Дружба и непричастность в Исламе

Дружба и непричастность в Исламе

(Шейх Салих бин Фаузан аль-Фаузан)

Аль-Валя валь-Бара филь-Ислям

Содержание

Предисловие 2

Что относится к внешним проявлениям почитания и любви неверных. 3

1. Уподобление им в одежде, словах и прочем. 3

2. Проживание в странах неверных и отказ от переезда в какую-нибудь из мусульманских стран ради сохранения своей религии. 3

3. Путешествие в страны неверных с целью развлечений. 3

4. Содействие и оказание неверным помощи против мусульман, а также их восхваление и защита 3

5. Обращение за помощью к неверным, оказание им доверия, назначение их на должности, позволяющие им узнавать тайны мусульман, и избрание их в качестве близкого окружения и советников. 3

6. Использование их летоисчисления. 4

7. Принятие участия в праздниках неверных или оказание им помощи в их организации, или поздравление их в связи с этим, или посещение мест их проведения. 4

8. Восхвалять их за их культуру, достижения цивилизации и выражение восхищения их нравами и мастерством, без учета ложности и порочности их воззрений и религий. 5

9. Называть детей именами неверных. 5

10. Испрашивание прощения и милости для неверных. 5

Что относится к проявлению дружбы и любви к верующим.. 5

1. Переселение в мусульманские страны и оставление стран неверных. 5

2. Оказание помощи и поддержки мусульманам собственными усилиями, имуществом и словами в том, в чем они нуждаются, будь это их религиозные или мирские дела. 6

3. Поддержка мусульман в радости и в горе. 6

4. Искренность по отношению к ним, желание им блага и отказ от обмана. 6

5. Проявление уважения к ним и отказ от унижения и поношения их. 6

6. Пребывание с ними в трудности и легкости, испытании и благоденствии. 6

7. Посещение и любовь к встречам и общению с ними. 6

8. Соблюдение их прав. 7

9. Проявление доброты по отношению к слабым из их числа. 7

10. Обращения к Аллаху с мольбами за них и просьбами о прощении для них. 7

Примечание. 7

Категории людей, с которыми следует дружить

и от которых следует отстраняться.. 8

1. Те, кого следует только любить, не испытывая к ним никакой вражды.. 8

2. Те, кого следует ненавидеть и с кем следует враждовать, не испытывая к ним ни любви, ни дружеских чувств. 9

3. Те, кто, с одной стороны, заслуживает любви, а с другой – ненависти. 9

Предисловие

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его спод-вижникам и всем тем, кто последовал по его пути!

А затем:

Поистине, после любви к Аллаху и его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), человек должен любить приближенных Аллаха и испытывать чувство вражды по отношению к Его врагам.

К основам исламского вероучения также относится и то, что каждый мусульманин, испове-дующий эту религию, должен испытывать дружеские чувства и любовь по отношению к другим мусульманам и враждовать с врагами этой религии. То есть любить приверженцев чистого еди-нобожия, проявляя к ним дружеские чувства, и ненавидеть приверженцев многобожия и враждо-вать с ними . Это и есть религия пророка Ибрахима (мир ему) и тех, кто был с ним, с кого нам было велено брать пример, ибо Всевышний Аллах сказал: «Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: “Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Одного Аллаха”» (аль-Мумтахана 60: 4).

И это так же из религии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями себе, ибо они – друзья одни другим. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!» (аль-Маида 5: 51).

Это что касается запрета на любовь и дружбу с обладателями Писания (христианами и иудеями). Что же касается запрета на дружбу с неверными в общем, то Всевышний Аллах сказал:

«О вы, которые уверовали! Не берите Моего и вашего врага своими покровителями и по-мошниками. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (аль-Мумтахана 60: 1).

Более того, Всевышний Аллах запретил верующему любить и дружить с неверными, даже если они относятся к числу самых близких его родственников. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев друзьями, если они полюбили неверие больше веры. А кто из вас берет их в друзья, те – несправедливы» (ат-Тауба 9: 23).

Всевышний Аллах также сказал: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (аль-Муджадаля 58: 22).

Многие люди не знают об этой великой основе (дружбе и непричастности в Исламе), и есть даже те, кто приписывает себя к знанию и занимается призывом, однако заявляет при этом, что христиане являются нашими братьями. О как же опасны эти слова!

Подобно тому, как Аллах Всевышний, Свят Он, запретил дружить с неверными, которые яв-ляются врагами исламского вероучения, Он вменил в обязанность дружить и любить мусульман. Всевышний Аллах сказал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и ве-рующие, которые совершают молитву, выплачивают закят и преклоняются. Если они считают Аллаха, Его посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь сторонники Аллаха непременно окажутся победителями. О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверных своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими» (аль-Маида 5: 55-57).

Всевышний Аллах также сказал: «Мухаммад – посланник Аллаха, а те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (аль-Фатх 48: 29).

