Если бы не жизненные невзгоды, я была бы другим человеком
Я помню, много лет назад одна молодая мать двухлетнего ребенка и годовалых близнецов пожаловалась мне: «Я была терпеливым человеком, пока у меня не родились эти близнецы!» Эта женщина верила, как и большинство людей на земле, что нас формируют жизненные обстоятельства.
Это заблуждение — считать, что все дело только в трудных обстоятельствах, что именно они виноваты в нашем плохом характере. Может быть, вы, как и я, когда-нибудь говорили: «Она меня просто довела!» А на самом деле имели в виду следующее: «Вообще-то я добрая, нежная, любящая, сдержанная женщина, исполненная Духом. Но... она такое натворила, вы просто не поверите!»
Мы говорим: «Я не вышла бы из себя, если бы мой ребенок не налил воды в фен и не разрисовал сливочным маслом всю мебель в гостиной!»
Или: «Мой брак был бы счастливым, если бы мои родители постоянно не ругали меня в детстве и не убедили меня в том, что я ничтожество».
Или: «Я не была бы так несчастна, если бы мой муж не сбежал от меня к другой женщине».
Мы как бы говорим: «Люди и обстоятельства виновны в том, что я стала такой». Мы думаем, что если бы условия жизни были другими (воспитание, окружающие), то и мы сами стали бы другими людьми. Мы были бы более терпеливыми, любящими, довольными, и с нами было бы легче жить.
Если во всем виноваты обстоятельства, то мы жертвы. А именно это враг и хочет нам внушить. А раз мы жертвы, то не отвечаем за свои поступки — ведь мы не можем изменить самих себя. Но Бог говорит, что мы ответственны — но не за грехи других, а за собственную реакцию на них и за свою жизнь.
В действительности обстоятельства не меняют нас. Они лишь открывают наше истинное лицо. Та отчаявшаяся мать не понимала, что всегда была нетерпеливой. Но она не осознавала этого до тех пор, пока Бог ни создал ей такие условия, в которых выявилась ее истинная сущность, и она изменилась.
Враг убеждает нас, что мы можем измениться, только если изменятся условия жизни. И мы начинаем играть в игру под названием: «Если бы только»:
Если бы только мы не переехали...
Если бы только мы жили ближе к родителям...
Если бы только наш дом был побольше (больше шкафов, больше места)...
Если бы только у нас было побольше денег...
Если бы только мой муж меньше работал...
Если бы только я вышла замуж...
Если бы только я не вышла замуж...
Если бы только я вышла замуж за кого-нибудь другого...
Если бы только у меня были дети...
Если бы только у меня не было столько детей...
Если бы только я не потеряла ребенка...
Если бы только мой муж умел общаться...
Если бы только мой муж был духовным лидером...
Мы обманываемся, считая, что были бы счастливее при других обстоятельствах.
Но если мы несчастны в нынешних обстоятельствах, то вряд ли сможем обрести счастье вообще.
В возрасте пятидесяти лет писательница Элизабет Прентисс, жившая в XIX веке, узнала, что ее муж получил новую работу и им придется переехать из Нью-Йорка в Чикаго. Переезд означал прощание со всеми друзьями и угрожал ее хрупкому здоровью. В письме подруге она писала:
Мы хотим знать только волю Божью... Переживания прошлой зимы научили меня, что место жительства и положение не имеют ничего общего со счастьем. Мы можем быть совершенно несчастны и во дворце, но можем блаженствовать и в землянке... Возможно, эта боль нужна для того, чтобы мы помнили… что мы странники и пришельцы на этой земле4.
Жена Джорджа Вашингтона, Марта, выразила такое же убеждение в письме своей подруге Мерси Уоррен:
Я все равно постараюсь быть веселой и счастливой в любой ситуации, ибо узнала, что наше счастье или несчастье гораздо больше зависит от расположения духа, чем от обстоятельств. В нашей душе лежат и те, и другие семена5.
