В словах «и только к Тебе обращаемся за помощью» непричастность человека к моще и силе. Воистину, нет силы у человека, кроме как от Аллаха. Человек не способен ни на

Аль-Фатиха 5.

2 Ат-Тирмизи 2516 со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.

Аль-Исти’аана.

Трапеза 2.

Муслим 2699 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. 69

Просьба о прибежище и его доказательства.

Доказательство на просьбу о прибежище слова Всевышнего: «Скажи: «Я прибегаю к Господу рассвета»»1. (22)

Что, кроме как при помощи Аллаха Всевышнего. Когда человек отдалился от Ширка и осознаёт, что у него нет ни силы и ни мощи, ни на что, то это считается предельной набожностью перед Всевышним Аллахом.

(22) Просьба о прибежище2 - это просьба о прибежище у того, кто может защитить тебя от опасности, которую ты боишься, чтобы он отдалил от тебя эту опасность. Просьба о прибежище – это разновидность поклонения. Не дозволяется просить о прибежище кого-либо, кроме Аллаха. Тот человек, который просит прибежища у могил, идолов или у чего-либо другого, кроме Всевышнего Аллаха, такой человек становится многобожником большим Ширком. Сказал Всевышний: «Мужи из числа людей искали покровительства у мужей из числа джинов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)»3. Как это делали арабы во времена джахилии, когда они останавливались на стоянку в каком-либо месте, то один из них говорил: «Я прибегаю к господину этой долины», то есть к старшему джину. Он прибегал к нему от глупцов из его народа. И сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отменяя этот обычай и разъясняя то, что стало узаконенным вместо него: «Тот, кто остановится в каком-либо месте и скажет: «Я прибегаю к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он сотворил», то ничто не навредит ему до тех пор, пока он не покинет это место»4. Это правильная замена, прибежище к совершенным словам Аллаха вместо прибежища к джинам.

Сказал Всевышний: «Скажи: «Я прибегаю к Господу рассвета»». Рассвет – это утро, а Господь рассвета – это Всевышний Аллах. Как сказал Всевышний: «Он раскрывает утреннюю зарю»5, то есть выявляет утренний свет во мраке ночи. Кто же способен на это, кроме Всевышнего Аллаха? «Я прибегаю к Господу рассвета», то есть к Господу утра, когда оно наступает. Он Владыка, который распоряжается им и властвует над ним. «От зла того, что он сотворил» это включает в себя зло всех творений. Человек прибегает к Аллаху от зла всех творений, это заменит ему любое прибежище, чтобы он прибегал от того, что творят люди. «От зла мрака, когда он покрыл», то есть от мрака ночи. Потому что во мраке ночи выходят хищные звери, и человек может оказаться в опасности. Поэтому он прибегает к Аллаху от зла этого мрака и от того, что в нём из опасностей. «От зла дующих на узлы», а это колдуны. Человек прибегает к Аллаху от колдовства и от колдунов, так как колдовство является великим злом. «От зла завистника, когда он завидует». Завистник – это тот, кто желает, чтобы исчезла милость от другого человека. Когда он видит у кого-либо что-либо хорошее, то он гневается и желает, чтобы это хорошее исчезло, из-за зависти. Это качество, одно из самых порицаемых качеств, потому что в нём проявляется противоречие Аллаху, а также в нём причинение вреда творениям. Также сюда входит человек, который поражает сглазом, а это тот, кто поражает других своим взглядом, потому что поражение взглядом это разновидность зависти. И человек прибегает к Аллаху от всего этого зла. Этот аят указал на то, что просьба о прибежище является

Рассвет 1.

Аль-Исти’ааза – это просьба о прибежище при помощи слов а’узу биллях.

Джин 6.

Муслим 2708 со слов Хаули бинт Хаким ас-Салямиййа, да будет доволен ею Аллах.

Скот 96. 70

А также слова Всевышнего: «Скажи: «Я прибегаю к Господу людей»»

1. (23)

поклонением и не разрешается совершать её для кого-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Так не прибегай же к творениям, а тот, кто прибегает к творениям, такой человек совершил Ширк по отношению к Всевышнему Аллаху. Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал Абдулле бин ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими: «Если ты прибегаешь к кому-либо, то прибегай к Аллаху»2.

(23) В словах Всевышнего: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей, от джинов и людей»»3 приказ Аллаха прибегать к Господу людей, Царю людей, Богу людей. Всё это является именами и качествами Всевышнего Аллаха, и в них содержатся три вида единобожия: единобожие в господстве, единобожие в божественности и единобожие в именах и качествах. Прибегай к Аллаху при помощи этих имён и качеств, прибегай к Аллаху от зла искусителя, а это шайтан. Аль-Уасуаас – это одно из имён шайтана, так как он наущает человека и разукрашивает ему, и занимается им, чтобы посеять в его сердце страх, сомнение и замешательство в делах, в особенности в делах поклонения. Воистину, шайтан наущает человека в его поклонении до тех пор, пока не запутает его в его молитве или в других поклонениях. И это заканчивается тем, что человек выходит из молитвы, считая, что она нарушилась. Или же человек совершает молитву и начинает думать, что у него нет омовения, или что он не совершил что-то из действий молитвы. Человек начинает пребывать в сомнениях, и не удовлетворён своим поклонением. Всевышний и Могучий Аллах даровал нам лекарство от этой опасности, а это, чтобы мы прибегали к Нему от зла этих наущений.

Слова Всевышнего: «от зла искусителя исчезающего». Искусителя, который уходит и отдаляется. Он наущает человека, когда тот проявляет беспечность к поминанию Аллаха, и он скрывается, то есть уходит, когда человек поминает Всевышнего Аллаха. Получается, что он наущает при беспечности, и отступает при поминании Аллаха.

Слова Всевышнего: «который наущает в груди людей, от джинов и людей». Смысл этих аятов, а Аллах знает лучше, что существуют искусители из числа джинов и людей, которые наущают людей. Они приходят к людям и начинают сеять сомнения. И также как существуют шайтаны из числа джинов, также они существуют из числа людей. Человек должен прибегать к Аллаху от этих двух групп. Поэтому сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Пусть прибегает прибегающий при помощи этих двух»4, то есть при помощи этих двух сур. Мусульманину следует всегда читать эти две суры после молитвы, а также читать их перед сном вместе с аятом «аль-Курси» и сурой «аль-Ихляс». Человек должен читать аят «аль-Курси», суру «аль-Ихляс» и эти две суры после каждой молитвы. А после закатной и утренней молитв он должен читать суру «аль-Ихляс» и эти две суры по три раза. Также он должен читать их перед сном, для того, чтобы от него отдалились шайтаны и чтобы ему не приснились нехорошие сны, тем самым навредив ему.

Наши рекомендации