По теории же Льва Тихомирова Ефесский период в развитии истории церкви охарактеризован как апостольский период, то есть со времен проповеди, начатой Самим Спасителем и продолженной апостолами.
Отк.2:1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
Держащий держит в Своей деснице семь звезд – семь Ангелов – семь духовных направлений и ходит посреди семи золотых светильников – семи церквей – семи христианских религий. Бог дал людям семь понятий, семь объяснений Своего духовного бытия. Люди же сделали из семи объяснений одного и того же большое количество направлений во что можно верить. Кому что более по вкусу и веруют кто во что горазд, как кому нравится. У Бога только одно требование – не уклоняться от веры Самому Богу.
Отк.2:2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
Ефесская церковь – это первый период в развитии истории христианской церкви. Это апостольский период, начавшийся с проповеди самого Спасителя, и продолженный Его апостолами и это про них в стихе пишется «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое». Но в этот же период появились и лжеапостолы, которые развращали учение Христа и отклонялись от него. Многие лжецы подделывались под них и называли себя апостолами, прикрываясь их именем несли искажения в учение Христа. Поэтому и само название города Ефес, который переводится как разврат, несет в своём названии указании на это.
Отк.2:3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
Вот это всё про апостольский период сказано: и переносили они много, и многие из них и их последователей терпели разные издевательства, распятия и другие казни и гонения. И всё же в этот период многие трудились не изнемогая ради имени Христа.
Отк.2:4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
Первая любовь – это учение Иисуса Христа и истинное поклонение Богу, т.е. то, с чего началась проповедь Христа и Его апостолов. Именно это Бог назвал первой любовью.
Но далее люди, по свойственной им склонности ко греху и привычке ошибаться, очень быстро стали уклоняться от поклонения и веры Богу на исполнение ритуалов: обрезываться или не обрезываться, есть идоложертвенное или нет, и начали создавать своих христианских кумиров по привычке к идолопоклонству. Это стало уводить христианство в сторону от истинной признательности Богу. Стали делить власть, приумножать кому еще поклоняться, каждая церковь, каждая страна, каждая нация выдвигала свои объекты поклонения. В конце концов, человеческие дрязги победили - христианство разделилось на отдельные направления и продолжает делиться и делиться, что порождает большое количество сект.
Лев Тихомиров считает, что первая любовь означает обычай «общего имущества», то есть благотворения, который был установлен в Апостольской Церкви., Ну что это такое! Почему взрослые умные мужчины все время сбиваются на такие мелкие материальные проблемы. Ешьте и пейте как вам хочется, хоть вместе, хоть по отдельности. У каждого свой вкус, своё здоровье, свои привычки в еде. Дело не в этом. Это всё – тень будущего. Проблема в том, что каждый человек в душе должен быть добрым, не стяжательным, не жадным ради своих собратьев и истины Бога. Ты можешь иметь своё не скрываясь, но только скажи честно: это я хотел бы оставить для себя, это моя территория. Проблема не в имуществе, проблема в страстях: в жадности, в зависти, во лжи и т.п. Имей что позволяет тебе твой доход, но только если рядом с тобой есть кто-то нуждающийся, окажи ему помощь по мере сил твоих. Богу все равно питаетесь вы все вместе или едите каждый своё, но только благодарить за всю жизнь свою: за доход или славу надо Бога, и не роптать за убыток. А если рядом есть голодный – покорми, поделись, не жадничай. Вот молитва иконкам, на которых изображены люди, какие бы святые они не были – это уход от поклонения Богу. Ведь человеку, оказавшему услугу, мы всегда говорим спасибо. Попробуй не сказать – сразу сделают замечание, скажут что ты не благодарный. А Бог, как нам кажется, молчит, вот и обходят Его стороной.
Отк.2:5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
Вот в этом стихе дается самое главное пророчество, которое потом на протяжении всего Апокалипсиса объясняется что и как будет происходить как это будет – «сдвину светильник твой с места его». Как и какими наказаниями Бог будет вести нас в правильном направлении.
«покайся, и твори прежние дела» Мы свернули ни на ту улицу, нам необходимо раскаяться в этом и опять вернуться к той вере, которой учил нас Иисус Христос.
Вспомни откуда ты ниспал, а ведь мы ниспали от Бога и вернуться мы должны к Нему. Все уверяют, что верят в Бога, читают Ему молитвы, ходят к Нему в храмы. А Он говорит нам в этом стихе, что это неправда, что мы пытаемся обмануть Его и предлагает нам покаяться и вернуться на прежний путь. Представьте себе слова человека против слова Бога. Человек говорит, что верит в Бога и поклоняется Ему, а Бог говорит нам: покайся и вернись на прежний путь. Как вы думаете кто в этом споре прав, а кто лжет? Человек говорит, что и литургии каждый день служит и каится и причащается , и ещё много чего исполняет во имя Бога. А Бог говорит: покайся и вернись, всё равно уличает человека во лжи. Я почему-то верю больше словам Бога. Скорее всего это означает что не так мы верим и не правильно всё исполняем, если Бог нас уличает.
Это пророчество дается в самом первом периоде истории церкви. А дальше весь Апокалипсис рассказывается как и что будет сдвинуто и какие язвы Бог пошлет на землю для того, чтобы люди покаялись и вернулись к прежнему. Стали творить прежние дела: молиться Богу, благодарить Бога, поклоняться Богу. Ему, и только Ему.