Провиденциальная эпоха создания основания
Для восстановления
Раздел 1
Провидение восстановления в семье Адама
Несмотря на то что грехопадение случилось по вине человека, ответственность за спасение падших людей Бог взял на Себя (Эсхатология 2.1). Поэтому Божье провидение, направленное на их восстановление, началось непосредственно с семьи Адама, где согласно воле Бога следовало заложить основание для Мессии.
Как уже говорилось во Введении ко второй чaсти, из-за своей кровной связи с сатаной Адам оказался в положении между Богом и сатаной, которое предполагало отношения с ними обоими. Чтобы выйти из этого промежуточного положения, перейти на сторону Бога и заложить основание для Мессии, падшему человеку необходимо выполнить определенные условия искупления. Так, семья Адама должна была создать условия искупления для восстановления основания веры и субстанциального основания и заложить таким образом основание для Мессии. Тогда пришествие Мессии состоялось бы в семье Адама и провидение восстановления осуществилось бы в этой семье.
Основание веры
Во-первых, для восстановления искуплением основания веры падшие люди должны иметь определенный объект, необходимый для выполнения условия. В самом начале из-за своего неверия Адам утратил Слово Бога, данное ему как условие для создания основания веры. В результате он пал до положения, в котором получить Слово Бога непосредственно оказалось невозможным. Чтобы восстановить основание веры, Адам должен был с верой преподнести Богу объект для условия, заменяющий Слово, делaя свое приношение в соответствии с волей Бога. Таким объектом для условия в семье Адама была жертва.
Во-вторых, для восстановления основания веры требуется также центральная личность. Естественно предположить, что центральной личностью в семье Адама являлся сам Адам и что именно ему следовало сделать богоугодное жертвоприношение, от которого зависел успех в создании основания веры.
Тем не менее нигде в Библии мы не найдем записей о том, что Адам приносил жертву. Вместо него это делали его сыновья — Каин и Авель. В чем причина? Согласно принципу творения, человек должен служить только одному господину. Бог вершит провидение только в соответствии с принципом творения, поэтому Он не может иметь делa с людьми, которые служат двум хозяевам. Если бы Бог принял Адама и его приношение, сатана воспользовался бы кровными узами с Адамом, как условием для того, чтобы захватить Адама и его жертвы. В результате сложилась бы ситуация, не соответствующая Принципу, т. е. Адам служил бы двум господам — Богу и сатане. Поскольку Бог не может осуществлять провидение в противоречии с Принципом, Он символически разделил Адама, воплотившего как добро, так и зло, на две половины. Одна символизировала добро, а другая — зло. В соответствии с этим промыслом разделения Бог дал Адаму двух сыновей, один из которых представлял добро, а другой — зло, и определил каждому положение, в котором он мог служить только одному господину (что соответствовало Принципу): либо Богу, либо сатане. Только после этого Бог предоставил им возможность, каждому по отдельности, сделать свои приношения.
И Каин, и Авель были сыновьями Адама. Кому из них предназначалось представлять добро и сообщаться с Богом, а кому — быть представителем зла и сообщаться с сатаной? И Каин, и Авель были плодами грехопадения Евы, — следовательно, их позиции (являющиеся относительными) определились в соответствии с ходом грехопадения. Грехопадение Евы состояло из двух актов беззаконной любви. Первый означал духовное грехопадение и представлял собой любовную связь между Евой и архангелом. Второй акт являлся физическим грехопадением и представлял собой любовные отношения между Адамом и Евой. Безусловно, оба эти акта греховны, но, если задаться вопросом, который из них нарушил Принцип в меньшей степени и являлся поэтому более простительным, придется признать, что это был второй акт грехопадения. Почему? В первом акте Ева вступила в связь с архангелом, который, согласно Принципу, никогда не должен был стать ее супругом. При этом ее мотивом было неумеренное желание испытать то, чему не пришло время, и уподобиться Богу, стать всеведущей, как Он (Быт. 3:5). Во втором акте грехопадения Ева, не получив Божьего согласия, вступила в преждевременные отношения с Адамом, который, соглaсно Принципу, предназначался ей в супруги; к этому ее побуждало осознание беззаконности первого акта грехопадения и стремление вернуться к Богу (Грехопадение 2.2).
