-государственные религии Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм). | Религиозные идеи Пятикнижия Древнего Китая: культ предков, культ земли, культ неба. Культ первопредка Шань-ди. Учение о стихиях и основах мира. Гадания по И-цзин. Конфуцианство. Жизнь и учение Кун-цзы. Основные положения учения я конфуцианства: небо как первосущность, идея воспитания благородного мужа. Конфуцианские добродетели (человеколюбие, почитание обряда предков, исполнение долга). Становление конфуцианства религиозной системой (II в. до н.э.). Даосизм. Жизнь Лао-Цзы: легенды и исторические факты. «Дао-дэ цзин» – книга о пути и жизни. Понятия «Дао» и «дэ» в даосизме. Идея бессмертия как слияния с Дао. Практики и культ даосизма. Синтоизм – национальная религия Японии. Представления о духах – ками. Культ богини Аматэрасу. Синтоистские обряды. Японский синкретизм. Зороастризм. Верования древних иранцев. Почитания светлых богов (Мазда). Жизнь и деятельность Заратуштры. Авеста – священная книга зороастрийцев. Основные положение зороастрийской религии: дитеизм: идея извечной борьбы сил добра (Ахура-Мазда) и зла (Анхра-Манью), утверждение свободы человека в выборе принадлежности к добру или злу. Зороастрийский культ – культ чистоты и поклонения очистительной силе огня. |
Р1.Т4 | Национальные религии Индии (религия Вед, брахманизм, джайнизм, индуизм). | Верования протоиндийской цивилизации IV–III тыс. до н.э. (Мохенджо-Даро и Хараппа). Зооморфизм первоначальных божеств. Ведийская религия II тыс. до н.э. Формирование и структура Вед. Ведическая космогония и антропология. Идея Мирового закона (Рита). Религиозное обоснование каст. Брахманизм. Идея Брахмана – Атмана как сущности и первоосновы мира. Новое представление о богах. Идея тримурти. Идея круговорота бытия (сансары) и перевоплощения всего живого. Брахманизм о путях выхода из сансары, брахманский путь спасения. Индуизм как оппозиция буддизма (VI в. до н.э.). Особенности индуизма: отсутствие для всех обязательного одного бога. Культ духовного наставничества (гуруизм), отсутствие общепринятого исповедания веры. Основные понятия индуизма: дхарма, карма, сансара, мокша, Брахман, Атман, Варна и др. Течения в индуизме. Вишнуизм. Кришнаизм. Шивазм. Шактизм. Индуистский храм. Обряды и церемонии. Современное состояние индуизма. Джайнизм (VI в. до н.э.). Махавира Джина – основатель новой религии. Идея всеобщей одушевленности мира. Специфическое понимание кармы и дхармы в джайнизме. Принцип ахимсы. Концепция нирваны. |
Р1.Т5 | Учение и история буддизма. | Буддизм как оппозиция брахманизму. Жизнь и деятельность Сиддхартхи Гаутамы. Учение Сиддхартхи в первых проповедях. Причины успеха Четыре благородные истины: всеобщность страдания и возможность избавления от них. Восьмеричный путь спасения. Нравственный кодекс буддистов: ахимса, астья, брахмачарья. Буддистская медитация и достижение нирваны. Будда и архаты. Наставничество в первых буддистских общинах. Установление сакральных книг буддизма. Типитака (на языке пали) и ее состав. Основные понятия буддизма: дхарма, сансара, карма, просветление, сангха. Начало миссии буддизма при царе Ашоке (сер. III в. до н.э.). Становление буддизма как мировой религии. |
Р1.Т6 | Основные направления буддизма. | Тхеравада – хинаяна (малая колесница), ортодоксальное направление буддизма. Особенности хинаяны. Нетеистический характер тхеравады. Понимание Будды как земного человека. Монашеский идеал личного спасения. Махаяна (великая колесница). Особенности махаяны: учение о бодхисатвах, пантеон бодхисатв; формирование концепции Абсолюта, Будда – земное воплощение высшего духовного существа; распространение идеи спасения на мирян. Культовые практики махаяны. Храм. Символика. Почитание святых мест. Ваджраяна (алмазная колесница). Особенности: расширение пантеона богов-бодхисатв; идея энергетического начала всего сущего (чакры); путь спасения в соответствии с практикой йоги – мантры, янтры, ритуалы озарения (Тантра). Тибетский буддизм. Особенности ламаизма. Институт лам – живых богов. Идея рая (суковаты) и ада. Идея Шамбалы – идеального государства, управляемого мудрецами. Распространение буддизма в Китае (чань-буддизм), Японии (дзен-буддизм), в России. |