Всевышний Аллах также сказал: «Поистине, верующие – братья» (аль-Худжурат 49: 10).

Верующие являются братьями по религии, даже если они не состоят в родстве друг с другом, живут в разных странах или даже в разное время, ведь Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господь наш! Ведь Ты – Кроткий, Милостивый!» (аль-Хащр 59: 10)

Таким образом, верующие, начиная с первого человека и заканчивая последним из числа му-сульман, являются братьями независимо от того, где и когда они жили. Те из них, кто пришел позже, берут пример со своих праведных предшественников (саляфу-ссалих) и просят у Аллаха блага и прощения друг для друга.

Что же касается дружбы и непричастности, то для них характерны внешние проявления, которые указывают на это.

Соблюдение их прав

Это означает, что не следует перебивать им торговлю, предлагать свою цену после того, как она уже назначена, свататься после их сватовства, и вообще препятствовать кому бы то ни было из них в том, в чем тот опередил его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует человеку перебивать торговлю своему брату, а также вмешиваться в его сватовство». аль-Бухари 2140, Муслим 1412.

В другой версии этого хадиса говорится: «и не предлагать свою цену после того, как она уже была оговорена до этого другими». Муслим 1408.

Примечание

Всевышний Аллах сказал: «Не запрещает вам Аллах оказывать благодеяния и быть спра-ведливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов, ведь Аллах любит справедливых!» (аль-Мумтахана 60: 8).

Это означает, что если кто-нибудь из неверных отказался от причинения мусульманам вреда, не сражался с ними и не изгонял их из жилищ, то мусульманам следует проявлять справедливость и благочестие по отношению к таким людям в мирских делах. Однако это не означает, что мусульмане должны любить их своими сердцами, так как Всевышний Аллах сказал: «оказывать благодеяния и быть справедливыми», но не сказал «дружить с ними и любить их».

Подобное Аллах Всевышний сказал о неверных родителях: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» (Лукман 31: 15).

Сообщается, что однажды, к одной из совершивших переселение сподвижниц по имени Асма (да будет доволен ею Аллах), приехала мать, которая была неверной. Она желала навестить свою дочь и поддержать с ней теплые отношения. Асма же отказалась общаться с тем, кто не исповедовал Ислам, и отправилась спросить разрешения на это у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Поддерживай родственную связь со своей матерью». аль-Бухари 2620, Муслим 1003.

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (аль-Муджадиля 58: 22).

Поддержание родственных связей и соблюдение справедливости в мирских делах – одно, а любовь – это совсем другое. Поистине, поддержание связей и хороших взаимоотношений может расположить неверного к Исламу, и это является частью исламского призыва. Иное дело – любовь и дружба, ибо они могут быть оценены как одобрение того неверия, с которым живет этот невер-ный, и вызвать его самодовольство, тем самым исключив возможность призыва его к Исламу.

Также запрет на дружбу с неверными не означает запрета на взаимоотношения с ними в сфере дозволенной торговли, импорта их товаров, промышленных изделий и использования их опыта и различных изобретений. Так, например, известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) нанял Ибн Урайкъита аль-Лейси, являвшегося неверным, в качестве проводника, и также известно, что он (мир ему и благословение Аллаха) занимал деньги у некоторых иудеев.

Мусульмане и сейчас импортируют товары и промышленную продукцию неверных, и это от-носится к разделу торговли. Они не оказывают нам тем самым благодеяние или милость, ведь мы платим им за это деньги. И все это никак не связано с проявлением по отношению к ним любви или дружбы.

Поистине, Аллах вменил мусульманам в обязанность любовь и дружбу по отношению к ве-рующим и обязал их проявлять ненависть и вражду по отношению к неверным. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали им помощь, являются помощниками и друзьями друг другу... А те, которые не уверовали, являются помощниками и друзьями друг другу. Если и вы не будете поступать таким же образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие» (аль-Анфаль 8: 72-73).

Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) относительно слов: «Если и вы не будете по-ступать таким же образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие», сказал: “Это означает, что если вы не будете отдаляться от многобожников и не будете дружить с верующими, то среди людей произойдет смута, которая будет выражаться в неясности положения и смешении верующих с неверными, и среди людей повсеместно и надолго распространится нечестие”.

Как раз это и наблюдается в наше время. А за помощью следует обращаться к Аллаху.

