В Новом Завете важнейшим именем Божиим является «Отец».
Ветхий Завет лишь изредка говорит о Боге как Отце (Втор 32:6; Ис 63:16; 64:8; Мал 1:6; 2:10). В Новом Завете Господь Иисус Христос, обращаясь к Богу в молитве или говоря о Боге, чаще всего называет Бога Отцом. В беседах со Своими учениками Иисус говорит о Боге «Отец ваш» или «Отец ваш Небесный» (Мф 5:48; 6:4, 6:8,15,18,26,32; 7:11; Лк 12:30, 32; Ин 8:42; 20:17). Он учит Своих последователей начинать молитву словами: «Отче наш» (Мф 6:9), называет Бога Небесным Отцом всех верующих (Мф 5:48; 6:4,6,8,15,18,26,32; 7:11; Лк 12:30,32; Ин 8:42; 20:17). В посланиях апостола Павла имена «Бог» и «Отец» неразрывно связаны (1Фес 1:1; Гал 1:3; 1Кор 1:3; 2Кор 1:2; Рим 1:7; Флп
1:2).
В соответствии с ветхозаветной традицией Бог в Новом Завете также именуется Благословенным (Мк 14:61) и Всевышним (Лк 1:32,35,76; 6:35).
Свойства Бога
Имена Божии, используемые в Священном Писании, как правило, указывают на те или иные свойства Бога или на действия Бога в мире.
По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Бог именуется «несозданным, безначальным, бессмертным, беспредельным, вечным, нематериальным, благим, обладающим творческой силой, праведным, просвещающим, неизменным, бесстрастным, неописуемым» [52] . В Катехизисе святителя Филарета, митрополита Московского, говорится: «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный»[53].
Бог непостижим.
Ветхозаветный мудрец спрашивает: «Кто может исследовать великие дела Его? Кто может измерить силу величия Его? и кто может также изречь милости Его? Невозможно ни умалить, ни увеличить, и невозможно исследовать дивных дел Господа» (Сир 18:3–5). Праведный Иов восклицает: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес... глубже преисподней... длиннее земли мера Его и шире моря» (Иов 11:7-9).
Апостолы говорят о Боге, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим 6:16; см.: 1Ин 4:12), ибо Только Сам Бог всецело знает Самого Себя (1Кор 2:11).
О непостижимости сущности Бога говорят многие отцы Церкви.
В IV веке эта тема приобрела особое значение в связи с необходимостью опровержения ереси Евномия, который считал, что возможно абсолютное знание сущности Божией, и таким образом отрицал непостижимость Бога[54]. «Корнем всех зол» называет подобные мысли святитель Иоанн Златоуст: «Человек дерзнул сказать: я знаю Бога так, как Сам Бог знает Себя. Нужно ли обличать это... Это — явное безумие, непростительное безрассудство, новейший вид нечестия; никто никогда не дерзал ни помыслить, ни произнести ничего подобного. Подумай, несчастный и жалкий, кто ты и Кого исследуешь? Ты — человек, а исследуешь
Бога?»63.
Бог невидим.
На просьбу Моисея показать ему славу Божию Бог отвечает, что человек не может увидеть лицо Бога и остаться в живых (Исх 33:18–20). В Новом Завете мысль о том, что Бог невидим, выражена столь же ясно: Бога «никто из человеков не видел и видеть не может», поскольку «Единый, имеющий бессмертие... обитает в неприступном свете» (1Тим 6:16).
В Евангелии от Иоанна утверждается, что Бог невидим по природе, однако Он был явлен человечеству через Иисуса Христа: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18)».
Бог вечен и вездесущ.
Время и пространство — неотъемлемые характеристики тварного мира, но Творец пребывает вне пространства и времени. Псалмопевец выражает это так: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс 89:5);
«Дни мои — как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь» (Пс 101:12–
13).
В Ветхом Завете говорится, что Бог превосходит все пространственные ограничения (3Цар 8:27; Иер 23:23–24; Пс 138:8–10) и объемлет всё сотворенное (Прем 1:7). По слову святителя Кирилла Иерусалимского, Бог «не ограничен каким-либо местом... Он во всем и вне всего»[55].
О вездесущии Божием говорит Псалмопевец:«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс 138:7–10).
Бог всемогущ.
Ветхозаветный пророк возвещает: «Ибо Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится» (Иез 12:25). Для Бога нет ничего невозможного (Быт 18:14). Бог всемогущ на небе и на земле, ибо Он Сам сотворил их (Быт 2:4).
Бог по Своему благоусмотрению располагает Своим творением (Иер 27:5), созданным Его словом и «духом уст Его» (Пс 32:6). Он властвует над силами и порядком сотворенной Им вселенной (Пс 64:8; 88:10). Поскольку Он Сам установил этот порядок (Иов 28:25–28; Прит 8:27–31), Он может и менять его. Бог «знает наперед будущее, Он могущественнее всего; знает и делает так, как хочет»[56].
О всемогуществе Божием свидетельствует в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «Авва Отче! Все возможно Тебе» (Мк 14:36). По словам Спасителя, Богу «все возможно» (Мф 19:26).
В Священном Писании многократно говорится о благости Бога и о том, что Бог есть источник всякого добра.
В Ветхом Завете Божественная благость является предметом молитвенного славословия: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс 117:1); «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс 33:9); «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс 85:5).
В Новом Завете Господь Иисус Христос говорит о Боге: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). Благость Божия показывается через сравнение с действиями человека: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7:11). По словам Христа, Бог «благ и к неблагодарным и злым» (Лк 6:35).