Р1.Т7 | Иудаизм: история, вероучение и культ. | Религиоведческий статус иудаизма. Священные книги иудаизма – Танах. Масоретский канон. Состав Танаха: Тора, Нэвиим (Пророки), Ктувим. Роль Торы в своде священных иудейских книг. Иудаизм – религия закона. Основные вероучительные идеи: Бог, Тора и народ. Исповедание веры Маймонида. Особенности иудейского культа. Годичный цикл праздников: Рош-Ашана, Йом-Кипур, Суккот, Песах, Шавуот. Обряды и ритуалы семейной жизни. Этапы развития иудаизма: 1) Храмовый (до разрушения Второго Храма в 70 г), 2) раввинистический. Составление Талмуда. Основные направления в современном иудаизме: ортодоксальный иудаизм; реформистский иудаизм, консервативный иудаизм. Течение хасидизма. |
Р1.Т8 | Христианство: особенности вероучения и культа в период до Великого раскола. | Жизнь и проповедь И. Христа и его учеников. Жизнь первых христианских общин: отношение к имуществу, к рабству, к власти, к семье, к женщине. Богословская и миссионерская деятельность ап. Павла. Формирование канона книг Нового Завета. Вероучение неразделенного христианства учение о Троице, о божестве и человечестве И. Христа, о Церкви. Церковные таинства: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Особенности христианского богослужения. Основные христианские праздники. Церковная иерархия: епископы, пресвитеры, диаконы. |
Р1.Т9 | Православие: вероучение и культ. Особенности православия в России. Современное состояние православия. | Отношение к апостольским традициям в православии. Православие как единство автокефальных поместных Церквей. Сохранение вероучительных принципов раннего христианства. Православный Символ веры. Православное учение о Церкви и таинствах (в сравнении с католическим). Православные праздники и ритуалы. Православное понимание духовной жизни. Православное монашество. Особенности православия в России: заимствование Византийских традиций вероучения и культа, поддержка христианизации со стороны власти, обретение автокефалии после падения Византии, установление патриаршества (1589, 1917, 1943) и его ликвидация (1700, 1925) по инициативе государственной власти. Зависимость Церкви от политики государства. Современное состояние и статус Церкви в светском многоконфессиональном государстве Российской Федерации. Поместные православные церкви (15) в современном многоконфессиональном мире. Православие и религиозный модернизм. |
Р1.Т10 | Католицизм: вероучение и культ. Современное состояние католицизма в мире. | Католицизм и его особенности по отношению к апостольским традициям. Позиция Западной Церкви в период Великого раскола. История и теория вероучения католической Церкви. Идея единовластного управления Западной Церкви Римским первосвященником. Новые догматы: filioque, учение о спасении, догмат о непогрешимости папы, мариологические догматы Католические вероопределения и Соборы западной Церкви. Отношение к Свщ. Писанию и Свщ. Преданию. Католические установления церковной жизни: таинства, отличия от православия. Особенности устроения священнического служения в католицизме (целибат, кардинальский чин). Духовная жизнь в католичестве. Образ католической святости, канонизация святых. Современное состояние католицизма. Значение решений II Ватиканского собора. Католицизм в современном мире. Его роль в общемировом политическом и культурном процессе. Внутренние проблемы современного католицизма. |
