Программа итоговой государственной аттестации

Общие положения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 38.04.01 «Экономика», программа «Бухгалтерский учет и аудит» оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Итоговая государственная аттестация выпускников включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственный междисциплинарный экзамен.

Цель государственного экзамена по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Бухгалтерский учет и аудит» состоит в том, чтобы проверить и оценить фундаментальные знания студентов по базовым дисциплинам основной образовательной программы, таким как: «Бухгалтерский финансовый учет (продвинутый курс)», «Бухгалтерский управленческий учет продвинутый курс», «Актуальные проблемы бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Международные стандарты финансовой отчетности (продвинутый курс)», «Международные стандарты аудита (продвинутый курс)», «Модели бухгалтерского учета, анализа и аудита в зарубежных странах», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (продвинутый курс)», «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности».

Выпускник по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» магистерской программе «Бухгалтерский учет и аудит» способен решать широкий круг задач по учету хозяйственных операций, формированию финансовой отчетности, анализу эффективности деятельности и развития предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, обеспечению аудиторской деятельности. Свою профессиональную деятельность магистр экономики по программе «Бухгалтерский учет и аудит» может осуществлять:

· в бухгалтерии, номенклатура рабочих мест: бухгалтер, бухгалтер-экономист, главный бухгалтер;

· в экономических, кредитных, маркетинговых и финансовых отделах, номенклатура рабочих мест: экономист, маркетолог, финансист, инженер-экономист, главный экономист;

· в отделах внутреннего аудита, номенклатура рабочих мест: аудитор;

· в аналитических отделах, занимающихся изучением экономических процессов, разработкой экономико-математических моделей, планированием и прогнозированием дальнейшего протекания этих процессов, номенклатура рабочих мест: аналитик-экономист, системный аналитик, статистик, менеджер бизнес-процессов;

· в научных учреждениях, использующих информационные технологии экономико-математического моделирования, номенклатура рабочих мест: научный сотрудник, экономист;

· в высших учебных заведениях, средних профессиональных средних образовательных учебных заведениях, номенклатура рабочих мест: преподаватель экономики, преподаватель специальных дисциплин по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

· на предприятиях различных отраслей, сфер и форм собственности, номенклатура рабочих мест: директор, главный бухгалтер, главный экономист, бухгалтер, экономист, маркетолог, специалист службы внутреннего аудита и контроля.

Выпускник на государственном междисциплинарном экзамене должен:

- показать глубину общепрофессиональных и специальных знаний по различным аспектам деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях рыночной экономики;

- уметь логически обосновывать перспективы развития принципов и правил ведения бухгалтерского учета;

- знать принципы и методику составления бухгалтерской финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок в соответствии с российскими и международными стандартами;

- владеть методами экономического анализа, позволяющими оценить динамику и соотношение важнейших показателей, выявить влияние факторов на их изменение, установить причины отклонений.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

1.2. Требования к уровню подготовки выпускника

Дипломированный магистр экономики должен быть должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;

- разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;

- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

- организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;

- разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;

проектно-экономическая деятельность:

- подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности;

- подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

- подготовка заданий и разработка системы социально-экономическихпоказателей хозяйствующих субъектов;

- составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности;

- разработка стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

аналитическая деятельность:

- разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;

- поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;

- проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;

- анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

- прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

организационно- управленческая деятельность:

- организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими;

- разработка стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их отдельных подразделений;

- руководство экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти;

педагогическая деятельность:

- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования; разработка учебно-методических материалов.

В результате освоения данной ООП выпускник со степенью «магистр» по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (программа «Бухгалтерский учет и аудит») должен обладать следующими компетенциями, сформулированными в соответствии с целями ООП:

Общекультурные компетенции (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

- способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);

- способностью принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);

- способностью свободно пользоваться иностранным языками, как средством профессионального общения (ОК -5);

- владеть навыками публичной и научной речи (ОК- 6).

Профессиональные компетенции (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

- способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

- способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);

проектно-экономическая деятельность:

- способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);

- способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);

- способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

аналитическая деятельность:

- способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

- способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

- способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:

- способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11);

- способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12);

педагогическая деятельность:

- способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);

- способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14).

