В сотворении мира явлено Триединство Бога.

В Новом Завете говорится, что Бог Отец творил через Своего Сына: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне... через Которого и веки сотворил» (Евр 1:1–2). Сын Божий — то Слово, через Которое мир был приведен в бытие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:1–3). По словам апостола Павла, Сын Божий «есть образ Бога невидимого... ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол 1:15–17).

Священномученик Ириней Лионский образно называет Слово и Дух двумя «руками»

Отца, которыми Он действовал при сотворении мира[90]. Поясняя участие каждого Лица Святой Троицы в творении, святитель Василий Великий говорит: «Отец есть предначинательная причина всего существующего, Сын — причина созидательная, Дух Святой — причина совершительная, так что волею Отца все существует, действием Сына все приводится в бытие, присутствием Духа все совершается... Посему представляй Трех: повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего Духа»[91]. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, в сотворении мира «мысль [Бога Отца], дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом»[92].

Бог сотворил мир по любви[93] — по Своему свободному произволению. Не было никаких внешних причин, которые вынудили бы Бога сотворить мир.

Бог самодостаточен по Своей природе и не нуждается в творении (Деян 17:25); Он вечно существовал до того, как появился мир (Пс 89:3). Возникновение мира является следствием свободного Божественного волеизъявления: Бог, «не принужденный кем-либо, но по Своей воле и свободно сотворил все»[94].

Будучи Любовью (1Ин 4:8), Бог сотворил мир по преизбытку любви; Он привел в бытие мир, чтобы мир приобщился Его любви. Любовь Божия выражается и в сотворении мира, и в том, что Бог продолжает заботиться о нем: «Любовью привел Он мир в бытие; любовью ведет Он его в этом временном образе существования»[95].

Священное Писание многократно повторяет, что Бог творит только благо и делает все для умножения блага. Он не перестает благоволить Своим созданиям (Деян 14:17), «Сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян 17:25); Он подает «все обильно для наслаждения» (1Тим 6:17), «открывает руку Свою» и щедро изливает на творение Свою милость, дабы все «насытились благом» (Пс 103:28). В этом смысле отцы Церкви говорят о том, что Бог создал мир не для Себя, но для нас — для тех, кого Он создал[96]. «Для Благости недостаточно было того, чтобы двигаться лишь в созерцании себя самой, но надлежало благу разливаться и идти далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»[97].

Бог сотворил все видимое и невидимоеиз ничего.

О том, что Бог сотворил мир из ничего, говорится в Ветхом Завете: «Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2Макк 7:28). Святитель Афанасий Великий пишет: «Вселенная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысел, и не из готового вещества сотворена... но из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог»[98].

Выражение «из ничего» означает, что Бог сотворил мир как нечто абсолютно новое, отличное от Него Самого. Блаженный Августин разъясняет смысл выражения «сотворил из ничего» так: «Бог создал и сотворил все существующее, насколько оно существует; так что всякая тварь, как разумная, так и телесная... как видимая, так и невидимая, создана не из Божественной природы, а Богом из ничего, и в ней нет ничего, относящегося к Троице, кроме того разве, что ее создала Троица... Поэтому говорить или веровать надлежит так, что все сотворенное ни единосущно, ни совечно Богу»[99].

Только Бог способен создавать из ничего, приводя творимое из небытия в бытие. Священномученик Ириней Лионский говорит: «Люди могут делать что-либо не из ничего, но из подлежащей материи, Бог особенно превосходит людей тем, что Он Сам призвал в бытие материю Своего создания, которая прежде не существовала»[100].

Согласно христианскому вероучению, «тварь произошла не из существа Бога, а приведена в бытие из небытия волею и силою Его»[101]. Представление о том, что мир был создан из некоей предсуществовавшей материи, противоречит христианскому вероучению.

Наши рекомендации