Р1.Т11 | Протестантизм: основные разновидности. Современное состояние протестантизма. | Предыстория и история Реформации. Жизнь и деятельность М. Лютера. Причины и последствия лютеровской Реформации. Ранний протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство: учение, церковная жизнь. Протестантизм XVII-XIX вв. (квакеры, менониты, методисты, адвентизм): основные направления и концептуальные идеи. Начало появления новых религиозных движений и отношение новых религиозных движений к протестантизму. |
Р1.Т12 | Экуменическое движение в христианстве. | Содержание термина «экуменизм». История экуменизма. Экуменистические конференции 1-ой ½ XX века. Теория экуменического движения: концепция «единства ветвей» христианства, «единого Христа», «единых задач социального служения». Образование постоянных экуменистических органов «Вера и устройство», «Жизнь и деятельность». Всемирный Совет Церквей (1948) и его деятельность. Особенности отношения к экуменизму православия, католицизма, протестантских конфессий. Участие Русской православной церкви в ВСЦ и экуменическом процессе. |
Р1.Т13 | Ислам: вероучения и культ. | Политеизм Аравийского полуострова. Зороастризм, иудаизм и христианство на Аравийском полуострове. «Йеменский монотеизм» в Южной Аравии. Кааба. Святыни Мекки. Кахины. Хатибы. Ханифизм. История арабских племен. Источники по биографии пророка. Биография пророка Мухаммада. Религиозные искания Мухаммада. Хиджра. Мекканские и мединские проповеди: содержание, анализ. Военные компании мусульман. Четыре праведных халифа. Раскол в исламе: причины, течения, последствия. Проблема «ортодоксии» и «заблуждения» в исламе. Ритуал и догматика ислама. Специфика монотеизма ислама. Споры о сущности и атрибутах Аллаха. Ислам. Иман. Ихсан. Столпы веры. Пророки в исламе. Мессианские идеи ислама. Воздаяние за грех. Виды греха. Эсхатология ислама. Добро и Зло в исламе. Богословские споры о свободе воли в исламе: кадариты, джабриты, ирджиты. Учение о джихаде. Ритуальная чистота и нечистота. Тахарат как состояние ритуальной чистоты в исламе. Пятничная молитва. Хутба. Умра. Система запретов и дозволений. Ритуалы жизненного цикла. Мечеть. Праздники и памятные дни ислама. |
Р1.Т14 | Ислам: суннизм, шиизм, ваххабизм. | Основные признаки принадлежности к суннизму. Относительное единство суннизма. Особенности разделение власти в исламе на светскую и религиозную. Халиф. Имам. Представления о халифате в трудах суннитов. История возникновения и основные положения суннитских мазхабов: ханафитского, маликитского, шафиитского, ханбалитского. Суннизм при Омейядах, Аббасидах, Османах. Современный суннизм о власти и государстве. Причины расколов в шиизме. Общее и различное в догматике шиитов и суннитов. Роль Али и его потомков в шиизме. Ветви шиизма: история, содержание. Мученичество. Ашура. Учение о скрытом имаме. Представление об имаме у крайних шиитов (зухур (проявление), иттихад (единение), хулюль (воплощение)). Толкование Корана (тавиль). Ахбары. Муджтахида. Такийя. Батин. Шиитские взгляды на право – джафариты, зайдиты и исмаилиты. Шиитские государства в истории (Фатимиды). Шиитские станы сегодня. Биография Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба. Социально-политическая база ваххабизма (18 в.). Традиции салафизма. Программа «очищения» ислама. Теология Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба. Ваххабизм сегодня. |
Р1.Т15 | Ислам: суфизм. | Проблема происхождения термина тасаввуф. Проблема периодизации истории суфизма Социальная база суфизма. Ранний суфизм: аскетическое движение, представители. Суфийские школы (багдадская, куфийская, басрийская, хорасанская). Суфийские учения IX – X вв. Суфизм в XII – XIII вв. 12 «основных» суфийских братств: история, основные идеи. Основные понятия: тарик, вилайя, аулия, зикр, макамат, ахвал, фана, бака, сильсила, муршид (шейх), мурид, ханака, завия, вахдат аль-вуджуд, вахдат аш-шухуд, сама и др. Влияние суфизма на мусульманскую культуру. Отношение к суфизму в исламском мире. Причины «взлета и упадка» суфизма. |
