Поражение первого национального
Пути восстановления Ханаана
Если бы израильтяне, стоявшие на положении Каина, беспрекословно повиновались Моисею, занимавшему положение Авеля, и следовали за ним на пути возвращения в Ханаан, они бы осуществили национальное искупительное условие избавления от греховной природы и заложили субстанциальное основание. Однако они, увидев Моисея, убивающего египтянина, неправильно истолковали этот поступок и стали дурно отзываться о нем. Об этом услышал фараон и хотел убить Моисея (Исх. 2:15). Так у него не осталось иного выбора, кроме как спасаться бегством. С тоской покидая израильтян, он скрылся в Мадиамскую землю. Итак, субстанциальное основание не было создано и нaционaльный путь восстановления Ханаана с Моисеем в центре повторился второй, а затем и третий раз.
Второй национальный путь восстановления Ханаана
Основание веры
Когда первый национальный путь восстановления Ханаана закончилсяпоражением из-за неверия израильтян, 40 лет жизни Моисея во дворце фараона, в течение которых им было создано основание веры, были захвачены сатаной. Поэтому Моисею, которому предстояло начать второй национальный путь восстановления Ханаана, было необходимо вновь заложить основание веры, для чего понадобился еще один 40-летний период, чтобы восстановить искуплением утраченные 40 лет жизни во дворце. В этом заключалась причина того, что Моисей провел в Мадиамской земле в изгнании 40 лет. В этот 40-летний период страдания израильтян в Египте усилились, что являлось возмездием за их недоверие Моисею.
Проведя 40 лет в Мадиамской земле, Моисей осуществил промысл отделения от сатаны с числом 40 в основе. Там он восстановил основание веры, необходимое для начала второго национального пути восстановления Ханаана. После этого Бог явился Моисею и сказал: "Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев... И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (Исх. 3:7-10).
Субстанциальное основание
Осуществив промысл отделения от сатаны с числом 40 в основе и восстановив основание веры в Мадиамской земле, Моисей встал на положение Авеля для выполнения национального искупительного условия избавления от грешной природы. Теперь израильтяне, стоявшие на положении Каина, как и на первом национальном пути восстановления Ханаана, должны были следовать за Моисеем, проявляя безусловную веру и послушание, и войти в обетованную землю, "где течет молоко и мед". Если бы они претворили все это в жизнь, то искупительное условие избавления от грешной природы было бы выполнено и субстанциальное основание было бы заложено.
Когда Моисей убил египтянина, Бог открыл промысл для начала первого национального пути восстановления Ханаана. Чтобы осуществить промысл для начала второго национального пути, Бог, действуя по аналогии, велел Моисею поразить египтян тремя чудесами и десятью казнями. Мы уже говорили о причинах, по которым Бог хотел, чтобы Моисей нанес удар сатанинской стороне: во-первых, чтобы восстановить искуплением положение старшего сына, захваченное сатаной, во-вторых, чтобы заставить израильтян забыть свою привязанность к Египту и, в-третьих, чтобы дать понять израильтянам, что Моисей - посланник Бога (Исх. 4:1-9). Однако существовала еще одна причина, по которой Моисей получил право поразить египтян. Хотя израильтяне уже завершили отведенный им 400-летний период искупления в египетском рабстве, они должны были страдать в неволе еще тридцать лет (Исх. 12:41). Бог слышал их плач и стоны и в сострадании откликнулся на них (Исх. 2:24, 25).
Три знамения, подготовленные Богом для Моисея и Аарона, предвестили времена Иисуса. Первое чудо произошло, когда Бог велел Моисею бросить жезл на землю и тот превратился в змея (Исх. 4:3-5). Позднее, когда Аарон показывал это чудо перед фараоном по указанию Моисея, фараон позвал своих магов и приказал им тоже бросить свои жезлы на землю. Они также превратились в змеев, однако змей Аарона поглотил их (Исх. 7:10-12). В этом знамении содержалось символическое предсказание того, что Иисус явится как Спаситель и уничтожит мир сатаны.
Моисей, как представитель Бога (Исх. 7:1), явил Его чудесную силу с помощью жезла. Жезл символизировал Иисуса, который явит могущество Бога с помощью чудес. Жезл обеспечивает защиту и поддержку людям, опирающимся на него; он уничтожает несправедливость и направляет их по правильному пути. Представляя Иисуса, жезл Моисея символизировал миссии, которые Иисусу надлежало исполнить в свое пришествие, чтобы спасти человечество.