Апостол Павел понял, что может радоваться, быть довольным и плодотворно трудиться в любых обстоятельствах, потому что его радость и благополучие зависели только от постоянной любви и верности Бога, а также от его отношений с Ним. Вот почему Павел мог сказать:
…Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке.
Флп. 4:11–12
Павел понимал, что мы не всегда можем влиять на обстоятельства жизни, но и они не обязательно должны влиять на нас.
Мы можем доверять мудрому, любящему, всемогущему Богу, Который способен исправить любую трудность в нашей жизни. Радость, мир и стабильность — плоды уверенности в том, что каждое событие, прежде чем произойти в нашей жизни, проходит через любящие руки Отца и является частью Его вечного замысла.
Я не должна страдать
Многие современные проповедники обещают грешникам бесконечный покой, радость, дом на небесах и процветание в этой жизни, как только они придут к Иисусу. Такое учение, лишенное призыва к ученичеству и несению креста, породило целое поколение мягкотелых, безвольных «учеников», не желающих участвовать в битве жизни. Когда на их пути встречаются неизбежные испытания и скорби, они жалуются, хнычут и убегают прочь.
Убеждая нас в том, что наши страдания незаслуженны и необязательны, враг заставляет нас обижаться на Бога и противиться Его совершенной воле и замыслу.
Но Господь Иисус и апостолы, которые следовали за Ним, призывали нас взять свой крест. Это был призыв к войне, это был призыв к страданию.
Апостол Павел учил, что страдание — обязательное препятствие на пути каждого верующего: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).
Когда в Китае пришли к власти коммунисты, Артур Мэтьюз был там миссионером (с 1938-го по 1949 год). Он был одним из последних миссионеров в Китае тех лет. В 1953 году он покинул Китай после четырехлетнего домашнего ареста вместе с женой и дочерью. Его книги отражают решимость и готовность отвергнуть себя и следовать за Богом даже в скорбях:
Мы склонны рассматривать обстоятельства жизни с точки зрения того, как они могут повлиять на наши планы и комфорт. На этом основании мы и принимаем решения. Когда перед нами встает проблема, мы бежим к Богу, но не для того, чтобы узнать Его мнение о происходящем, а для того, чтобы попросить Его избавить нас от неприятностей. Удобство для нас важнее, чем Божий замысел, который исполнится только благодаря пришедшей в наш дом беде...
Поколение беглецов от реальности считает, что доказательства Божьего благословения — это безопасность, процветание и физическое благополучие. Поэтому когда в нашей жизни появляются страдание и скорбь, мы не понимаем Его подсказок и неверно истолковываем Его намерения6.
Если мы не доверяем Богу и не верим в Его благие намерения, то обязательно будем противиться страданиям. Но, как убеждает нас пуританский писатель XVII века Уильям Лоу, мы должны научиться с радостью принимать страдание как путь к освящению и еще большей близости с Богом:
Принимай каждую беду, разочарование, боль, неудобство, искушение, тьму и одиночество с радостью, как благословенную возможность умереть для себя и ощутить близость к отвергнувшему Себя, страдающему Спасителю7.
Бог гораздо больше стремится к нашей святости, чем к сиюминутному временному счастью. Он знает, что если мы не будем святы, то никогда не обретем настоящего счастья.
Невозможно стать святым без страданий. Даже Сам Иисус, будучи на земле, был каким-то необъяснимым образом «совершен через страдания» (Евр. 2:10), и «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию…» (Евр. 5:8). Мы утверждаем, что хотим быть подобными Иисусу, но отвергаем единственную возможность достичь этого.
Все авторы книг Нового Завета признавали, что в нашей жизни не может появиться плод освящения и искупления без страданий. Петр даже настаивает на том, что страдание — наше призвание, предназначенное не только для избранных святых или мучеников, а для каждого Божьего чада: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21).
Истинная радость — не в отсутствии боли, а в освящающем, поддерживающем нас присутствии Господа Иисуса в наших страданиях. Этот процесс может длиться дни, недели, месяцы или целые годы, но у нас есть Его обетование:
Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.
1 Пет. 5:10