Р1.Т16 | Ислам в России. | Ислам на территории Северного Кавказа. Исламизация Дагестана. Распространение ислама на территории Восточной Европы (8 – 10 вв). Ислам в Хазарии и Волжской Булгарии. Монгольское завоевание и распространение ислама. Проникновение ислама на Западный Кавказ (13 – 14 вв). Казанское ханство. Османская империя и исламизация Кавказа. Внутренняя политика России 14 – 19 вв. в отношении ислама. Запреты на строительство мечетей. Перевод Корана на русский язык. Изменение положения мусульман при Екатерине II. Образование муфтията в 1782 г. Учреждение Оренбургского магометанского Духовного собрания 1788 г. Таврическое духовное управление (1831 г). Кавказкая война под руководством Шамиля (1834 – 1859). Культура народов исповедующих ислам. Манифест о свободе вероисповедания 1905 г. Ислам и революция 1917 г. Положение мусульман в советский период. I всероссийский съезд мусульман, создание Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ). Деятельность духовных управлений мусульман в 40-80-е гг. ХХ в. Ислам в современной России. Исламские организации России: Центральное духовное управление мусульман России; Совет муфтиев России. География ислама в современной России. Мусульманское религиозное образование в современной России. |
Р2 | Раздел II. Философия религии | |
Р2. Т1 | Предмет религиоведения. Религиоведение и философия религии. Религиоведение и история религии. | Религия как объект научного исследования. Становление религиоведения как самостоятельной отрасли научного знания, включающей в себя различные предметные науки. Религиоведение как совокупность научных дисциплин, изучающих закономерности существования и развития религии. Религиоведческие науки: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии. Философия религии как наука о наиболее общих закономерностях религии, дающая философское объяснение сущности религии и фундаментальных вопросов религии. Проблематика философии религии, ее роль в системе религиоведения. История религии как наука: предмет, становление и современное состояние. Значение исторического метода в религиоведении. |
Р2.Т2 | Понятие религии. Типология религии. Понятие религиозной конфессии. | Проблема определения религии. Типы определений религии: теологические (конфессиональные), философские (И. Кант, Г.Ф.В. Гегель), антропологические (Л. Фейербах), социологические (М. Вебер, Э. Дюркгейм), психологические (У. Джеймс, З. Фрейд), этнологические (Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский). В.С. Соловьев о религии как связи с Абсолютом. Классификация религии. Понятие религиозной конфессии. Признаки конфессии – сохранение базовых вероучительных принципов религии и специфические проявления новаторства в области вероучения и культа. Понятие конфессии и секты в древности и современности. |
Р2.Т3 | Учение И. Канта о религии. | И. Кант о сущности религии. («Религия в пределах одного только разума»). Понятие чистой моральной религии И.Канта. Отношение к обрядовой стороне религии. Кант о концепции «естественной религии». Христианство как «истинная, совершенная религия». И. Кант об объединяющей роли религии. Отношение к Церкви. Понятие веры И. Канта. Вера и знание. «Чистая» религии разума и «историческая» вера. Критическое исследование Кантом доказательств бытия Бога Бог как источник и законодатель человеческих обязанностей. |
Р2.Т4 | Философия религии Г.Ф.В. Гегеля. | Определение сущности религии («Феноменология духа») как постижение абсолютного в форме представления. Отношение религии и философии, по Гегелю. Религия в саморазвертывании Абсолютной идеи. Понятие Бога в гегелевской философии религии. Субъективная и объективная сторона религии. Религия как отношение духа к Духу, знание духа о Духе в его истине. Структура религиозного сознания, по Гегелю: чувства, созерцания, представления, постижение истины. Классификация религий Гегеля («Философия религии»). Религия как единый восходящий процесс. Отношение к христианству как к абсолютной религии. |