И Каин, и Авель были плодами прелюбодеяния Евы. Поэтому Бог вынужден был использовать два беззаконных акта любви Евы, чтобы разделить Каина и Авеля, поставив их, соответственно, в разные положения. Иными словами, поскольку Каин, являясь первым плодом любви Евы, символизировал ее первый греховный акт любви с архангелом, он стал представителем зла и занял положение взаимодействия с сатаной. Авель, будучи вторым плодом любви Евы, символизировал ее второй греховный акт любви с Адамом, поэтому он стал представителем добра и занял положение взаимодействия с Богом.
Сатана захватил власть над творением, созданным Богом по Принципу, и образовал мир не-по-Принципу, который лишь внешне напоминал Божий замысел. В изначальном мире по-Принципу Бог предполагал вырастить старшего сына, чтобы передaть ему по нaследству прaво первородства. Поэтому сатана чувствовал бо’льшую привязанность к старшему сыну, чем к младшему. Захватив господство над Вселенной, он хотел захватить и старшего сына, Каина, который представлял для него бо’льшую ценность. Поскольку сатана был так сильно привязан к Каину, Бог обратился к Авелю.
Библия свидетельствует о разных положениях первого и второго сыновей. К примеру, Бог сказал Каину: “Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит” (Быт. 4:7). Эти слова подтверждают, что Каин находился на положении объекта сатаны. Перед исходом израильтян из Египта Бог поразил не только всех первенцев египтян, но и все “первородное из скота” (Исх. 12:29), потому что они занимали положение Каина, объекта сатаны. Когда израильтяне возвращались в Ханаан, только левитам, стоявшим на положении младшего сына — Авеля, было позволено нести ковчег завета (Втор. 31:25). Существует также библейская запись о том, что Бог любил второго сына, Иакова, и ненавидел первого сына, Исава, когда братья были еще во чреве матери (Быт. 25:23). Такая разница между ними основывалась единственно на том, что одному из них было суждено родиться первым, а другому — вторым. Когда Иаков благословлял двух своих внуков, Ефрема и Манассию, он скрестил руки во время благословения, положив правую руку на голову Ефрема, второго сына, занимавшего положение Авеля, и одарил его первым и бо’льшим благословением (Быт. 48:14). Тaкже, исходя из Принципа, Бог определил положения Авеля и Каина, в соответствии с которыми каждый из них мог иметь дело только с одним господином — Богом или сатаной, и велел им сделать жертвоприношения (Быт. 4:3-5).
Когда Каин и Авель принесли свои жертвы, “призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел” (Быт. 4:4). Почему Бог принял жертву Авеля и отверг жертву Каина? Потому что Авель находился на положении объекта Бога и жертвовал с верой, согласно Его воле (Евр. 11:4). Тaк Авель успешно заложил основание веры в семье Адама. Его пример — это свидетельство того, что падший человек может принести богоугодную жертву, если при этом выполнит необходимые условия.
Бог отверг жертву Каина не из ненависти к нему. Скорее всего Он поступил так потому, что у Каина имелось условие для взаимодействия с сатаной, дающее сатане право на его жертвы. Следовательно, Бог не мог принять жертвоприношение Каина до тех пор, пока тот не создаст определенное условие, оправдывающее принятие Богом его жертвы. На примере Каина Бог учит нас, что человек, находящийся на положении объекта сатаны, имеет возможность возвратиться на сторону Бога только в том случае, если выполнит необходимое условие искупления. Какое условие должен был выполнить Каин? Искупительное условие избавления от падшей природы. Дальше мы будем говорить об этом подробно.
Субстанциальное основание
Если бы Каин выполнил искупительное условие избавления от падшей природы, Бог с радостью принял бы его жертву и субстанциальное основание в семье Адама было бы заложено. Каким образом Каину надлежало справиться с искупительным условием избавления от падшей природы? Прародители человечества совершили грехопадение, поддавшись влиянию архангела, от которого они унаследовали падшую природу. Чтобы освободиться от нее, человеку необходимо создать условие искупления в соответствии с принципом восстановления искуплением, т. е. пройти путь, поворачивающий вспять процесс обретения падшей природы.
Архангел пал из-за того, что не смог полюбить Адама, а стал завидовать ему, поскольку Адам получал больше любви Бога, чем он. Это послужило причиной возникновения первой коренной черты падшей природы — “тенденции не придерживаться точки зрения Бога”. Чтобы избавиться от нее, Каин, находясь на положении архангела, должен был любить Авеля, стоявшего на положении Адама, принимая при этом точку зрения Бога.