Дружба и непричастность в Исламе

(Шейх Салих бин Фаузан аль-Фаузан)

Аль-Валя валь-Бара филь-Ислям

Содержание

Предисловие 2

Что относится к внешним проявлениям почитания и любви неверных. 3

1. Уподобление им в одежде, словах и прочем. 3

2. Проживание в странах неверных и отказ от переезда в какую-нибудь из мусульманских стран ради сохранения своей религии. 3

3. Путешествие в страны неверных с целью развлечений. 3

4. Содействие и оказание неверным помощи против мусульман, а также их восхваление и защита 3

5. Обращение за помощью к неверным, оказание им доверия, назначение их на должности, позволяющие им узнавать тайны мусульман, и избрание их в качестве близкого окружения и советников. 3

6. Использование их летоисчисления. 4

7. Принятие участия в праздниках неверных или оказание им помощи в их организации, или поздравление их в связи с этим, или посещение мест их проведения. 4

8. Восхвалять их за их культуру, достижения цивилизации и выражение восхищения их нравами и мастерством, без учета ложности и порочности их воззрений и религий. 5

9. Называть детей именами неверных. 5

10. Испрашивание прощения и милости для неверных. 5

Что относится к проявлению дружбы и любви к верующим.. 5

1. Переселение в мусульманские страны и оставление стран неверных. 5

2. Оказание помощи и поддержки мусульманам собственными усилиями, имуществом и словами в том, в чем они нуждаются, будь это их религиозные или мирские дела. 6

3. Поддержка мусульман в радости и в горе. 6

4. Искренность по отношению к ним, желание им блага и отказ от обмана. 6

5. Проявление уважения к ним и отказ от унижения и поношения их. 6

6. Пребывание с ними в трудности и легкости, испытании и благоденствии. 6

7. Посещение и любовь к встречам и общению с ними. 6

8. Соблюдение их прав. 7

9. Проявление доброты по отношению к слабым из их числа. 7

10. Обращения к Аллаху с мольбами за них и просьбами о прощении для них. 7

Примечание. 7

Категории людей, с которыми следует дружить

и от которых следует отстраняться.. 8

1. Те, кого следует только любить, не испытывая к ним никакой вражды.. 8

2. Те, кого следует ненавидеть и с кем следует враждовать, не испытывая к ним ни любви, ни дружеских чувств. 9

3. Те, кто, с одной стороны, заслуживает любви, а с другой – ненависти. 9

Предисловие

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его спод-вижникам и всем тем, кто последовал по его пути!

А затем:

Поистине, после любви к Аллаху и его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), человек должен любить приближенных Аллаха и испытывать чувство вражды по отношению к Его врагам.

К основам исламского вероучения также относится и то, что каждый мусульманин, испове-дующий эту религию, должен испытывать дружеские чувства и любовь по отношению к другим мусульманам и враждовать с врагами этой религии. То есть любить приверженцев чистого еди-нобожия, проявляя к ним дружеские чувства, и ненавидеть приверженцев многобожия и враждо-вать с ними . Это и есть религия пророка Ибрахима (мир ему) и тех, кто был с ним, с кого нам было велено брать пример, ибо Всевышний Аллах сказал: «Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: “Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Одного Аллаха”» (аль-Мумтахана 60: 4).

И это так же из религии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями себе, ибо они – друзья одни другим. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!» (аль-Маида 5: 51).

Это что касается запрета на любовь и дружбу с обладателями Писания (христианами и иудеями). Что же касается запрета на дружбу с неверными в общем, то Всевышний Аллах сказал:

«О вы, которые уверовали! Не берите Моего и вашего врага своими покровителями и по-мошниками. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам» (аль-Мумтахана 60: 1).

Более того, Всевышний Аллах запретил верующему любить и дружить с неверными, даже если они относятся к числу самых близких его родственников. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев друзьями, если они полюбили неверие больше веры. А кто из вас берет их в друзья, те – несправедливы» (ат-Тауба 9: 23).

Всевышний Аллах также сказал: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (аль-Муджадаля 58: 22).

Многие люди не знают об этой великой основе (дружбе и непричастности в Исламе), и есть даже те, кто приписывает себя к знанию и занимается призывом, однако заявляет при этом, что христиане являются нашими братьями. О как же опасны эти слова!

Подобно тому, как Аллах Всевышний, Свят Он, запретил дружить с неверными, которые яв-ляются врагами исламского вероучения, Он вменил в обязанность дружить и любить мусульман. Всевышний Аллах сказал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его посланник и ве-рующие, которые совершают молитву, выплачивают закят и преклоняются. Если они считают Аллаха, Его посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь сторонники Аллаха непременно окажутся победителями. О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверных своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими» (аль-Маида 5: 55-57).

Всевышний Аллах также сказал: «Мухаммад – посланник Аллаха, а те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (аль-Фатх 48: 29).

Всевышний Аллах также сказал: «Поистине, верующие – братья» (аль-Худжурат 49: 10).

Верующие являются братьями по религии, даже если они не состоят в родстве друг с другом, живут в разных странах или даже в разное время, ведь Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господь наш! Ведь Ты – Кроткий, Милостивый!» (аль-Хащр 59: 10)

Таким образом, верующие, начиная с первого человека и заканчивая последним из числа му-сульман, являются братьями независимо от того, где и когда они жили. Те из них, кто пришел позже, берут пример со своих праведных предшественников (саляфу-ссалих) и просят у Аллаха блага и прощения друг для друга.

Что же касается дружбы и непричастности, то для них характерны внешние проявления, которые указывают на это.

Наши рекомендации