Р2.Т5 | Фейербах о сущности религии. | Определение сущности религии («Сущность христианства») как объективации отчужденной природы человека, как формы самопоклонения человека самому себе. Причины появления религии. Религия и философия. Религия и искусство. Чувство зависимости – основа классических религий. Отношение Фейербаха к христианству и его историческим трансформациям. Фейербах о путях преодоления религиозного отчуждения. Религия любви – альтернативная религиям отчуждения форма мировоззрения гуманизма: «человек человеку – бог». Проблема интерпретации философии Л. Фейербаха как атеистической. |
Р2.Т6 | Марксистская концепция религии. | К. Маркс («К критике гегелевской философии права») и Ф. Энгельс («Анти-Дюринг») о сущности религии как фантастической форме отражения действительности. Религия и отчуждение. К.Маркс и В.И. Ленин о религии как превратном мировоззрении превратного мира. Причины возникновения и воспроизводства религиозного сознания (гносеологические, социальные, психологические). Место религии в системе надстроечных явлений общества. Марксистское учение о социальной сущности религии и ее связи с социальными отношениями. Учение об условиях и путях отмирания религии в бесклассовом обществе. |
Р2.Т7 | Вопросы философии религии в русской философии | Вопросы отношения к религии в русской философской традиции. Православное и атеистическое направления в русской философии. В.С. Соловьев о религии как связи с Абсолютом («Чтение о Богочеловечестве»). С.Н. Трубецкой о религии как организованном поклонении высшим силам. А.С. Хомяков о Церкви как соборном единении на основе высших нравственных и эстетических ценностей. Н.А. Бердяев о православии Нового Завета и грядущего Завета Св. Духа. Софианские идеи С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского. Атеистические идеи русского революционного крыла. Критика религии В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и других русских мыслителей на основе идей социализма и духовного освобождения человечества. |
Р2.Т8 | Религиозное сознание. Феномен религиозной веры. | Два значения понятия веры (faith-вера и belief-вера). Вера как форма знания и форма психологического состояния (уверенность). Вера и знание: присутствие веры в нерелигиозных формах сознания – в науке, философии и т.д. Специфика религиозной веры, по ап. Павлу, как «вещей обличение невидимых». Слитность религиозной веры с подлинником. Условия соединения с объектами религиозной веры – доверие эталоны (религиозному идеалу), исполнение заповедей, принятие религиозных символов и ритуалов. Вера и вероучение. Проблема доказуемости постулатов религиозной веры. Классификация религиозной веры – по объектам, по степени интенсивности и формам проявления. |
Р2.Т9 | Понятие священного. Священное Писание и Священное Предание. | Понятие священного в религиоведении. Р. Отто, М. Элиаде о священном как специфическом признаке религиозного. Сакральное и профанное. Сакрализация - основа религиозного опыта. Специфика сакральных предметов в религиях. Священное Писание и его признаки. Богооткровенный характер Свщ. Писания в авраамических религиях. Свщ. Писание как сакральный объект и критерий вероучительной истины в этих религиях. Священное Предание. Его отличие от Свщ. Писания. Характер и особенности Свщ. Предания в различных религиях. Состав Свщ. Предания в христианстве. Соотношение Свщ. Писания и Свщ. Предания в различных религиях. |
Р2.Т10 | Понятие Бога. Модели связи Бога и человека: пантеизм, панентеизм, теизм (монотеизм, политеизм), деизм, атеизм. | Этимология слова «Бог». Понятие Бога как полноты бытия и проявления свойств. Бог в политеистических и монотеистических религиях. Бог как творец и вседержитель мира. Идея теизма в различных религиях. Теистическая модель связи Бога и человека в различных религиях. Монотеизм и политеизм. Дитеизм (зороастризм, гностицизм), тритеизм (индуизм). Пантеизм: «Бог во всем» – Плотин, Спиноза. Панентеизм: «все в Боге» (К. Краузе). Деизм: «Бог есть лишь перводвигатель мира» (европейское Просвещение). |
