Проповедь даёт возможность испытать вкус

Есть одна история на эту тему. Она – ключ к тому, что должно происходить в бхакти-врикше. Её рассказывал Джаяпатака Махарадж. Обычно в индийских храмах, по крайней мере, до недавнего времени, было много прихожан, но особо ими никто не занимался, по крайней мере, пока бхакти-врикша не появилась, особенно ещё никто ни с кем не работал. Преданные просто приходят на воскресную программу, и этого достаточно. И президент одного большого индийского храма однажды решил устроить максимально пышное празднование Джанмаштами. И он собрал прихожан на воскресной программе, раздал красивые буклеты с приглашением на Джанмаштами и сказал «Пожалуйста, приглашайте всех ваших друзей, знакомых, родственником, давайте соберём всех у нас на ДЖанамаштами». И преданные разошлись. Через три дня к этому президенту храма прибегает совершенно восторженный прихожанин и говорит с сияющими глазами: «Прабху, прабху, почему вы нам раньше этого не говорили? Почему вы не говорили, что рассказывать о Кришне – это такое счастье? Я уже три дня ничем другим не занимаюсь, я всем моим знакомым раздаю эти буклеты, приглашаю на Джанмаштами и рассказываю о Кришне. Я так счастлив, так счастлив, так счастлив, почему Вы нам раньше этого не говорили?». Джаяпатака Махарадж рассказывает эту историю и говорит: «Смотрите, мы должны заботиться о прихожанах. Мы должны дать им этот вкус. Почему мы скрываем от них этот вкус?».

(Ангира Муни дас, «Азбука успешной Бхакти-врикши»)

2. Как помочь всем людям стать счастливыми?

Подсказка для ведущего:

На бхакти-врикше люди могут научиться следовать нашим принципам и стать счастливыми

ЦИТАТА

Он не знает про Кришну, из-за того, что он покрыт занавесом йогамайи.

нахам пракашах сарвасйа
йога-майа-самавритах

БГ 7.25

Но мы можем их всех сделать счастливыми с помощью сознания Кришны, если они будут следовать нашим наставлениями, даже в этом материальном мире.

пурнам сукхайате. Мы можем дать им полное счастье, если они будут следовать нашим принципам.

(Утренняя прогулка, 3 октября 1975, Маврикий)

3. Как вы думаете, может ли каждый человек попасть на Бхакти-врикшу или нет?

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА

Сознание Кришны не для всех

Остаётся важный вопрос: насколько широко хотел Шрилы Прабхупада распространить Движение пения Харе Кришна маха-мантры? Рассчитывал ли он, что все люди или хотя бы большая часть вовлечётся в него? Ответ на этот вопрос однозначный: «Нет».

<…> В той же самой беседы Шрилы Прабхупады с Алленом Гинзбергом [Колумбус, 12.05.1969 – прим.ред.] Аллен снова и снова возвращается к тому, что представляется ему проблематичным в Движении Шрилы Прабхупады, - заведомой узости, на которую обрекает это Движение жёсткая привязка к конкретной традиции, требование соблюдения регулирующих принципов, конкретные ритуалы и священные писания, употребление санскрита и проч. Он предлагает просто распространять «пение мантры без всякой философии и ритуалов». Он даже сравнивает практику вайшнавов с правилами ортодоксальных иудеев, предостерегая, что под напором современных тенденций сознание Кришны может просто исчезнуть с лица земли из-за чрезвычайно, по его оценкам, ортодоксальности. Но Шрила Прабхупада на все его предложения снизить стандарты, принятые в ИСККОН, неизменно отвечает отказом: «У меня нет черзмерных амбиций. Сознание Кришны не для всех. Все не примут его. Оно для редких душ, но у тех, кто хотел бы следовать по этому пути, такая возможность должна быть». Иначе говоря, Шрила Прабхупада хотел расширения Движения сознания Кришны, но не любой ценой, не за счёт снижения уровня философского понимания или стандартов практики.

(Бхакти Вигьяна Госвами, «Размышления над миссией Шрилы Прабхупады», официальный документ РОСК)

4. Может ли какая-то идея объединить всех людей, независимо от национальности и вероисповедания?

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА 1

Общая религия для всех людей, независимо от их положения, - это преданное служение. Преданным служением Господу могут заниматься даже животные, и лучший пример тому – Шри Ваджрангаджи, Хануман, великий преданный Господа Шри Рамы. Мы уже говорили, что даже дикари и каннибалы могут служить Господу, если ими будет руководить Его истинный представитель. «Сканда-Пурана» рассказывает о жившем в джунглях охотнике, который под руководством Шри Нарады Муни стал великим преданным Господа. Итак, в преданном служении Господу могут участвовать все живые существа. Очевидно, что религиозные верования, меняющиеся в зависимости от страны и культурной среды, не могут служить общей религией для всех людей. Однако в основе всех без исключения религий лежит принцип преданного служения (ШБ, 2.8.18, комм.)