Превращение Моисеева жезла в змея являлось также символическим выражением миссии Иисуса. Иисус сравнивал себя со змеем, говоря: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому" (Иоан. 3:14). Еще Иисус говорил своим ученикам: "Будьте мудры, как змии" (Матф. 10:16). Это означало, что Иисус пришел как добрый и мудрый змей, чтобы позвать за собой падших людей и повести их путем добра. Итак, Иисусу надлежало восстановить искуплением грехопадение человека, вызванное злым змеем, который, воспользовавшись хитростью, соблазнил прародителей человечества. Следовательно, ученики Иисуса должны были научиться его мудрости и повести за собой грешных людей по пути добра. Более того, когда змей Моисея проглотил других змеев, это означало, что Иисус, как небесный змей, уничтожит сатану, злого змея.
Второе знамение состояло в том, что по воле Бога Моисей положил руку за пазуху и она побелела от проказы. Затем Бог велел ему вторично положить руку за пазуху и она стала здоровой (Исх. 4:6, 7). Этим чудом символически предсказывалось то, что Иисус придет в качестве второго Адама и вместе со Святым Духом, второй Евой (Христология 4.1), возьмет на себя искупление грехов человечества. Вначале архангел прижал Еву к своей груди и человечество было поражено неизлечимым грехом. Этот поступок был символически представлен тем, что Моисей положил руку за пазуху в первый раз и она покрылась проказой. Когда же он сделал это во второй раз, его рука выздоровела, что означало пришествие Иисуса в роли Истинного Отца, который восстановит Святой Дух в роли Истинной Матери, и вместе они охватят любовью человечество, "как птица собирает своих птенцов под крылья" (Матф. 23:37), и даруют ему возрождение. Это знаменовало бы собой завершение восстановления.
Чтобы явить третье знамение, Бог научил Моисея зачерпнуть воды из реки и вылить ее на сухую землю, после чего вода превратилась в кровь (Исх. 4:9). Вода, неорганическое вещество, преобразовалась в кровь, органическое вещество жизни. Вода в Библии - это символ огромного множества падших людей, не имеющих в себе жизни (Отк. 17:15). Следовательно, этим чудом предвещался приход Иисуса и Святого Духа, которые восстановят падших людей, лишенных жизни, преобразовав их в живых детей Бога. Эти три чуда, сотворенные Богом через Моисея и Аарона, являлись символическими условиями искупления, на основе которых Иисус и Святой Дух могли прийти в будущем в Израиль как Истинные Родители, восстановить изначальное четырехпозиционное основание, захваченное сатаной, и возродить всех людей как своих детей.
Когда Моисей сказал Богу о том, что не обладает красноречием, Бог дал ему в помощь тех, кто говорил бы вместо него: его старшего брата Аарона (Исх. 4:14) и его сестру Мариамь - прорицательницу (Исх. 15:20). Этим было символически предсказано, что Иисус и Святой Дух - воплощения Слова (Иоaн. 1:14) - придут, восстановят человечество, утратившее его во время грехопадения, и помогут людям стать воплощением Слова. На пути восстановления Ханаана Аарон и Мариамь были наделены миссией следовать воле Моисея, занимавшего положение Бога, и направлять людей от его имени. В будущем Иисус и Святой Дух превозвысят волю Бога на всемирном пути восстановления Ханаана и возьмут на себя миссию искупления грехов человечества.
По велению Бога Моисей отправился на встречу с фараоном. Когда по дороге перед ним возник Господь и пытался убить его, жизнь Моисея была спасена благодаря тому, что его жена Сепфора обрезaлa крaйнюю плоть их сыну (Исх. 4:24-26). Она помогла Моисею преодолеть испытание и спасла их семью. Это позволило израильтянам освободиться от египетского гнета. Обрезание свидетельствовало о том, что во время пришествия Иисуса Божье спасение будет достигнуто, только если израильтяне совершат внутреннее обрезание.
Давайте рассмотрим, в чем состояло значение обрезания. Прародители человечества вступили в кровную связь с сатаной и пали, унаследовав кровь смерти через мужской половой орган. Чтобы восстановить падших людей в качестве Своих детей, Бог определил условие искупления - церемонию обрезания, которая состояла в том, чтобы обрезать крайнюю плоть мужского полового органа и дать крови истечь из него. Обрезание означает избавление от крови смерти. Одновременно это символ восстановления мужского владычества и знак того, что Бог восстановит людей в качестве Своих истинных детей. Существует три вида обрезания: обрезание сердца (Втор. 10:16), обрезание крайней плоти (Быт. 17:10) и обрезание всего сущего (Лев. 19:23).
Совершив десять казней, Бог дал возможность Моисею освободить израильтян из Египта (Исх. 7:14-12:36). Этот факт свидетельствовал о том, что в будущем Иисус спасет избранный народ Бога с помощью чудес и знамений. Когда Иаков жил в Харране 21 год, страдая от непосильного труда, Лаван десять раз обманывал его и не давал ему причитающейся платы (Быт. 31:7). Подобные события произошли и на пути Моисея, который следовал образцу пути Иакова: фараон не только продолжал притеснять израильтян сверх предназначенного срока, но и обманывал их десять раз пустыми обещаниями об освобождении. Поэтому в качестве возмездия за это Бог имел право поразить фараона десятью казнями. Среди них девятая и десятая имели особое значение.