Р2.Т11 | Основные доказательства бытия Бога. | Понятие Бога как полноты бытия – основной постулат теистических религий. Доказательства бытия Бога в религиозной богословско-философской традиции христианства Космологическое доказательство. Аристотель и его последователи (Маймонид, Фома Аквинский, Лейбниц и др.) о Боге как перводвигателе. Телеологическое доказательство. Бог как цель мирового устройства (Аристотель, Лейбниц и др.) Онтологическое доказательство блаж. Августина и Ансельма Кентерберийского. Бог как бытие в сознании и бытие и действительности. Критика онтологического аргумента И. Кантом. Нравственное доказательство И. Канта. Бог как источник и залог нравственности. Неклассические варианты доказательств бытия Бога (исторические, психологические и др.) Проблема состоятельности и пределов доказательств бытия Бога. |
Р3. | Раздел III. Социология религии | |
Р3.Т1 | Предмет социологии религии. Основные направления и школы в социологии религии. | Социология религии как социологическая теория, ее основные методологические принципы: принцип историзма, принцип каузального анализа. Основные проблемы социологического изучения религии: содержательный подход (Э. Тайлор), функциональный подход (Р. Белла, Т. Парсонс). |
Р3.Т2 | Исследование религии в трудах Г. Спенсера и О. Конта. | «Позитивная религия» О. Конта. Религия как средство достижения единства, объединения, координации, интеграции. |
Р3.Т3 | Социология религии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля. | Основные положения работы Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни». Э. Дюркгейм об основных функциях религии. М.Вебер: понятие мировые религии. Методология М. Вебера исследования протестантизма и формирование новой европейской цивилизации. Г. Зиммель: понятие чистый религиозный тип и его классификация религии. |
Р3.Т4 | Социологический анализ религии: структура и функции религии, разработка моделей взаимодействия экономики и религии. | Основное содержание понятия социология религии: религиозное сознание (религиозная психология, религиозная идеология); религиозная деятельность (культ, управление церковными общинами); религиозные организации (церковь, секта, деноминация), социальные функции религии. |
Р3.Т5 | Понятие «религиозность» и его социологическое изучение. | Основные составляющие понятия религиозность: уровень религиозности, степень и характер религиозности, религиозная ситуация. Основные проблемы исследования религиозности: изучение различных видов и форм религиозного поведения отдельных индивидов, изучение социальных ролей индивида в рамках религиозных организаций, изучение социального места и социальной роли религиозных организаций. |
Р3.Т6 | Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности. Социологические данные о состоянии основных религий мира и России. | Подготовка социологического исследования. Сбор социологической информации: опрос, анкета, наблюдение. Анализ результатов социологического исследования. Современная религиозная ситуация в России, факторы, способствующие изучению религиозной ситуации. |
Р4 | Раздел IV. Психология религии | |
Р4.Т1 | Психология религии как отрасль религиоведения. Основные направления в психологии религии. | Различные подходы к определению психологии религии: З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, В.Франкл, С.Гроф о специфике психологического подхода к исследованию религиозных процессов. Методы психологии религии: наблюдение, изучение личных документов, интерпретация религиозных текстов, эксперимент, интроспекция, тестирование и т.д. Основные направления: психологическая концепция религии, бихевиористские концепции, психоанализ, гештальтпсихология. |