ЦИТАТА 2

Шрила Прабхупада множество раз подчёркивал, что Веды – не источник очередной религии, которую нужно слепо принять на веру. Ведические писания формулируют универсальные духовные законы, которые одинаково справедливы везде и всегда. О духовной, бессмертной природе сознания говорится и в других религиях, однако в ведических писаниях духовные в своей основе законы мироздания сформулированы наиболее полно и наиболее последовательно. И критерием верности этой науки является её способность разрешать проблемы людей: «Подобно этому, вы можете развивать любые технологии. Это не запрещается. Но в то же время попытайтесь понять эту технологию – науку о душе. Она существует. Это не пустые слова. Это реальная наука. Подобно тому как наука не является досужей выдумкой, сознание Кришны тоже не просто какие-то выдумки. Наука означает «два плюс два равняется четырём». Точно так же сознание Кришны означает разрешение всех проблем жизни» (Лекция перед студентами MIT, Бостон, 5.05.68).

(Бхакти Вигьяна Госвами, «Размышления над миссией Шрилы Прабхупады», официальный документ РОСК)

5. Как вы считаете, достаточно ли преданным заниматься только проповедью саттва-гуны или нужно обязательно давать духовные знания?

(Пример проповеди саттва-гуны: экология, здоровая жизнь, вегетарианство, аюрведа, астрология, гигиена, семейные отношения, психологическая помощь, навыки личностного роста и т.д. )

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА

Нужно подняться над этим. Нужно подняться даже над так называемой благостью этого мира. Подобно Арджуне. Он хотел стать хорошим человеком в этом мире. Он пытался обойти наставления Кришны. Кришна требовал от него: «Ты должен вступить в битву на Курукшетре!». Но тот хотел остаться хорошим человеком. И состоялась битва. Приняв наставления Кришны, Бхагавад-Гиту, Арджуна тем самым поднялся даже над материальной благостью, присущей материальному миру. И Кишна пытается поднять его до… траи-гунйа-вишайа веда нистраи-гунйо бхаварджуна /БГ, 2.45/. Весь материальый мир пропитан тремя гунами природы. Их влияние необходимо преодолеть. Так же как не стоит стремиться стать заключённым первой категории. В тюрьме есть заключённые первой категории, привилегированные, и заключенные третьей категории. Последний не должен мечтать: «Буду оставаться здесь, в этой тюрьме, чтобы стать заключёнными первой категории». В этом нет ничего хорошего. Он должен выйти за пределы тюремных стен, то есть оказаться на свободе! В этом его цель.

(лекция по БГ 3.31-43, Лос-Анджелес, 1.01.1969)

6. Как вы думаете, какие темы обязательно должны входить в любую просветительскую программу для новых людей, независимо от её направленности (философский клуб, кулинарные курсы и т.д.)?

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА 1:

Разумный человек может осознать неестественность своего материального существования и задуматься над тем, кто он такой, почему ему приходится испытывать бесчисленные страдания и как от них можно избавиться. Тогда, при условии благоприятного общения, по-настоящему разумный человек сможет повернуть свою жизнь к лучшему, встав на путь самоосознания. Поэтому шастры рекомендуют разумному человеку общаться с великими мудрецами и святыми, идущими путем освобождения. Общаясь с ними, он получит наставления, которые ослабят его привязанность к материи. Так разумный человек постепенно избавляется от иллюзии материи и ложного эго и обретает вечную жизнь, исполненную знания и блаженства.

(ШБ, 2.10.32, комм.)

7. Является ли борьба с наркоманией и алкоголизмом эффективной помощью людям, если мы не говорим о духовной практике?

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА

Наркотики уничтожают весь западный мир. Привычка к наркотикам разлагает вас и в конце концов убьёт. На самом деле она уже уничтожила Америку. Никто не может ей противостоять. Ни бизнесмены, ни большие учёные, ни великие борцы. Ничего не помогает. Все уже испорчены. Единственный выход – сознание Кришны. Папи тапи йата чхила, хари-наме уддхарила. Их можно спасти только таким способом. Никакого другого способа нет. В противном случае вся их жизнь превратится в ад. Все американцы – гордые материалисты. Это реальность. Поэтому, если вы хотите помочь своей стране, помогите молодёжи принять сознание Кришны. Это спасёт её. Спаситесь сами и помогите спастись своим братьям. В противном случае этот яд наркотиков – героина, кокаина, ЛСД, марихуаны – убьёт все. Но если вы достигнете стабильности в одной жизни, не отклоняясь в майю, вы найдёте решение всех ваших проблем. Это обязанность человека. Вместо того чтобы страдать от повторяющихся рождений и смертей, пожертвуйте Кришне одну жизнь. Да и какая это жертва? В чём мы ограничиваем себя, отказавшись от этих четырёх отвратительных привычек, принимая прасад, повторяя Харе Кришна и читая эти хорошие книги? В чём тут сложность?»