Девятая казнь состояла в том, что Бог покрыл Египет густой тьмой на три дня, в то время как в жилищах израилевых оставил свет (Исх. 10:21-23). Этой казнью предвещалось, что, когда явится Иисус, мир сатаны погрузится во тьму, а на людей Бога прольется свет и две стороны разделятся. Десятая казнь выразилась в том, что Бог убил всех первенцев египтян, а также их первородных животных, а израильтян научил пометить косяки и перекладины дверей кровью ягненка, чтобы ангел смерти миновал их. Первенцы египтян, будучи на стороне сатаны, находились на положении Каина. Бог поразил их, чтобы израильтяне, занимавшие положение второго сына, Авеля, были восстановлены на положении старшего сына. Сатана захватил это положение и взял инициативу в свои руки на пути истории, Бог же остался позади, следуя за ним по пятам. Эта казнь свидетельствовала о том, что после пришествия Иисуса сторона сатаны погибнет, а сторона Бога, представляющая второго сына, будет спасена благодаря искуплению, которое ценой своей крови заплатил Иисус. Моисей возвратился из Египта с большими богатствами (Исх. 12:35, 36). Это означало, что во время пришествия Иисуса произойдет восстановление всего сущего.
Каждый раз, совершая очередную казнь, Бог ожесточал сердце фараона (Быт. 10:27). Причины заключались в следующем: во-первых, неоднократно показывая израильтянам Свое могущество, Бог хотел, чтобы они увидели, что Он - их Бог (Исх. 10:1, 2); во-вторых, Бог хотел, чтобы фараон попытался удержать израильтян любой ценой, прежде чем заставить его отпустить их, тогда фaрaон осознал бы свое бессилие и после ухода израильтян отказался бы от них; в-третьих, Бог хотел, чтобы израильтяне отказались от своей привязанности к Египту, возбуждая в них сильное чувство враждебности к фараону.
Когда Моисей убил египтянина, Бог открыл промысл для начала первого национального пути восстановления Ханаана. Однако этот путь не состоялся, поскольку люди не доверились Моисею. В промысле для начала второго пути Бог даровал израильтянам милость трех знамений и десяти казней. Являясь свидетелями этих чудес, они поверили, что Моисей был действительно послан Богом, чтобы возглавить их. Итак, они верили Моисею - личности типа Авеля, заложившей национальное основание веры, и следовали за ним, что позволило им начать второй путь восстановления Ханаана.
Однако недолговечные, основанные на увиденных чудесах вера и послушание израильтян не являлись достаточными для того, чтобы выполнить искупительное условие избавления от падшей природы. Из-за предыдущей неудачи в создании этого условия сатана захватил весь провиденциальный путь восстановления Ханаана. Теперь израильтянам, находившимся на положении Каина, предстояло восстановить этот путь, оставаясь преданными и послушными Моисею в течение всего долгого периода скитаний в пустыне. Только таким образом они могли восстановить национальное искупительное условие избавления от падшей природы. Субстанциальное основание на национальном уровне могло быть заложено лишь при условии непоколебимой веры израильтян в Моисея на всем пути через пустыню и их вступления в Ханаанскую землю.
В промысле для начала второго национального пути восстановления Ханаана израильтяне получили большую милость, чем на первом пути. Но поскольку продление произошло из-за неверия израильтян, условие искупление, которое им надлежало выполнить, было на этот раз соответственно бо'льшим. На первом пути израильтяне могли бы добраться до Ханаана по прямой дороге, через землю Филистимскую, за 21 день - период, соответствующий 21 году жизни Иакова в Харране. Это произошло бы при условии их абсолютного послушания Моисею. На втором пути Бог не вел израильтян прямым путем, опасаясь, что, встретив воинственных филистимлян, они вновь впадут в неверие и вернутся в Египет (Исх. 13:17). Он повел их окольным путем, через Чермное море и пустыню. Согласно Божьему замыслу, они должны были прийти в Ханаан спустя 21 месяц.
Итак, израильтяне во главе с Моисеем начали свой путь через пустыню, который должен был продлиться 21 месяц. Давайте рассмотрим этот путь и определим, почему он стал образцом для Иисуса на его всемирном пути восстановления Ханаана.
Когда фараон неохотно позволил Моисею приносить жертвы в Египте, Моисей сказал: "Нельзя сего сделать; ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему; если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? Мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как Он скажет нам" (Исх. 8:26, 27).