Р4.Т2 | Психологические особенности личности верующего. Психологическая классификация верующих. | Параметры исследования личной религиозности. Понятие о «зрелой и формирующейся» религиозности. Религиозность и возрастные, социальные, национальные, и прочие особенности личности. Факторы формирования личного образа Бога. Типы «единожды рождённых» и «дважды рождённых» (У.Джеймс). |
Р5 | Раздел V. Антропология религии | |
Р5.Т1 | Религиогенез | Проблема происхождения религии. Концепция фетишизма Ш. де Бросса – начало поисков «минимума религии». М. Мюллер ранние религии как «болезнь языка». Взгляды Г. Спенсера, Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера. Эволюционизм и психологизм ранних концепций происхождения религии. Влияние работ У. Робертсона-Смита на психологические и социологические теории религии. Психологические теории происхождения религии: В. Вундт, З. Фрейд, У. Джеймс. У. Социологические теории религии: Э. Дюркгейм. Воздействие концепции мышления в ранних обществах Л. Леви-Брюля на конструирование теорий происхождения религии в раннем религиоведении.Взгляды Б. Малиновский, А. Р. Редклифф-Брауна. Динамическая концепция религии (Р. Маретт). Теория прамонотеизма В. Шмидта. Причины отказа от поисков истока религии в религиоведении второй половины ХХ века. Когнитивное религиоведение о происхождении религии. |
Р5.Т2 | Ритуал: происхождение, теории, религиозная практика. | Понятие ритуала. Биологическое и этологическое направления в исследовании ритуала: К. Лоренц, Дж. Хаксли, Н. Тинберген. Антропологическое направление: Б. Малиновский, А. Р. Редклифф-Браун, Э. Эванс-Притчард, П. Радин. Литературно-культурологическое направление: А. Бретон, А. Арто, Ж. Батай, Р. Жирар, О. Фрейденберг, Е. Мелетинский. Эволюционистское направление: Спенсер Г., Тайлор Э. Б., Вундт В Фрэзер Дж, Маретт Р. Мюллер М.,. Феноменологическое направление: Р. Отто, М. Шелер, Г. ван дер Леу и др. Психологический подход: З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг. Трансперсональное направление исследования ритуала в психологии (С. Гроф, Е.А. Торчинов). Историческое направление: Ж.-П. Вернан, П. Адо, М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф и др. Социологическое направление: Э. Дюргейм, М. Мосс и А. Юбер. Символический подход к ритуалу: Э. Лич, М. Дуглас, В. Тэрнер, Р. Фирт, К. Леви-Стросс. Нейротеология о ритуале. Молитва. Виды молитвы. Роль молитвы в религиях мира. Медитация. Транс. Почитание священных объектов. Теории жертвоприношения. Разнообразие жертвенных практик. Практики выражения веры вне храма (религиозные ярмарки, концерты духовной музыки, социальное служение и т.п.). |
Р6 | Раздел VI. Феноменология религии | |
Р6.Т1 | Предмет феноменологии религии. Проблема классификации религиозных феноменов. | Феноменология религии как самостоятельное направление религиоведческого знания (Г. ван дер Леува). Основные исторические этапы становления феноменологии религии. Проблема классификации религиозных феноменов в трудах Р. Отто («нуминозное»), М. Шелера («природа божественного») и др. |
Р6.Т2 | Религиозный опыт. Проблема многообразия и единства религиозного опыта. | Опыт священного (Р. Отто) его основные характеристики. Противоположность сакрального и профанного в религиозном опыте. Средства отражения религиозного опыта: аффективный компонент, визуальный, символический. Типы религиозного опыта по способу возникновения. Религиозный опыт и религиозная традиция. |
Р7 | Раздел VII. Свобода совести и государственно-конфессиональные отношения | |