(беседа, Лондон, 15.08.1971)

8. Что может объединить людей, если не все станут членами общества сознания Кришны? Прочитайте цитату из миссии проекта «Гита-Нагари», которую Шрила Прабхупада написал в 1956 г. до отъезда в Америку.

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА 1

«Гита-нагари» должна подать пример того, как Бог, живые существа и природа могут уживаться друг с другом в мире и гармонии, как единое целое. Только тогда «Гита-нагари» покажет миру, как человек и Бог, человек и мир и мир и Бог могут мирно сотрудничать друг с другом, находясь между собой в сладостной гармонии, только в этот благословенный день попытка Объединённых Наций принести мир в человеческое общество увенчается успехом и мечта о бесклассовом обществе по всему миру осуществится в реальности. Нет никакого другого способа установить всеобщее братство и утвердить единую, универсальную религию, кроме как сделать это на основе научного понимания простого факта: Бог – отец всех живых существ, Природа – их мать, а все живые существа – дети от Их союза (документ «Гита Нагари, 1956 г.)

ЦИТАТА 2

Очевидно,что религиозная принадлежность человека, меняющаяся в зависимости от страны или культуры, в которой он вырос, не может быть религией, объединяющей всех людей. Но таким фундаментальным принципом является служение. (ШБ, 2.8.18, комм.)

9. Что может помешать людям принять милость Господа Чайтаньи?

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА

Имперсонализм

Я виделся с доктором Радхакришной. Когда он дает объяснения словам ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру /БГ 18.65/

то говорит открыто, что: «Здесь речь не идёт о Кришне, как о личности». Он так говорит. Просто посмотрите, на что нацелены его попытки. Он пишет комментарии к «Бхагавад-гите» и пытается покончить с Кришной, устранить Его. Просто мыслительные спекуляции. И этому нет конца. Надо быть осторожными. Что это? Продолжай. Имперсоналисты… Имперсоналисты не знают, что Кришна и Его тело суть одно и то же. Они считают, что когда Бог, Брахман, нисходит, то Он принимает материальное тело. Это – философия майявади. Поэтому Кришна говорит:

аваджананти мам мудха манушим танум ашритам БГ 9.11

Он нисходит… самбхавамй атма-майайа БГ 4.6

Он нисходит таким, каким Он есть. В противном случае, как Он может действовать таким удивительным образом? Когда он еще сидел на коленях матери, трех месяцев отроду, как мог он убить гигантскую демоницу Путану? Он не отличен от Своего тела. Он появляется по необходимости. Между телом и душой Кришны нет разницы. Он полон, совершенен и духовен. У нас, в нашем обусловленном состоянии, есть разница между телом и душой. Дехи и деха. (Нектар преданности, 3 октября 1972, Вриндаван)

ЦИТАТЫ 2

Невежество

И люди современной цивилизации не верят информации о том, как создаются их тела. Они просто заняты современными проблемами. И это всё. Современные проблемы не являются проблемами, мы вечны и наши проблемы вечны. Поэтому в современном веке люди не очень разумны. Они объявляют себя очень продвинутыми, но на самом деле они глупцы. Безумие быть мудрым там, где невежество – блаженство.

Весь мир полон невежества. Следовательно, мы пытаемся проповедовать это сознание Кришны и это наше безумие. Вы видите? Это наше безумие! Глас в пустыне. Но мы не можем остановить это занятие.

Они могут думать: Почему мы такие глупые, вы бросили всё, вы повторяете Харе Кришна, вы глупцы, вы не наслаждаетесь жизнью. Они могут говорить так, но, поскольку у нас нет ничего с ними, наше дело удовлетворить Верховного. В этом моё истинное удовлетворение.

(Гаура Пурнима, 5 марта 1974, Гавайи)

ЦИТАТА 3

Недостаток общения с преданными

Все наши страдания происходят из-за того, что у нас не хватает знания. Из-за того, что мы в невежестве. Но это знание можно получить, если мы будем общаться с теми, кто хорошо разбирается в этих вопросах.

(27 сентября 1968 года, Сиэтл)

10. Как члены Бхакти-врикш могут позаботиться о тех, кто не имеет достаточно духовной силы, чтобы практиковать сознание Кришны?

Подсказка для ведущего:

ЦИТАТА 1

Наши рекомендации