Христианская вера есть одновременно вера всей Церкви и вера каждого ее члена. Это вера библейская, апостольская и святоотеческая.
Церковь обладает опытом духовного общения с Богом в вере, надежде и любви. Этот опыт преемственно восходит к тем примерам богообщения, о которых повествует Библия. Сам Бог вечен и неизменен — меняются лишь эпохи постепенного самооткровения Бога, которое достигло полноты с приходом в мир Спасителя Иисуса Христа. И поныне в Церкви звучит то же благовестие о Христе, которое несли разным народам Его непосредственные ученики — апостолы. Позднее апостолам наследовали те, кого Церковь именует «святыми отцами»: они жили и совершали свое служение в разные эпохи и в разных странах, но их наследие остается авторитетным для Церкви во все времена.
При всех изменениях отдельных внешних форм жизни и служения Церкви ее внутренняя, духовная жизнь остается неизменной. «Мир сей» исторически изменчив, но Церковь как «Царствие Божие, пришедшее в силе»(Мк 9:1), есть животворное духовное присутствие Бога в этом мире, неподвластное времени и пространству.
Вера и неверие
Церковь верит, что для спасения человека необходимо принятие Откровения, данного человечеству через Богочеловека Иисуса Христа. Однако христианская вера никому не может быть навязана силой.
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). Христос стучится в двери сердца человека, но вера в Него может родиться только через свободный отклик человека на призвание Божие.
Тот факт, что человек склонен ко греху и живет во грехе, затрудняет зарождение и развитие в нем веры. Она может вообще не возникнуть в человеке, и тогда он блуждает по беспутьям атеизма, материализма, нигилизма. В других случаях на место веры приходит суеверие, представляющее собой антипод веры; оно выражается, в частности, в поклонении предметам и явлениям материального мира вместо поклонения Богу Творцу.
Неверие имело место всегда, в том числе в библейскую эпоху. Об этом свидетельствует пророк Давид в словах псалма: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс 13:1; 52:2).
В древние времена неверие в Бога считалось безумием. Но позднее, и особенно в последние века европейской истории, неверие часто стало восприниматься как признак рационалистического мировоззрения. Более того, утвердилось особое учение, основой которого стало отрицание бытия Божия, — атеизм (букв. «безбожие»).
Отвержение христианской веры в форме безразличия к ней или же ее активного неприятия имеет разные причины. Однако нередко и убежденные атеисты, и безразличные к вере люди обретают веру на том или ином этапе своего жизненного пути.
Церковь напоминает о том, что неверие является субъективным состоянием человека, тогда как бытие Божие — это объективная реальность, которая не зависит от того, признает ее человек или нет. Человек может не верить в существование Бога и быть далек от Бога, но Бог всегда близок к человеку, даже если человек этого не сознает. Человек может не желать собственного спасения, но Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4).
Глава 2. Источники православного вероучения
Божественное Откровение и Священное Предание
Христианство — богооткровенная религия. В основе христианского вероучения лежит Божественное Откровение.
Непостижимый Бог Сам открывает нам необходимое для нашего спасения знание о Себе, о созданном Им мире и о человеке. Истины Божественного Откровения происходят не от человеческих рассуждений, а от Бога. Они являются даром Божиим, который надо принять для того, чтобы в соответствии с ними вести христианскую жизнь. «Божественное Откровение — это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить»[6], — пишет святитель Филарет Московский.
Провозвестниками Божественного Откровения были ветхозаветные пророки, но в полноте и совершенстве оно было явлено на земле Иисусом Христом, вочеловечившимся Сыном Божиим: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр 1:1–2). Евангелие от Иоанна свидетельствует: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18). Сам Иисус Христос говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11:27).
Откровение, которое Бог сообщил о Себе ветхозаветным пророкам и которое в полноте было явлено миру через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, именуется сверхъестественным — в отличие от естественного откровения, сообщаемого Богом через тварный мир или через историю человечества.
Сверхъестественное Откровение всегда сберегалось в сообществе верующих: во времена Ветхого Завета — у богоизбранного народа, история которого запечатлена на страницах Библии; после пришествия в мир Христа — в христианской Церкви. Через Свое Откровение Бог Сам указывает человеку цель истинной жизни и путь к достижению этой цели. Божественное Откровение хранится, передается, изъясняется и проповедуется Церковью.
Единый и непрерывный духовный опыт, хранимый в Церкви ипередаваемый из поколения в поколение,составляет Священное Предание[7].
В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает, в первую очередь, само передаваемое учение: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор 11:2); «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное.
Священное Предание передается, в частности, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, богослужебных текстах, творениях отцов и учителей Церкви, в рассказах о жизни святых подвижников благочестия, в церковных песнопениях и святых иконах. Именно посредством Предания сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение:«Я от Самого Господа принялто, что и вампередал», — говорит апостол Павел (1Кор 11:23).
Священное Предание есть общее достояние всей Церкви, принадлежащее ей в совокупности и каждому из ее членов в отдельности; оно является свидетельством ее единства, единомыслия, гарантом сохранения в ней апостольского учения.
По словам священномученика Иринея Лионского, хотя Церковь и рассеяна по всему миру, однако, приняв проповедь истины от апостолов, она тщательно хранит ее, «как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у нее были одни уста»[8].
Священное Предание выражается не только в текстах, но и, например, в действиях священнослужителей и народа во время богослужения, в церковной иконописи, богослужебных песнопениях, молитвах.
Святитель Василий Великий говорит: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... Ибо если отвергнем неписаные обычаи, как не имеющие большую силу, то неприметно повредим Евангелие в главных предметах». К числу таких неписаных обычаев святитель относит крестное знамение; обычай обращаться в молитве лицом к востоку; слова, произносимые священником на Евхаристии; молитвы церковных таинств9.
Помимо словесного выражения Предания, будь то в письменном или устном виде, к Преданию относится также духовный опыт богообщения и богопознания, который невозможно описать словами. Таким опытом обладали: Адам до изгнания из рая, библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков, боговидец Моисей и пророки, а затем и «очевидцы и служители Слова» (Лк 1:2) — апостолы и последователи Христа. Единство и непрерывность этого опыта, хранимого в Церкви вплоть до настоящего времени, составляет суть Священного Предания.
Божественное Откровение, записанное пророками и апостолами, именуется Священным Писанием.
Священное Писание есть Божественное Откровение, запечатленное письменно людьми, особо избранными для этого Богом.
Наименование«СвященноеПисание»заимствовано из Нового Завета, где оно указывает на ветхозаветные книги. Святой апостол Павел писал своему ученику Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания»(2Тим 3:15). Впоследствии термин «Священное Писание» был распространен также на книги Нового Завета.