Дети должны жить в «реальном мире», чтобы знать жизнь
Если сатана не может предотвратить рождение детей в христианских семьях, он сделает все, чтобы внушить родителям ложные представления об их воспитании. Он использует здесь ту же тактику, что и в беседе с Евой. Он убедил ее, что, отведав запретных плодов, она узнает нечто важное: «…в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Сатана был прав — когда Ева вкусила плод, ее глаза открылись (см.: Быт. 3:7); она действительно узнала нечто, чего не знала раньше, — зло. Результатом этого знания были стыд, вина и отчуждение от Бога и мужа.
Бог не хотел, чтобы мы с вами познали зло на собственном опыте. Он желает, чтобы мы были «мудры на добро и просты на зло» (см.: Рим. 16:19). Но сатана говорит: «Ты сама должна все попробовать». Он говорит родителям: «Ваши дети должны сами все попробовать. Если вы будете держать их в неведении о том, что представляет собой реальная жизнь, они не смогут найти в ней свое место и выжить».
Но истина заключается совсем в другом: она не в том, чтобы вырастить детей, которые смогут «найти свое место» или даже просто «выжить» в этом мире. Задача каждой христианской семьи — вырастить людей, которые будут любить Бога всем сердцем своим, всей душой, всей силой и всем разумением, которые построят крепкие отношения с Господом Иисусом и жизнь которых будет ярким светом, пронзающим тьму вокруг них. Родители-христиане должны стремиться к тому, чтобы вырастить не просто «хороших» детей, но детей, которые будут с радостью жить в истине, детей, любящих праведность и ненавидящих зло, детей, которых Бог использует, чтобы изменить мир.
Я не перестаю благодарить Бога за моих родителей. Они научили нас любить святость и испытывать отвращение к греху, не столько из страха, что современная культура повредит нам, сколько из почтения и любви к Господу.
Хотя они могли отдать нас в одну из прекрасных частных светских школ, они решили, что мы будем учиться в менее «качественной» христианской школе. Некоторые считали, что мы должны получить образование более высокого уровня, но мои родители полагали, что «начало мудрости — страх Господень», и ничто не подготовит нас к жизни лучше, чем наставления в Божьем Слове.
Они предпринимали конкретные шаги, чтобы уберечь наши юные умы и сердца от влияния этого мира. Бог дал моей матери мудрость четко определять, от чего нас нужно ограждать, — и это были такие вещи, к которым многие современные верующие родители относятся совершенно спокойно. Например, в то время как почти каждая наша ровесница играла в куклы Барби, мы почти ничего о них не знали. Наша мама мудро считала, что если девочка будет играть с куклой, имеющей пропорции и достоинства взрослой женщины, это может помешать развитию здорового отношения к физиологическим различиям между мужчиной и женщиной.
Когда я была маленькой, наше общество билось в агонии бунтов, забастовок и революций. Диссиденты выступали против войны во Вьетнаме, маршируя по улицам и сжигая флаги. Миллионы молодых людей утопали в наркотиках, сексе и рок-музыке. Верховный Суд постановил, что женщины имеют право делать аборты. Хрущев угрожал уничтожить Соединенные Штаты. Мы знали об этих событиях, но не из вечерних новостей. Мои родители считали, что некоторые темы просто не для детского ума, и они чувствовали, что сами должны формировать наше представление о происходящем в мире.
Результат? Я росла «тепличным» ребенком. Вплоть до окончания школы я не слышала ни одного нецензурного слова. Я почти ничего не знала о популярных героях комиксов, фильмах или телепрограммах того времени.
Но по милости Божьей и благодаря влиянию мудрых родителей, я знала то, о чем не знало большинство моих сверстников. Я понимала разницу между злом и добром. Я хорошо знала Писание — кроме ежедневного чтения Библии дома и здравого учения в церкви, я прошла два курса по изучению Библии от начала и до конца (они были включены в нашу школьную программу). Я знала наизусть большие отрывки из Писания, была знакома с основными доктринами христианской веры и помнила наизусть многие христианские гимны, в которых было немало куплетов. Я прочитала биографии многих настоящих героев, таких, как Хадсон Тейлор, Джордж Мюллер, Уильям Карей и Глэдис Эйлворд.
Но важнее всех «знаний» была вера в Господа Иисуса, которая поддерживала меня и помогала принимать правильные решения за стенами моего дома, когда я вышла в мир и начала самостоятельную жизнь. «Вера наших отцов» стала моей верой.
Я не хвалюсь этим, потому что здесь нет моей заслуги, это дар Господа и родителей, которые серьезно относились к возложенной на них обязанности воспитывать своих детей для Бога.
Дети привыкают к тому, что видят с раннего детства, когда происходит процесс формирования их личности. Я знала молодых людей из «порядочных» христианских семей, которые лучше разбирались в рок-группах и кинозвездах, чем в патриархах и апостолах. Они могут спеть любую популярную песню, но не знают великих гимнов веры. Я могу сделать только один вывод: они пристрастились к тому, что видели и слышали с детства.
Если мы будем позволять нашим детям слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги и журналы, болтаться на улице с друзьями, которые «проповедуют» отрицание всего и вся, позволять им нецензурную брань, свободный секс, бунт и насилие, то потом не надо удивляться, когда они примут философию этого мира.
Сейчас, когда я пишу эти строки, на улице лежит снег глубиной 20 сантиметров. Никому бы в голову не пришло высадить в такую погоду молодое нежное растение и ожидать, что оно примется и выживет. Для этого есть теплица — она обеспечивает оптимальные условия для роста. А потом, когда корни растения станут достаточно сильными, чтобы противостоять непогоде, его можно будет высадить в землю.
Когда мне было семнадцать, родители отправили меня на другой конец Соединенных Штатов учиться в светском университете Южной Калифорнии. Я жила в хорошей христианской семье, а тут у меня неожиданно появилось столько свободы, сколько не было за всю жизнь. Я могла ходить, куда мне хотелось, и делать все, что мне хотелось. Но мое «хотелось» уже было сформировано — я любила Господа и желала делать то, что угодно Ему. Я принимала решения не из-за страха, беспокоясь о том, что подумают мои родители, а из-за того, что сознавала присутствие, святость и любовь Бога. В те годы я изучала разные философские теории, которые прежде были мне недоступны. Но меня не увлекло то, что не согласовалось со Словом Божьим. Я любила людей, которые жили по-другому, и хотела, чтобы они пришли к Господу. Но их пути меня совершенно не привлекали.
Я собственными глазами видела у себя дома, какое это благословение — любить Бога всей душой и с радостью подчиняться Его воле. Такое воспитание породило во мне желание угождать Господу и ходить в истине.
Апостол Павел предупреждает верующих всех времен и народов: «…не сообразуйтесь с веком сим…» (Рим. 12:2). Вместо этого мы должны «преобразоваться обновлением ума нашего…» (Рим. 12:2). Мы не должны находиться под влиянием своей культуры, как большинство современных христиан, но вместо этого должны так исполняться Святым Духом и Словом Божьим, чтобы наша жизнь начала менять культуру. Перед родителями-христианами сегодня стоит задача: воспитать поколение, которое будет не подражать этому миру, а преобразовывать его.