На итоговую государственную аттестацию выносится проверка освоения магистрантами основных компетенций:

- способность обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК – 2);

- способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде доклада (ПК – 4);

- способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК – 9);

- способностью составлять прогноз основных социально - экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК – 10);

- способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК – 12).

Освоение указанных компетенций предполагает, что магистр должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

- обладать всеми компетенциями, навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. В условиях глобализации экономики профессиональное мастерство выпускника должно отвечать критериям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и Советом по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) к специалистам в данной области.

Эти навыки включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу, умение выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем; умение оп­ределять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и строить работу с соблюдением жесткого графика; способность адаптироваться к новому.

Навыки работы магистра с людьми предполагают его способность: взаимодействовать с другими лицами, общаться с ними, в частности в коллективе, формулировать и делегировать задачи, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; трудиться в разнородной культурной среде.

Навыки работы с информацией требуют от магистра обязательного умения: излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме; слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий; находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.

Для использования информационных технологий магистр должен знать не менее двух типов систем обработки данных: автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему, а также уметь: получать доступ и вести поиск информации в сетевых базах данных, в таких как WWW, пользоваться электронной почтой, текстопроцессорной программой, программой матричных расчетов, пакетами баз данных и, как минимум, одной бухгалтерской (учетной) программой.

Дипломированный магистр должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию, как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями.

При реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности дипломированный магистр должен:

- владеть необходимыми знаниями в области экономической теории, бухгалтерского учета (финансового и управленческого), бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализа хозяйственной деятельности, аудита, налогообложения, финансирования коммерческой деятельности и финансового управления, количественных экономико-математических методов анализа и статистики для коммерческой деятельности, оперативного управления и стратегии, общей коммерческой стратегии и основных организационных структур, управленческих функций и методов, организационной деятельности, маркетинга на предприятии и принципов международной коммерческой деятельности, информационной технологии, международных стандартов бухгалтерского учета (отчетности) и аудита;

- уметь вырабатывать для конкретного предприятия рациональную систему организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики, базирующейся на соблюдении действующего законодательства и принципах укрепления экономики хозяйствующего субъекта;

- выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности;

- знать и уметь практически применять принципы и правила аудита основных хозяйственных операций;

- уметь аналитически обрабатывать учетную и отчетную информацию с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов.

2. Программа государственного междисциплинарного экзамена

2.1. Цель и задачи государственного междисциплинарного экзамена

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 38.04.01 «Экономика» программа «Бухгалтерский учет и аудит», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» марта 2015 г. № 321, государственный междисциплинарный экзамен вводится по усмотрению МГУТУ им.К.Г.Разумовского и является составной частью итоговой государственной аттестации. Государственный междисциплинарный экзамен позволяет выявить теоретическую подготовку выпускников в соответствии с установленными компетенциями и их готовностью к решению профессиональных задач. В соответствии с этими требованиями программа государственного междисциплинарного экзамена охватывает тематику основных специальных дисциплин по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту.

Задачами основной образовательной программы по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Бухгалтерский учет и аудит» являются:

1) формирование у студентов детальных знаний в области методологии и методики ведения хозяйственного, в том числе бухгалтерского учета в организациях, анализа хозяйственной и финансовой деятельности организаций, аудита финансовой отчетности в РФ и в соответствии с международными стандартами;

2) обеспечение выпускника возможностью:

- осуществлять все виды профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 38.04.01 «Экономика», программа «Бухгалтерский учет и аудит», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 543;

- адаптации к смежным видам профессиональной деятельности;

- продолжения образования.

2.2. Организация государственного междисциплинарного экзамена

Итоговая государственная аттестация включает в себя государственный экзамен и защиту магистерской диссертации и является заключительным этапом магистерской программы. Итоговая государственная аттестация базируется на дисциплинах профессионального цикла ООП подготовки по направлению 090001.68 Экономика программа «Бухгалтерский учет и аудит» и результатах научно-исследовательской работы магистров.

Государственный экзамен, наряду с выпускной квалификационной работой магистра, является компонентом итоговой аттестации выпускника высшего учебного заведения.

Итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

Основными функциями государственной экзаменационной комиссии являются:

– определение соответствия подготовки выпускника требованиям образовательного стандарта;

– принятие решения о присвоении квалификации по результатам государственной итоговой аттестации и выдаче выпускнику документа об образовании и о квалификации, образца, устанавливаемого Министерством образования и науки Российской Федерации;

– разработка на основании результатов работы государственной экзаменационной комиссии рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки обучающихся.