Моисей попросил разрешения у фараона отлучиться на три дня, намереваясь обмануть его и вывести весь народ из Египта. Этот трехдневный период имел такое же значение, как и три дня пути Авраама к горе Мориа, которые были необходимы для отделения от сатаны перед принесением Исаака в жертву. Со времен Авраама этот искупительный период требовался в начале каждого провиденциального пути с целью отделения от сатаны. Например, когда Иаков нaчaл путь восстановления Ханаана, ему был необходим трехдневный период отделения от сатаны, для чего он обманул Лавана и покинул Харран (Быт. 31:19-22). Чтобы освободить свой народ от египетского рабства, Моисей в начале второго национального пути обманул фараона, попросив у него три дня, необходимые для отделения от сатаны. Иисус также начал духовный путь восстановления Хaнaaнa только по прошествии трех дней отделения от сатаны, которые предшествовали его победному воскресению.
Израильтяне, насчитывающие 600 000 мужчин, как написано в Библии, вышли из Раамсеса в пятнaдцaтый день первого месяца (Исх. 12:37, Чис. 33:3). Они чтили Божью волю в течение трехдневного пути к своему первому пристанищу в Сокхофе, и Бог дарил их Своей милостью, днем указывая путь облачным столпом, а ночью - огненным (Исх. 13:21). Облачный столп, направляющий израильтян днем, символизировал Иисуса, которому предстояло вести за собой народ Израиля по пути всемирного восстановления Ханаана. Огненный столп, за которым шли израильтяне ночью, символизировал Святой Дух - воплощение женского начала Бога. Он свидетельствовал о том, что Святой Дух укажет им путь в будущем.
У берегов Чермного моря Бог велел Моисею поднять жезл, чтобы воды расступились. Тогда "пошли сыны Израилевы среди моря по суше" (Исх. 14:22), а преследовавшие их египтяне утонули вместе с колесницами, когда воды сомкнулись и поглотили их (Исх. 14:21-28). Как объяснялось ранее, Моисей представлял Бога перед фараоном (Исх. 7:1), а жезл Моисея символизировал Иисуса, который должен был явить Божье могущество в будущем. Следовательно, это чудо являлось прообразом того, что должно было произойти во времена Иисуса: на всемирном пути восстановления Ханаана сатана будет преследовать верующих людей, идущих за Иисусом, однако тот поднимет железный жезл (Отк. 2:27, Пс. 2:9) и нанесет удар по морю зла этого мира; воды разойдутся, и откроется ровный путь, которым пойдут верующие, а сатана, следующий по пятам, погибнет. Железный жезл символизирует Божье Слово (Эсхaтология 3.2.2). B Библии слово "водa" ознaчaет "грешный мир" (Отк. 17:15). Поэтому о нем иногдa говорится кaк о "море злa" или "море стрaдaний".
Израильтяне пересекли Чермное море и прибыли в пустыню Син в пятнaдцaтый день второго месяца после исхода (Исх. 16:1). С тех пор Бог кормил их манной и перепелами, пока они не достигли обитаемой земли (Исх. 16:13-35). Манна и перепела символизировали плоть и кровь Иисуса, которые вольют жизнь во всех людей на всемирном пути восстановления Ханаана. Поэтому Иисус сказал: "Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли... если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Иоан. 6:48-53).
Когда израильтяне вышли из пустыни Син и остановились в Рефидиме, у них закончилась питьевая вода. Бог велел Моисею ударить по скале в Хориве, чтобы из нее пошла вода. Он ударил по скале и напоил людей водой, которая спасла их жизни (Исх. 17:6). Святой Павел писал: "Камень же был Христос" (1 Кор. 10:4). В соответствии с этим чудо изливающейся из камня воды предвещало, что Мессия спасет человечество водой вечной жизни (Иоан. 4:14). Две каменные скрижали, полученные Моисеем на горе Синай, символизировали Иисуса и Святой Дух; камень - "корень" каменных скрижалей - символизировал Бога. Когда Моисей ударил по скале и дал людям воды, он заложил основание для того, чтобы получить каменные скрижали, а также построить впоследствии ковчег завета и скинию.
В Рефидиме Иисус Навин сражался с амаликитянами. Когда Моисей поднимал руки, побеждали израильтяне; как только он опускал их, побеждали противники. Аарон и Ур посадили Моисея на груду камней и поддерживали его за правую и левую руку, чтобы дать возможность Иисусу Навину победить царя амаликитян и его войско (Исх. 17:10-13). Эти события также предвещали то, что должно было случиться во времена Иисуса. Иисус Навин символизировал верующих, амаликитяне - мир сатаны, а Аарон и Ур представляли Иисуса и Святой Дух. То, что Иисус Навин победил амалякитян перед лицом Моисея, руки которого поддерживали Аарон и Ур, предвещало, что верующие люди сразят любое зло на своем пути, если они будут служить Троице - Богу, Иисусу и Святому Духу.