Р7.Т1 | Свобода совести и государственно-конфессиональные отношения | Определение основных понятий: «веротерпимость», «религиозная свобода», »свобода вероисповедания», «свобода совести», «религиозная толерантность», «светское государство». Развитие идей веротерпимости в Древнем мире и в эпоху Средних веков. Государство и церковь в христианском мире. Эволюция понимания свободы в отношении к религии в эпоху Возрождения и в Новое время. Проблема свободы совести в эпоху Реформации и буржуазных революций в Европе. Отделение церкви от государства как конституционный принцип. Мировой опыт государственно-конфессиональных отношений. Международные документы о принципах отношений государства и конфессий, о праве человека на свободу совести. Государство и конфессии в регионах традиционного распространения ислама. Буддизм и государство в странах буддийского мира. Этапы формирования свободы в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений в России. Модели государственно-конфессиональных отношений. |
Р8 | Раздел VIII. Новые религиозные движения и культы | |
Р8.Т1 | Новые религиозные движения: специфика и классификация. | Определение понятия «новые религиозные движения». Соотношение понятий «новые религиозные движения» и «нетрадиционные религиозные движения». Новые религиозные движения как предмет научного анализа. Обзор подходов к исследованию: исторический, социологический, структурно-функциональный и др. Основные особенности НРД: акцент на эсхатологическое и апокалиптическое учения, авторитаризм лидера, пантеистическая направленность мировоззрения, специфика учения о спасении, реализм и утопизм социальных доктрин, особенности организационных структур и культовой практики. Классификации НРД. По содержанию вероучительных доктрин: неохристианские, неоориенталистские, синкретические и универсалистские, оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж, неоязычество, сатанинские группы. По происхождению: эмерджентные, экскурсивные. По условиям членства: некоммерческие, коммерческие. По типу организации: секты, культы. Анализ новых религиозных движений: Церковь объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства), Церковь Последнего Завета, Международное общество сознания Кришны, Церковь саентологии, движение Нью Эйдж, неоязычество в России и др. |
Р9 | Раздел IX. Наука и религия | |
Р9.Т1 | Наука и религия: сравнительный анализ предмета, языка и методов освоения действительности. | Духовное и плотское в науке. Условность понятия наука. Сциентизм, антисциентизм. Размытость критерия научности. Дефиниция языка религии. Религиозный символизм. Сравнения языка религии и языка науки. Роль метода в науке, обоснование независимости науки от религии. |
Р9.Т2 | Наука и религия: проблемный анализ. | Эволюционизм и креационизм в науке и религии: основные черты. Происхождение и сущность мира. Аргументы эволюционизма, креационизма. Проверяемость религиозных и научных суждений. Проблема начала и конца Вселенной. Проблема происхождения жизни, человека, общества. Проблема паранауки и ее отношения к рационалистической науке и религии. Мировоззрение ученого. Феномен верующего ученого. |
Раздел X. Религиозная этика | ||
Р10.Т1 | Основания религиозной этики и аксиологии. Место религиозно-этических учений в системе мировой культуры. | Исходные предпосылки религиозной этики: сообщенность этических норм и сакрального мира, сакрализация общинной жизни и ее одухотворение, установление иерархии жизненных ценностей в зависимости от религиозного идеала. Религиозные предписания, заповеди и кодексы, их место и значение в религиозной культуре. |
Р10.Т2 | Основные понятия религиозной этики. | Системность категорий религиозной этики. Центральные и переферийные этические понятия в религиозных системах. Добро и добродетель. Зло и порок. Классификация пороков в религиях, указание на пути и средства их искоренения. Понятие греха. Долг перед сакральным миром, перед людьми. Честь и праведность. Совесть и мотивация поведения. Проблема оправдания Бога за существования зла. Христианское понимание теодицеи в трудах св. Отцов. Зло как отсутствие добра, не имеющего собственного онтологического бытия. Зло как порождение свободы. Модели соотношения добра и зла в авраамических религиях, зороастризме, манихействе, религии бахаи. Современные католические трактовки теодицеи. |
Раздел XI. Эстетические проблемы | ||
Р11.Т1 | <