Подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, 29и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
30Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 32дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.
33Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
Евангелие (от Матфея): 46Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Глава 13.
1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9Кто имеет уши слышать, да слышит!
10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Господь проповедует и в это время к Нему приходит Его Мать и братья (сыновья праведного Иосифа от первого брака). В Евангелии от Марка сказано, что кто-то сказал им, будто Он (Господь) «сошел с ума» и потому они пришли, дабы увести Его. Однако придя, они не могут до Него добраться. В немалой степени, потому Он говорит, что родные Ему не те, кто таковые по плоти, но те, кто исполняют волю Его и слушают Слово Его. При этом Он показывает на учеников. На тему этих слов много рассуждается на тему духовного родства – о тех, кто являются братьями и сестрами не по плоти, а по духу, то есть, братьями и сестрами во Христе, рожденными для Царства небесного в одной купели и живущими одной семьей. Отцами в духе, с этой точки зрения, именуют священников, которые крестили их и которые окормляют их. Увы, сегодня такие тесные общины в наше время – редкость, встречающаяся, по большей части, у единоверцев (православные, придерживающиеся старых обрядов дониконовских времен, но остающиеся в лоне Русской Православной Церкви), имеющих по-настоящему тесные общины и по-монашески строго исполняющих предписания своих духовников. А ведь и апостол Павел много пишет, призывая к жизни христиан единой семьей: «…Ибо вы – Тело Христово, а порознь – члены. Страдает ли один член – страдает с ним и все тело…» Так что у нас есть к чему стремиться….
И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Глава 11.
1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.
27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Марфа и Мария. Две противоположности. Одна – только слушает слова Христовы, а другая – хлопочет о столах, возможно, совсем не внимания тому, что говорит Господь. Однако она ясно видит, что ее сестра «бездельничает», не хлопоча вместе с ней. В итоге Господь укоряет ее, так как она совершенно утонула в своих житейских хлопотах…. Нельзя сказать, что все эти мирские дела не нужны. Все это нужно, но…. всему свое время. Нужно, разумеется, и Богу уделить время, не утопая в житейских делах, гоняясь от заботы к заботе, а в итоге – падая в конце дня без сил, не оставляя себе времени и сил даже хоть немного помолиться. Господь же говорит: «не ищите того, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все прочее приложится вам». Опять же, это не значит, запрета на труд. Совсем наоборот. Просто должно быть время для труда на себя и для труда ради Бога, но Бог должен быть на первом месте всегда. В Богородичные праздники этот отрывок всегда читается в знак того, что Матерь Божия всегда наиболее удачно сочетала это, не впадая в крайности – не игнорируя общения с Богом, но и не бездельничая, однако и этот труд сочетая с общением с Богом, в единстве с которым ОНА была всегда…. К этому призываемся и мы…
По окончании службы о.Сергий поздравил всех с праздником Владимирской иконы Божией Матери, после чего
начал проповедь, посвященную нынешнему рядовому Евангелию. Сегодня на литургии читался короткий, но очень важный отрывок. Господь, находясь в некоем доме, проповедует и в этот момент к Нему приходят Мать и братья (говоря о них, о.Сергий напомнил, что они – дети Иосифа Обручника, бывшего вдовцом, а также заметив, что не будь он вдовцом и не имей детей – его бы «на пушечный выстрел» не подпустили к Пречистой Деве), о чем Ему возвещено. Однако Господь отказывается выйти, говоря, что мать и братья Ему – те, кто исполняет заповеди. Для нас, может быть, ничего страшного и не произошло – родители могут и подождать, если я занят. Но для патриархального общества произошла неслыханная вещь. Пережитки этих порядков и сегодня можно встретить в республиках Кавказа – человека, который подобным образом повел бы себя по отношении к родитеялм, ждали бы большие неприятности. Но Господь ведет себя именно таким образом. Почему же Он повел себя именно так? Многие этого могли не понять, хоть Матерь Божия поняла, ибо она, как сказано в Писании, слагала в седрце все, что говорил ее Сын. Но почему же, все-таки? Народ еврейский воспринимал Христа не как Христа, но как некоего пророка, как чудотворца, человека, который говорил так, как не говорил никто (здесь о.Сергий заметил, что если бы он сам проповедовал хоть полчаса, то послушали бы его лишь единицы. а слова Христа проникали в самое сердце, так что и слуги фарисеев, посланные, чтобы схватить Его, не смогли сделать это, потрясенные Его проповедью). Но для многих Он был просто-напросто чудаком, умалишенным, поскольку делал и говорил вещи, подчас чуждые для понимания обычного человека. И некие люди, как сказано в Евангелии от Марка, сказали Матери и братьям Его, что Он «сошел с ума», а потому те пришли забрать Его. Но Он словами своими, так сказать, поставил их на место. Итак, кто есть мать и кто – братья? Слова Христа показали, что близки к Нему не те, кто были Его родственниками по плоти, но те, кто исполняют волю божию. Применительно к нам эти слова говорят о том, что близки к Богу не те, кто «просто» верят, но те, кто исполняют заповеди. Исполнение же заповедей вне Церкви невозможно. На практике это означает, что близки к Богу вовсе не те, что «верят в душе». Что же эта «вера в душе» значит? Да, ничего! «Верящий в душе» скорей будет внимать каким-нибудь гороскопам, нежели Священному Писанию, так как вера Христова – это труд над собой, труд духовный. А все эти гороскопы труда не требуют, ибо сатана ищет любые способы уловить людей в свои сети, почему многим кажется, что они «сбываются». Но оставь веру бесам и поверь Богу – и смущение прекратится. Итак, ценна не просто вера, но исполнение заповедей, что невозможно вне Церкви. Церковь же – не здание храма, но сообщество верующих, объединенное вокруг священноначалия. Когда храм пуст – это просто здание, но люди, собравшиеся на богослужении – это уже Церковь. Итак, будем верить не мертвой верой, но деятельной, которая следует за Христом…
По окончании проповеди он напомнил всем расписание служб….