Председателем ГЭК утверждается лицо, не работающее в университете, из числа крупных специалистов по профилю направления подготовки. Кандидатура председателя согласовывается с Учебно-методическим объединением в области финансов, учета и мировой экономики. Председатель ГЭК организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к студентам. Состав комиссии утверждается приказом ректора. В ее состав в обязательном порядке включаются ведущие специалисты крупных предприятий и организаций г.Москвы и области по профилю направления подготовки. ГЭК действует в течение одного календарного года.

Государственный междисциплинарный экзамен проводится в рамках итоговой государственной аттестации выпускников и включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается выпускающей кафедрой Бухгалтерского учета.

Государственный междисциплинарный экзамен проводится по билетам, содержащим вопросы, составленные в соответствии с учебными планами и программами подготовки бакалавров. Перечни вопросов раздаются студентам за полгода до начала государственного экзамена. Сдача государственного междисциплинарного экзамена проходит на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии.

К государственному междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом.

Государственный междисциплинарный экзамен выпускников направления подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Бухгалтерский учет и аудит» проводится в соответствии с «Положением о проведении государственных экзаменов», принятом на заседании Ученого совета Университета (протокол № 3 от «27» октября 2011 г.)

Целью государственного междисциплинарного экзамена является выявление и объективная (экспертная) оценка уровня теоретической и практической подготовки (степени подготовленности) выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в данной объектной (предметной) области относительно общих квалификационных требований, установленных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки. Государственный междисциплинарный экзамен проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Программа государственного междисциплинарного экзамена учитывает общие требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Бухгалтерский учет и аудит», и содержит ключевые и практически значимые вопросы по общепрофессиональной и специальной подготовке. Программа государственного экзамена по специальности, форма, условия его проведения и критерии оценки ответов выпускника на соответствие требованиям ФГОС ВПО обсуждаются на заседаниях кафедры бухгалтерского учета, согласовываются с председателем ГЭК, утверждаются на учебно-методической комиссии и ученом совете Института экономики и бизнеса. Утвержденная программа государственного экзамена доводится до сведения студентов не позднее, чем за 3 месяцев до его начала.

Распоряжением по Институту экономики и бизнеса определяется график проведения консультаций к экзамену (обзорных лекций) и самого Государственного экзамена.

Кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в обязательном порядке организуются консультации по подготовке к госэкзамену. На консультации преподаватели выпускающей кафедры знакомят студентов с порядком проведения государственного экзамена, отвечают на вопросы, которые вызывают затруднения, рекомендуют дополнительную литературу и обращают внимание на важнейшие изменения в законодательстве.

Не позднее, чем за неделю до начала госэкзамена, директор Института экономики и бизнеса готовит распоряжение о допуске студентов до итоговой аттестации, которые представляются в ГЭК.

2.3. Критерии оценки ответа студентов на государственном междисциплинарном экзамене

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Бухгалтерский учет и аудит» проводится по билетам, составленным в соответствии с утвержденной программой в устной форме. В экзаменационный билет включается материал по трем основным блокам образовательной программы:

- бухгалтерский учет (в т.ч. вопросы по бухгалтерскому (финансовому) учету, налоговому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности, МСФО, бухгалтерскому (управленческому) учету);

- экономический анализ (в т.ч. вопросы по комплексному анализу хозяйственной деятельности, анализу финансовой отчетности, инвестиционному анализу);

- аудиту (в т.ч. основам аудита, международным стандартам аудита).

При подготовке студенты оформляют письменно ответы на вопросы на специальных бланках с логотипом Института. Эти листы с ответами подписываются студентом.

При устном опросе, проводимой комиссией с каждым студентом персонально, обращается внимание на полноту и грамотность ответов на вопросы экзаменационных билетов, а также дополнительных вопросов членов комиссии.

Студенты, успешно выдержавшие итоговый государственный междисциплинарный экзамен, доказывают тем самым свою готовность к профессиональной деятельности в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, в том числе возможность занимать должность и успешно выполнять обязанности главного бухгалтера, ведущего экономиста и аудитора.

Результаты экзамена обсуждаются на закрытом заседании ГЭК, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания аттестационной комиссии.