Архангел совершил грехопадение потому, что не смог проникнуться почтением к Адаму как к Божьему посреднику и не принял от него любовь Бога. Вместо этого он попытался захватить положение Адама. В этом состояла причина второй коренной черты падшей природы — “стремления оставить надлежащее положение”. Чтобы избавиться от нее, Каин, находившийся на положении архангела, должен был чтить Авеля, занимавшего положение Адама, как Божьего посредника, и принять от него Божью любовь. Таким обрaзом Каину удалось бы сохранить надлежащее положение.
Архангел пал, когда провозгласил себя владыкой человека, который в действительности был его господином. В этом состояла причина третьей коренной черты падшей природы — “стремления изменить порядок владычества”. Чтобы избавиться от нее, Каин, находясь на положении архангела, должен был смиренно следовать за Авелем, занимавшим положение Адама. Приняв владычество Авеля, Каин восстановил бы надлежащий порядок владычества.
Бог велел Адаму не вкушать от плода познания добра и зла. Адам должен был передaть Его волю Еве, которая в свою очередь передала бы ее архангелу, преумножая таким образом добро. Вместо этого архангел передал Еве свою неправедную волю, выражавшую разрешение вкусить от плода. После этого Ева передала эту волю Адаму, спровоцировав его совершить грехопадение. Так возникла последняя коренная черта падшей природы — “стремление преумножать греховные деяния”. Чтобы избавиться от нее, Каину, представлявшему архангела, надлежало быть восприимчивым к намерениям Авеля, который был ближе к Богу, и унаследовать от него Божью волю. Таким путем Каин мог бы создать основание для преумножения добра.
В человеческой жизни можно нaйти немaло примеров, aнaлогичных ситуaции Каина и Авеля. Заглянув в себя, мы обнаружим, что наша сокровеннейшая душа тяготеет к добру (Рим. 7:22); она занимает положение Авеля. Наше тело, напротив, склонно служить закону греха, находясь на положении Каина (Рим. 7:25). Мы можем стать людьми добра только при условии, что наше тело будет послушно следовать велению души, ведущей к добру. И все же, подобно тому, кaк Кaин убил Авеля, нaше тело слишком часто восстает против души. Так развивается в нас зло. Вот почему религиозный путь в жизни требует, чтобы мы подчинили свое тело велениям души, устремленной к Богу, подобно тому, как Каин должен был покориться Авелю.
Подтверждение этому положению мы можем найти в практике жертвоприношений. Поскольку человек в результате грехопадения пал ниже положения всего сущего (Иер. 17:9), оно оказалось на положении Авеля. Следовательно, через принесение в жертву всего сущего человек может приблизиться к Богу. К примеру, общее стремление найти хороших наставников и преданных друзей вытекает из глубочайшего желания изначальной души приблизиться к Богу с помощью человека типа Авеля, который стоит ближе к Нему. Объединившись с таким человеком, мы тоже можем стать ближе к Богу. Христианская вера учит людей скромности и смирению, поскольку эти добродетели открывают перед ними возможность встретить человека типа Авеля и прийти через него к Богу. Взаимоотношения на любом уровне — от уровня личности и далее — к уровню семьи, общества, нарооа, страны и мира — предполагают наличие двух положений: Каина и Авеля. Чтобы добиться восстановления изначального положения творения на всех уровнях, те, кто находится на положении Каина, должны чтить и слушаться тех, кто занимает положение Авеля. Иисус пришел в этот мир как Авель, которому все человечество должно было покориться с великим смирением и за которым оно должно было последовать. Поэтому он сказал: “...Никто не приходит к Отцу, кaк только чрез меня” (Иоан. 14:6).
Если бы Каин смирился перед Авелем, выполнив искупительное условие избавления от падшей природы в семье Адама, в ней было бы построено субстанциальное основание, которое вместе с уже созданным основанием веры составило бы основание для Мессии на семейном уровне. Тогда Мессия явился бы в семью Адама и восстановил изначальное четырехпозиционное основание. Вместо этого Каин убил Авеля, повторив грех архангела и проявив унaследовaнные от него коренные черты падшей природы. В итоге семья Адама потерпела неудачу в создании субстанциального основания, вследствие чего Божье провидение восстановления в этой семье не осуществилось.