Оценка выставляется:

«отлично»,если выпускник продемонстрировал:

• глубокие и твердые знания всего программного материала учебных дисциплин, глубокое понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений (процессов), твердые знания основных положений смежных дисциплин;

• четкие, лаконичные, логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на поставленные вопросы;

• умение самостоятельно анализировать и прогнозировать, рассматривать явления и процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии, применять математический аппарат и применять теоретические положения к решению практических задач, делать правильные выводы из полученных результатов;

• твердые навыки, обеспечивающие решение задач дальнейшей профессиональной деятельности;

«хорошо»,если выпускник продемонстрировал:

• достаточно полные и твердые знания всего программного материала, дисциплин, вынесенных на государственный экзамен, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов (явлений), достаточно полно освоил знания основных положений смежных дисциплин;

• последовательные, правильные, конкретные, без существенных неточностей ответы на поставленные вопросы; свободное устранение замечаний о недостаточно полном освещении отдельных положений при поставке дополнительных вопросов;

• умение самостоятельно анализировать изучаемые явления и процессы, применять основные теоретические положения и математический аппарат к решению практических задач в сфере экономики;

• достаточно твердые навыки и умения, обеспечивающие решение задач предстоящей профессиональной деятельности;

«удовлетворительно»,если выпускник продемонстрировал:

• знание основного материала учебных дисциплин, выносимых на государственный экзамен без частных особенностей и основных положений смежных дисциплин;

• правильные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы;

• умение применять теоретические знания к решению основных практических задач, ограниченное использование математического аппарата;

• слабые навыки, необходимые для профессиональной деятельности;

«неудовлетворительно»,если выпускник продемонстрировал:

• отсутствие знаний значительной части программного материала;

• неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, существенные и грубые ошибки в ответах на дополнительные вопросы, непонимание сущности излагаемых вопросов;

• неумение применять теоретические знания при решении практических задач, отсутствие навыков в использовании математического аппарата;

• отсутствие навыков, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности.

Оценка выставляется отдельно за каждый блок, а итоговая оценка рассчитывается как среднее арифметическое между оценками за каждый вопрос. Но в случае неудовлетворительной оценки за какой-либо блок, итоговый междисциплинарный экзамен в целом признается не сданным с выставлением оценки «неудовлетворительно».

Студенты, не сдавшие итоговый междисциплинарный экзамен, не допускаются к защите выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее чем через год и не позднее чем через пять лет после прохождения государственной итоговой аттестации впервые. В этом случае, обучающийся, отчисляется из Университета и ему выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому Университетом.

Для прохождения повторной государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в Университет на период времени, установленный Университетом самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации основной образовательной программы по направлению подготовки «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Пересдача междисциплинарного экзамена в целях повышения оценки, а также при получении оценки «неудовлетворительно» не допускается в период итоговой государственной аттестации текущего учебного года.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза, но не позднее шести месяцев начиная с даты, указанной на документе, предъявленном обучающимся.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

Для инвалидов I, II групп и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения государственных аттестационных испытаний устанавливается Университетом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности).

При проведении государственных аттестационных испытаний обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

государственные аттестационные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество обучающихся в одной аудитории не должно превышать: при сдаче государственного аттестационного испытания в письменной форме – 12 человек; при сдаче государственного аттестационного испытания в устной форме – 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи государственного аттестационного испытания большего количества обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение государственного аттестационного испытания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся при сдаче государственного аттестационного испытания;

Продолжительность государственного аттестационного испытания по письменному заявлению обучающегося, поданному до начала проведения государственного аттестационного испытания, может быть увеличена по отношению ко времени проведения соответственного государственного аттестационного испытания для обучающихся, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, но не более чем на 1,5 часа.

Обучающиеся должны не позднее, чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подать письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственных аттестационных испытаний.

2.4. Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС 3) по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Бухгалтерский учет и аудит» приведен обязательный минимум содержания дисциплин, так называемые дидактические единицы, определяющих профиль направления. В связи с этим по дисциплинам профиля направления в данной программе приведены ключевые категории, которые содержатся в рабочих программах дисциплин, разработанных преподавателями кафедры бухгалтерского учета.

Содержание программы итогового междисциплинарного экзамена представлено тремя разделами, которые характеризуют основные направления подготовки профиля. В частности:

· Бухгалтерский учет;

· Аудит;

· Экономический анализ.


Наши рекомендации